Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и формы научного познания

 

В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние десятилетия возникает особая философская наука – методология научного познания, которая исследует формы, методы, приемы, средства, сознательно используемые в научно-познавательной деятельности. Другими словами, методологию научного познания можно определить как учение о методе и способе его применения в науке.

Метод – это система регулятивных принципов, приемов, средств практической или теоретической деятельности, благодаря которым человеческая деятельность может быть достаточно плодотворной.

Выделяются два уровня научного познания: эмпирический и теоретический, каждый из которых имеет свои методы познания.

Эмпирический уровень научного познания имеет опытное происхождение. Его главная задача состоит в получении новых фактов, их группировке и систематизации. На этом уровне, правда, могут формулироваться и так называемые эмпирические законы (например, закон Архимеда), которые являются результатом обобщения наблюдаемых фактов. Но все-таки главная функция эмпирического уровня познания – описание исследуемой области действительности.

На теоретическом уровне исследуются более глубокие срезы объективной действительности. Здесь исследование проникает в сущность объекта, выявляет присущие ему законы. Главная задача этого уровня состоит в объяснении объекта и прогнозировании его дальнейшего развития.

Основными методами эмпирического уровня познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и систематическое восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся главным образом на органы чувств человека. Однако это не означает, что при этом полностью исключается мышление. Даже простейшее наблюдение предполагает формирование цели исследования и использование системы понятий. Содержание и направленность восприятия объекта обусловлены знаниями, опытом, интересами и потребностями человека, его мировоззрением. Прогресс наблюдения как метода познания связан с совершенствованием средств наблюдения. Микроскоп, телескоп, радиолокатор и другие технические средства наблюдения многократно расширили познавательные возможности наблюдения как метода научного исследования.

Эксперимент – это такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления определенных свойств, когда сознательно изменяется естественное течение процессов.

Эксперимент имеет определенные преимущества перед наблюдением. Достоинстваэксперимента можно выразить в следующих моментах: в ходе эксперимента могут быть устранены побочные факторы, затемняющие существование изучаемого объекта; он позволяет изучать объекты в специально создаваемых условиях; многократная повторяемость, что позволяет проводить исследование нужное количество раз; может проводиться как с непосредственно изучаемым явлением, так и с его моделью.

Кроме реального эксперимента с материальными объектами существует мысленный эксперимент, т.е. эксперимент с идеальными копиями. Мысленный эксперимент выступает как идеальная форма реального эксперимента.

Методы теоретического познания – это абстрагирование; анализ и синтез; индукция и дедукция; моделирование; единство логического и исторического в познании; восхождение от абстрактного к конкретному.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных сторон, связей, отношений предметов и в одновременном фиксировании существенных связей и свойств.

Анализ – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения предмета исследования на составляющие его части.

Синтез – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предметов в единое целое.

Анализ и синтез противоположны друг другу и в то же время взаимно дополняют друг друга. В реальном исследовании они тесно переплетаются между собой, идут всегда рядом. Это выражается в следующем. Для того, чтобы стал возможен анализ вещи, она прежде всего должна быть зафиксирована как нечто целое. И напротив, синтез возможен только тогда, когда уже осуществлен анализ, когда выявлены отдельные элементы и стороны целого.

Индукция – это метод познания, в процессе которого осуществляется движение от частного к общему. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у многих предметов одного класса, мы можем сделать вывод о присутствии этих черт у всех предметов данного класса.

Дедукция – это умозаключение, в котором вывод идет от общего к частному. Этот метод характеризуется получением достоверного знания. Роль дедукции в науке постоянно растет и связано это с тем, что наука все чаще сталкивается с объектами, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию (например, в истории).

Сила индукции заключается в тесной связи с фактами, с практикой. Сила дедукции состоит в необходимости получаемых следствий, в возможности отвлекаться от непосредственного эмпирического материала. Индукция и дедукция как бы дополняют друг друга, поэтому их недооценка может привести к серьезным заблуждениям.

Моделирование – это метод, который при исследовании явления использует ее модель. Существует различные виды моделей. Их можно разделить на материальные и идеальные. К материальным моделям относятся объекты, созданные человеком, а так же живые тела (мыши, лягушки и др.), используемые в исследовании. К идеальным моделям относятся так называемые воображаемые модели, которые до их воплощения в материальные модели существуют в форме идеи.

Исторический и логический метод познания применяются для исследования сложных развивающихся объектов.

Сущность исторического метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности, с учетом всех случайностей. Исторический метод нужен потому, что в своем развитии объект проходит много ступеней, которые не сохраняются в настоящем его состоянии, поэтому чтобы понять и познать его теперешнее состояние нужно воспроизвести историю его развития.

Логический метод – это метод воспроизведения в мышлении сложного объекта в форме исторической теории. Логический метод – тот же исторический только рассматривающий историю развития объекта как бы в «чистом виде». В логическом методе категории берутся не в той последовательности, в которой они исторически формировались, а в той, которая дает наибольшие возможности для их исследования.

Эти два метода научного исследования всегда берутся вместе, в своем диалектическом единстве. Активно вычленяя существенное и необходимое, логически воспроизводя историю предмета, человеческое мышление обнажает саму суть исторического процесса и тем самым дает ключ к его познанию. Однако это изучение требует воспроизведения объекта в его эмпирической истории, во все его полноте и объеме, что и осуществляет исторический метод.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Термин «конкретное» употребляется для обозначения полного, многогранного, всестороннего, систематического знания об объекте.

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного знания, закон отражения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два этапа. На первом этапе осуществляется переход от конкретного в действительности, существующего в чувственном опыте субъекта, к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

На втором этапе происходит движение мысли от абстрактных определений объекта к всестороннему, многообразному знанию об объекте, раскрывающему его связи и отношения т.е. к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта. Другими словами формируется теория изучаемого объекта. Оба эти этапа неразрывно связаны между собой.

Научное знание существует в различной форме. На эмпирическом уровне главной формой организации знания выступает факт. Понятие «факт» употребляется в двух смыслах: во-1-х, как явление, событие действительности; во-2-х, как фиксация на языке науки той информации, которую мы получили при исследовании объекта.

На теоретическом уровне главными формами организации знания являются проблема, гипотеза, теория.

Научное познание постоянно сталкивается с трудностями, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Осознание возникшего противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития приводит к постановке новых научных проблем. Научное познание всегда начинается с постановки проблемы, решение которой приводит к возникновению новых научных проблем. Решение проблемы всегда связано с выходом за пределы имеющегося знания, поэтому не может быть осуществлено только в рамках известных методов и правил исследования, а предполагает появление новых методик практического и теоретического освоения мира.

Новая научная проблема может быть поставлена сначала лишь в самой общей форме, в виде идеи, которая в дальнейшем подвергается всесторонней разработке для того, чтобы наметить возможные пути ее реализации. В ходе ее разработки она подкрепляется экспериментальным эмпирическим материалом и выявляется ее связь с существующими теоретическими представлениями. Для плодотворного решения проблемы проводится предварительное исследование, в процессе которого уточняется ее формулировка и определяются возможные пути и методы ее решения. Такая разработка проблемы осуществляется по следующим основным направлениям: осмысление новых фактов, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий, определение характера и объема новой информации; всесторонний анализ и оценка тех идей и методов решения проблемы, которые могут быть выдвинуты на основе появившихся новых фактов и существующих научных теорий; определение типа решения проблемы, установление цели, которая преследуется при решении, выявление связи с другими проблемами, а так же возможности контроля за решением; уточнение описания, формулировки и истолкования проблемы с помощью разработанного в науке категориального аппарата. Этот этап завершается ясной и четкой формулировкой научной проблемы и ответом на вопрос о принципиальной возможности ее решения.

Гипотеза является формой осмысления материала, формой перехода от фактов к законам. Она есть предположение о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, о возможных причинах наблюдаемых явлений, основывающееся либо на предшествующем знании, либо на новых фактах, но чаще всего – на том и другом одновременно и сформулированное в форме научного высказывания.

Гипотеза не просто регистрирует и суммирует старые и новые факты, а пытается дать им рациональное объяснение, поэтому ее содержание богаче тех данных, на которые она опирается.

Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям: во-1-х, учитывать законы исследуемой области, установленные наукой; во-2-х, опираться на все имеющиеся факты, чтобы не было «подгонки» фактов под гипотезу, объяснять их и предсказывать новые факты; в-3-х, должна быть доступной для проверки.

Гипотеза является необходимым этапом в развитии научного знания, цель которого состоит в предварительном объяснении явлений, не укладывающихся в рамки старых научных теорий. Гипотеза опирается на ограниченное количество фактов и не может всегда давать истинное знание. Поэтому знание, содержащееся в гипотезе в большинстве своем, не обладает признаком достоверности и носит вероятностный характер.

Теория – это система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой области действительности, сводящая открытые в этой области законы к единому объединяющему началу и дающая возможность осуществлять прогнозирующую функцию. Она дает достоверное знание, истинное в границах, подтвержденных практикой и характеризуется определенной совокупностью элементов, определяющих ее содержание. Понятия и утверждения теории находятся в логической связи друг с другом так, что из одних предложений с помощью законов и правил логики можно получить другие предложения.

В любой научной теории можно выделить три основных компонента: во-1-х, модель, которая описывает в идеализированной форме некоторые закономерности поведения реальных систем; во-2-х, фундаментальные законы и принципы, с помощью которых выражаются связи и отношения между абстрактными объектами идеализированной модели;в-3-х, совокупность логических следствий, которые вытекают из фундаментальных законов и принципов теории.

Теории в процессе научного познания осуществляют самые разнообразные функции.

Информативная функция теории. Посредством теории устанавливается внутренняя, необходимая связь между различными эмпирическими законами. В результате этого оказывается возможным предсказать не только те факты и явления, которые можно было предвидеть на основе эмпирических законов, но и факты, неизвестные до этого науке. Теория, таким образом, содержит в себе дополнительное количество информации, которая создается благодаря мышлению. Информация, содержащаяся в научных теориях, служит для прогнозирования будущих событий и применения в практических действиях людей. Информативная функция научной теории в конечном счете целенаправленно способствует познанию законов материального мира и использованию их в интересах человечества.

Систематизирующая функция теории. Теория объединяет и обобщает имеющиеся в науке эмпирические законы. Систематизация позволяет решать следующие задачи: во-1-х, устанавливать связи между различными обобщениями, гипотезами и эмпирическими законами в рамках теории и выявлять границы их применения; во-2-х, уточнять ранее найденные обобщения и законы; в-3-х, включенные в теоретическую систему эмпирические обобщения и законы будут подтверждаться не только теми эмпирическими данными, которые непосредственно относятся к ним, но косвенно всеми другими данными, логически связанными с ними; в-4-х, способствует не только упорядочению и организации существующего знания, но и получению нового знания, а тем самым его расширению и развитию; в-5-х, помогает направлять и контролировать многогранный процесс научного исследования.

Прогностическая функция теории. Теория не только должна знать, что и как происходит в настоящем, но и предвидеть ход будущих событий, выявлять их тенденции и закономерности, поэтому предвидение новых явлений, предсказание неизвестных фактов и закономерностей составляет важнейшую функцию подлинно научной теории. Успешное предсказание предстоящего хода событий обычно и заставляет ученых признавать новую теорию, какой бы невероятной на первый взгляд она ни казалась.

Объяснение как функция науки. Научное объяснение направлено на раскрытие сущности изучаемого объекта, на обнаружение причинно-следственых отношений, необходимых связей, на раскрытие содержания и форм существования объекта, на установление его количественных и качественных характеристик. В процессе научного объяснения раскрываются внутренние связи и отношения объекта, а так же его внешние опосредствования. Научное объяснение, раскрывая противоречивую природу исследуемого объекта, внутреннюю динамику его развития, всегда стремится приобрести форму системы, компоненты которой находятся в непротиворечивом единстве, т.е. форму готового результата. Однако никакое объяснение не является окончательным. В процессе развития теории на смену одному объяснению приходит другое, более полно отражающее диалектику предмета.

Теория, как правило, существует довольно длительный промежуток времени и оказывает влияние на дальнейшую разработку данной области исследования, на создание теоретических построений в смежных областях науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диалектика чувственного и рационального познания | Проблема антропогенеза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.