Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и самосознание. Качественные особенности сознания человека в отличие от психики от животных:




СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ.

Качественные особенности сознания человека в отличие от психики от животных:

1.Способность предвидения отдельных последствий своих действий;

2. Целостное отношение к действительности;

3. Радикальные отличия между обезьяной и человеком не в том, что человек регулярно делает и совершенствует орудия труда (Хотя обезьяна способна изготовлять орудия труда);

4. Наличие речи и языка (однако на современном этапе ученые и философы выделяют элементы рассудительной деятельности у животных)

5. Наличие самосознания.

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ (психика человека (субъективная реальность) не сводится к сознанию, она состоит из сознания и бессознательного.

СФЕРЫ СОЗНАНИЯ:

  1. познавательная
  2. эмоциональная
  3. мотивационно – волевая

Познавательная состоит из чувственного и рационального познания. Чувственное познание основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям. Рациональное познание – абстрактная мыслительная деятельность, оперирующая понятиями, суждениями, умозаключениями.

Внимание, интуиция (основа находится в бессознательном), память, воображение, язык.

Познавательная деятельность невозможна без языка, функцией которого является выражение и закрепление результата познания.

Эмоциональная включает внутренние чувства человека (радость, горе, сострадание), аффекты (гнев, ужас, ярость), эмоциональные состояния (настроения), элементарные эмоции (жажда, голод…).

Мотивационно – волевая. Это мотивы, интересы, потребности субъекта, которые ориентируют его в познавательной деятельности, а также воля (выбор цели, внутренние усилия необходимые для её достижения).

ВЫВОД: Все сферы сознания взаимосвязаны, причём, основную роль в познавательной деятельности играет рациональное познание, поскольку оно ориентирует чувственное познание, контролирует эмоциональную и мотивационно – волевую сферы.

Бессознательное (лекции по Фрейду) под которым понимается совокупность психических явлений неосознаваемых человеком – сновидения, гипнотическое состояние, инстинкты, стереотипы автоматического поведения, интуиция (способность непосредственного постижения истины путем прямого усмотрения безрационального обоснования).

Сознание индивида и общественное самосознание создают противоречивое единство. В этом индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей.

Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях. Специфическим качеством, высшим выражением сознания человека, как члена общества, является его самосознание.

Самосознание – осознание человеком собственной практической, духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Оно развивается в процессе утверждения личности, ребёнок не сразу осознаёт себя, т.е. не выделяет себя как особое, не противопоставляет себя внешнему миру. Это результат многообразной деятельности человека и общения с другими людьми.

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ:

  1. Самочувствие, элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир, окружающих вещей и людей.
  2. Осознание себя в качестве принадлежности к тому или иному человеческому сообществу.
  3. Осознание «Я» как особого образования похожего на «Я» других людей и вместе с тем уникального и неповторимого.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.