Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика международного бухгалтерского учета




Лекция 11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

План лекции

11.1. Характеристика международного бухгалтерского учета

11.2. Необходимость сближения национальных стандартов учета

11.3. Внедрение МСФО в России

Вопросы для самоконтроля

 

Выход российских предприятий на внешние рынки в усло­виях становления и развития рыночных отношений определил необходимость совершенствования бухгалтерского учета в нашей стране, его ориентации на принципы других стран и на международные стандарты. Отсюда потребность изучения за­рубежного опыта, его рационального использования в практи­ке работы наших организаций с учетом особенностей форми­рования рыночной экономики, учетной политики конкретной организации, учетной системы зарубежного партнера.

При наличии общих методологических принципов бухгал­терского учета национальные правила его ведения во всех странах различны. Но при всем их многообразии можно выде­лить несколько групп стран, придерживающихся однотипных подходов к построению системы бухгалтерского учета и от­четности. В каждой из этих групп существует своя модель учетной системы.

Наиболее распространенной классификацией учетных сис­тем является трехмодельная:

1. Британо-американская модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.). Принципы учета устанавливаются в большей мере общественностью, чем законодательно. Учет ориентирован на потребности ин­весторов в большей мере, чем на государственный кон­троль.

2. Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.). Принципы учета устанавли­ваются в большей мере законодательно, чем обществен­ностью. Учет ориентирован на потребности инвесторов и государственный контроль.

3. Южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боли­вия и др.) Принципы учета устанавливаются законода­тельно. Учет ориентирован в большей мере на государст­венный контроль, чем на потребности инвесторов при высоком уровне инфляции.

Первая модель учетной системы ориентирована на инфор­мационные потребности широкого круга инвесторов, что ха­рактерно для высокого уровня развития рынка ценных бумаг. Эта модель, как правило, не предполагает строгое законода­тельное регулирование бухгалтерского учета. Вопросы его по­становки и ведения самостоятельно решаются каждой органи­зацией, исходя из установленных стандартов.

Стандарты определяют общепринятые правила и нормы, в пределах которых конкретному предприятию предоставляется свобода выбора решений. Это обеспечивает гибкость учетной системы и требует высокого уровня образования не только бухгалтеров, но и пользователей учетной информации.

Стандарты обеспечивают сопоставимость отчетной доку­ментации фирм, ее единообразие, облегчают ее проверку и доступность для пользователей. Они разрабатываются профессиональными организациями, но не государственными.

В условиях применения такой модели информация и учет­ная система делятся на финансовую и управленческую.

Финансовый учет регулируется стандартами. Его данные обобщаются в финансовой отчетности, предназначенной для широкого круга внешних пользователей. Таким образом дос­тигается соблюдение всеми организациями общих методологических принципов бухгалтерского учета, получение объек­тивной, сравнимой информации, необходимой для принятия ее пользователями обоснованных решений.

Учетная система в рамках первой модели имеет особенно­сти для каждой страны. В Англии основы финансового учета закреплены законодательно. Но они дополняются принципами финансового учета, устанавливаемыми негосударственными организациями и ассоциациями по учету и отчетности.

Национальные стандарты учета и отчетности в Англии разрабатывает Консультационный комитет бухгалтерских ор­ганизаций. В его подчинении: Комитет по аудиту, который разрабатывает стандарты по аудиту и инструкции к ним; Комитет по стандартам учета, который разрабатывает до­кументы о стандартных принципах учета.

Национальные стандарты учета и отчетности называются в Англии «Документация о стандартах и принципах учета».

В Канаде финансовый учет складывается под воздействием организаций предпринимателей. Но их деятельность контро­лируется профессиональными ассоциациями.

В США национальные стандарты учета и отчетности раз­рабатывают:

1. Совет по разработке стандартов финансового учета.

2. Государственный совет по разработке стандартов учета в государственных организациях.

3. Комиссия по ценным бумагам и биржам.

4. Американский институт дипломированных обществен­ных бухгалтеров и аудиторов (присяжных бухгалтеров).

5. Американская бухгалтерская ассоциация, объединяющая преподавателей бухгалтерского учета.

6. Национальная ассоциация бухгалтеров, в которую объе­динены бухгалтера, специализирующиеся на управленче­ском учете.

7. Налоговое управление.

Комиссия по ценным бумагам и биржам, созданная по ре­шению Конгресса США в 1934 г.. наделена полномочиями ре­гулировать деятельность всех акционерных компаний, зареги­стрированных на фондовой бирже. Одна из главных целей ре­гулирования - обеспечение инвесторов точной и объективной финансовой информацией публикуемых годовых отчетов фирм.

Комиссия по ценным бумагам и биржам периодически из­дает серии бухгалтерских документов, в которых предписы­ваются стандарты учета и отчетности для профессиональных бухгалтеров.

Разработкой стандартов учета и отчетности в США занима­ются также различные комитеты профессиональных бухгалте­ров. Комиссия по ценным бумагам и биржам представляет им право устанавливать стандарты учета и отчетности. Их дея­тельность объединяет Совет по разработке стандартов финан­сового учета. Он рассматривает финансовый учет как особый раздел бухгалтерского учета, целью которого является обеспе­чение информацией инвесторов, кредиторов и других внешних пользователей. Информация должна быть объективной, ней­тральной и независимой от какого-либо внешнего влияния.

Разработанные Советом требования составления внешней отчетности обязывают фирмы отражать в своих отчетах:

• финансовое состояние на конец отчетного периода;

•.потоки денежных средств за период;

• расходы за период:

• полный доход за период;

• вклады собственников и выплаты им за отчетный период.

Предусматривая определенные принципы и требования к отчетности, стандарты допускают отдельные отклонения от них, обусловленные специфическими особенностями деятель­ности каждой фирмы. Например, начало и конец финансового года фирма может устанавливать самостоятельно. Таким до­пущением пользуются фирмы с ярко выраженным сезонным характером производства.

Гибкость стандартов отражается в разработанном и состав­ленном «своде обычаев» «Общепринятые принципы бухгалтер­ского учета» (ГААП). Одним из основных среди них является принцип сравнимости документации различных фирм.

Основные требования ГААП к внешней финансовой отчет­ности:

• периодичность отчетности - ее составление через рав­ные промежутки времени (как правило, ежегодно);

• полнота охвата - включение в финансовые документы всех расходов, осуществление которых необходимо для получения доходов, указанных в отчетности;

• консерватизм - включение в отчет только обоснованных показателей (например, по прибыли) и соблюдение за­прета на искажение информации;

• ясность - изложение информации в форме понятной ин­формированному пользователю;

• существенность - содержащаяся в отчетах информация должна иметь существенное значение для принятия ре­шений и быть ориентированной на пользователей:

• надежность - информация отчета должна быть полной и надежной;

• преемственность - информация отчета должна быть со­поставимой с предшествующим отчетом для обеспечения возможности сравнения данных за разные периоды вре­мени, что достигается применением сопоставимых мето­дов финансовых расчетов.

Изложенные принципы постоянно совершенствуются, из­меняются, что находит отражение в материалах организаций. влияющих на систему бухгалтерского учета, издаются новые документы.

Для второй модели учетной системы характерно:

• наличие законодательного (государственного) регулиро­вания учета;

• тесная связь организации с банками, которые являются основными поставщиками капитала;

• ориентация учета на государственные нужды налогооб­ложения и макроэкономического регулирования;

• консерватизм учетной политики.

Принципы финансового учета в самой детальной форме за­креплены в законодательных актах Германии, Франции.

Национальные стандарты (нормы) учета и отчетности во Франции разрабатывают:

1. Национальный Совет по бухгалтерскому учету.

2. Комиссия по операциям с ценными бумагами.

3. Организация экспертов бухгалтерского учета и квалифи­цированных бухгалтеров при Министерстве юстиции.

4. Национальный институт аудиторов при Министерстве экономики и финансов.

В Голландии законодательно закрепленные основы финан­сового учета дополняются общими принципами, разработан­ными советом по финансовой отчетности - органом частного сектора экономики, в который входят представители фирм и организаций, заинтересованных в получении отчетов.

Национальные стандарты учета и отчетности в Японии имеют силу закона и устанавливаются:

1. Советом по вопросам бухгалтерского учета при Мини­стерстве финансов Японии.

2. Бюро по ценным бумагам Министерства финансов Япо­нии.

3. Министерством юстиции Японии.

4. Институтом дипломированных общественных бухгалте­ров-аудиторов Японии.

Основная особенность третьей модели учетной системы - ориентация учета на высокий уровень инфляции при закреп­лении принципов учета в законодательных актах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.