КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 16. Нормативный правовой акт
План: 1. Понятие и общая характеристика нормативных правовых актов 2. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта 3. Виды нормативных правовых актов 4. Понятие закона 5. Акты президента, парламента, органов исполнительной власти, органов суда, Конституционного совета 6. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов 7. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.,2002.- С.374-411; 418-421.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 11. Григорьев В. Основы теории государства и права: альбом схем (учебно-наглядное пособие).- Алматы, 2001.- С.46-52. 12. Закон о нормативных правовых актах от 24 марта 1998 г. 13. Конституция РК 1995 г. ст. 4. 14. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Учебное пособие.- М., 2003. С.126-132; 137-139. 15. Формы выражения (источники) права/ Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.- С.180-204. 16. Формы (источники) права / Тлембаева Ж.О.Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.87-101. Нормативный правовой акт – является главным источником современного казахстанского права, доминирующим источником права во всех современных правовых системах. Нормативный правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства, устанавливающий юридические нормы, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Важнейшим свойством нормативных правовых актов является наличие юридической силы, которая проявляется в обязательности исполнения предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах, в обеспеченности возможностью применения государственного принуждения и в их иерархии. Нормативные правовые акты не следует отождествлять с иными правовыми актами (индивидуальными правовыми предписаниями – актами применения права) - нормативный правовой акт направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений (Постановление Правительства, Законы Парламента), то акт применения права – на единичный случай; - нормативный правовой акт рассчитан на неопределенное большое количество ситуаций, то акт применения права – на однократную реализацию; - нормативный правовой акт не персонифицирован, то акт применения права (решение суда, Указ Президента) имеет конкретного адресата
Классификация нормативных правовых актов
Законами часто называют не только нормативно-правовые акты, изданные парламентом (или в порядке плебисцита), но и акты Правительства и других исполнительных органов. Такое понимание закона не соответствует его действительному смыслу и назначению. Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом по наиболее важным вопросам государственной жизни. Характерными признаками закона как ведущего источника права являются его особый порядок принятия высшим органом государственной власти (парламентом, монархом и др.) или всенародно и его высшая юридическая сила, проявляющаяся в невозможности отмены закона другим органом, кроме издавшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
Виды законов
Республика Казахстан является унитарным государством, поэтому законы издаются только Парламентом и едины для все органов государства и на всей территории. В соответствии с Конституцией РК высшей юридической силой обладают по отношению ко всем законам конституционные законы. Международные договоры, ратифицированные Парламентом, имеют высшую юридическую силу по отношению к законам Парламента. Подзаконный нормативный правовой акт — это разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм. В механизме реализации законодательных норм подзаконные акты выступают незаменимым средством обеспечения исполнения законов. Их подзаконный характер не означает их «меньшую» юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, но она не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами. Подзаконные нормативные акты многообразны: они различаются по своей юридической силе, положению и компетенции органов, их издающих. Наиболее важными подзаконными нормативными актами в Республике Казахстан являются: — акты (указы и распоряжения) Президента; — акты (постановления и распоряжения) Правительства; — акты государственных местных органов (представительных и исполнительных); — ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства. При этом важно заметить, что первые две группы указанных нормативных актов являются общими актами, т.е. имеющими распространение на всю территорию РК и на всех лиц. Нормативные акты местных государственных органов являются ограниченно-общими, т.е. обязательными для всех лиц, но в пространственно ограниченных рамках (область, город, район). Ведомственные акты, как правило, имеют внутреннее, внутриведомственное значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системе только данного ведомства, но в некоторых случаях в силу статуса ведомства и делегированных ему прав могут иметь межведомственное, общее значение и, следовательно, внешнее юридическое действие.
3. Иерархия нормативных правовых актов
*Иерархия нормативных правовых актов Республики Казахстан (СРС по Закону РК о НПА) 4. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц Все нормативные акты имеют временные, территориальные пределы своего действия и распространяются на определенный круг лиц. Пределы действия нормативного акта во времени определяют следующие обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия, применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»), и продолжение действия нормативного акта, утратившего юридическую силу по отдельным вопросам при наличии специального указания в новом нормативном акте («переживание закона»). Пределы действия нормативного акта в пространстве ограничены территорией государства и государственным суверенитетом.
Общее правило действия нормативных правовых актов по кругу лиц: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Исключение составляют сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие категории лиц, которые пользуются правом экстерриториальности.
Тема 17. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПЛАН: 1. Понятие и принципы нормотворчества, правотворчества, законотворчества 2. Правотворчество в различных правовых системах 3. Непосредственное правотворчество народа 4. Стадии правотворческого и законодательного процесса 5. Понятие систематизации нормативно-правовых актов 6. Виды систематизации 7. Законодательная (юридическая) техника 8. Язык закона ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.,2002.- С. 413 – 429;
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 17. Григорьев В. Основы теории государства и права: альбом схем (учебно-наглядное пособие).- Алматы, 2001.- С.61 –65. 18. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Учебное пособие.- М., 2003. С. 140 –147. 19. Правотворчество в Республике Казахстан/ Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.- С.216 – 240.. 20. Правотворчество и систематизация нормативных правовых актов/ Тлембаева Ж.О.Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.102 –107..
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |