Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пранаука

Лекция № 5 (09.01.08)

Тема III. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

  1. Своеобразие, особенности, основные подходы к изучению.

1) Особенность этапа в том, что его исследование, изучение опирается на своеобразные исторические источники. Их своеобразие в том, что это не столько письменные источники, сколько остатки материальной культуры и др., такие как следы первобытных костров, орудий труда, пищи, стоянок.

2) Некоторые памятники духовной культуры – древние наскальные изображения (животных), первые древние статуэтки, первые письменные свидетельства в виде криптограмм (нечто среднее между изображением и знаком), устные предания в виде сказок, мифов и т.д.

3) Жизнь людей этого периода и культура, зачатки знаний – это жизнь, деятельность, культура современных так называемых традиционных диких племен Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки.

Источники для изучения достаточно скудны, поэтому и существуют некоторые взаимоисключающие подходы, концепции, теории, оценивающие этот период.

Пессимистический подход к познанию, оценка изучению этого периода: Гете: «Не трогайте далекой старины, нам не сломить ее семи печатей».

Сегодня созданы достаточно большие объемы научной литературы по результатам исследования этого периода. В составе РАН существует Институт истории и теории естествознания, который занимается в частности и изучением этого периода.

Изучению этого периода присущи определенные трудности. В современной науке нет единой позиции по ряду вопросов весьма важных для исследования этого периода. Эти проблемы следующие:

1) Как возникла наша Вселенная.

2) Проблемы возникновения жизни на Земле.

3) Ученые не могут экспериментально установить такую характеристику живого, как передачу наследственности. Крик: «Мы не видим пути от первичного бульона к естественному отбору. Можно прийти к выводу, что зарождение жизни – чудо».

4) Проблема появления самого человека, его способность к познанию, способность к понятийному познанию. А именно с понятийным познанием появилась наука.

В истолковании этого важнейшего для истории человечества вопроса идет острое соперничество между 2 концепциями:

1) креационистская;

2) эволюционистская.

1) Креационистская (от лат. сreatio – сотворение) – проста по своему содержанию. Представляет собой основанное на вере представление о чудесном (таинственном) сотворении Богом из ничто Вселенной, жизни, человека и его способностей к познанию.

2) Эволюционистская (более сложная). Основана на разуме. Процесс возникновения Вселенной, жизни, современного человека она рассматривает как процесс универсальной эволюции, которая с точки зрения современной науки включает 3 главных момента раздвоения действительности (депортации):

1) Небытия: на небытие и бытие – 20 млрд. лет назад.

2) Неживой материи: на неживую и живую – 5 млрд. лет назад.

3) Живого: на немыслящее и мыслящее.

Обе эти концепции существуют, имеют своих приверженцев и сторонников.

Особенность эволюционной концепции состоит в том, что она предпочитает рассматривать медленные, едва заметные изменения в природе, в жизни. С позиции этой концепции, именно эти, на первый взгляд, незначительные изменения и привели в конце концов к величайшему перевороту в первобытном обществе, к возникновению человеческой способности к познанию, к появлению элементов понятийного мышления и впоследствии – к появлению науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Мыслительная революция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.