Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Государственный надзор за страховой деятельностью




Надзор за страховой деятельностью устанавливается государством в целях соблюдения требований законодательства, стимулирования развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц.

Основным государственным органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, является Департамент страхового надзора, который выполняет следующие функции:

· выдачу страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

· ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

· контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

· разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к Департамента;

· обобщение практики страховой деятельности, разработку и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Департамент страхового надзора вправе:

· получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций

· информацию от предприятий, учреждений, организаций, в том числе банков, а также граждан;

· производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности.

*При выявлении нарушений законодательства Департамент уполномочен выдать предписание по их устранению, а в случае невыполнения этих предписаний – приостановить или ограничить действие лицензий до устранения выявленных нарушений либо принять решение от отзыве лицензий.

Вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика.

В российских условиях, с развитием рыночных отношений, приватизацией государственной собственности, расширением предпринимательской деятельности, сокращением доли государственных структур в покрытии убытков, связанных с производственной деятельностью или интересами граждан, потребность в страховании также будет возрастать, а в сферу страховых отношений будут вовлекаться все новые объекты и субъекты. Особенно актуальной представляется задача развития регионального рынка страховых услуг с учетом государственных приоритетов в целях обеспечения надежной страховой защиты имущественных интересов населения, предпринимательских структур и представителей региональных государственных органов. Развитие национального страхового рынка России базируется на успешном функционировании региональных страховых рынков, соответствующих территориальному положению и особенностям отдельных экономических регионов России. Переход к рыночной экономике значительно расширяет сферу страховых услуг. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за ее сохранность страхование выполняло вспомогательную роль, не являясь при этом значительной составляющей экономики регионов.

Страховая защита помимо экономической категории представляется важной социальной характеристикой, касающейся удовлетворения первоочередных потребностей человека в обеспечении безопасности и определенных гарантий в возмещении ущерба в случае наступления непредвиденных событий негативного характера.

Страховая деятельность в России стала приобретать характер особого вида коммерческой деятельности только в последние годы, после ликвидации государственной монополии «Госстрах» и «Ингосстрах» и принятия Закона РФ «Об организации страхового дела». Многочисленные коммерческие страховые общества, функционирующие ныне на страховом рынке России и осуществляющие страховые операции, до сих пор в своем подавляющем большинстве не приобрели необходимого опыта. Рыночные отношения в страховом деле и, соответственно, конкуренция не достигли высокого развития, как и масштабы страховых операций, о чем свидетельствует, с одной стороны, его высокая рентабельность у страховщиков, а с другой – низкий процент охвата страхового поля.

Сфера страхования представляет собой инфраструктуру, способствующую повышению эффективности всех сфер предпринимательской деятельности. Этим и определяется значимость развития всех видов страхования в России. В условиях рыночных отношений любая коммерческая структура и индивидуальный гражданин в редких случаях могут иметь достаточные денежные резервы на случай крупного ремонта или полного восстановления своего имущества. Заинтересовано в развитии страховых отношений и общество в целом, выразителем интересов которого выступает государство. С одной стороны, общество заинтересовано в полном восстановлении утраченных или поврежденных материальных ценностей, без чего немыслимо благосостояние государства, а, с другой, - в том чтобы возмещение затрат причиненного ущерба, происходило полностью или частично за счет страховых фондов, общественных ресурсов, формируемых в основном за счет налогоплательщиков. Это означает, что существуют непосредственные социальные потребности в страховании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.