Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как предмет философского анализа




Лекция 17. Проблема культуры в философии

Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души, личности человека. Культура охватила то значимое начало в человеке и вокруг него, которое не существует само по себе, от природы, а появляется благодаря труду человека, его разуму и его деятельности в самом широком смысле этого слова. Но с самого начала слово «культура» особенно настойчиво использовалось именно в просветительском духе как обозначение достижений человеческого разума и рук. В таком употреблении понятие «культура» означает способ более высокого и достойного поведения, приобщение к духовным достижениям человечества, свободное владение литературным и иностранными языками, моральную ответственность, художественный вкус, воспитанность и корректность в поведении. Поэтому считается, что через приобщение к культуре человек может отойти от примитивного и утомительного существования обыденной жизни и освоить более достойные и радостные формы бытия. Для достижения такого состояния человек проходит через длительный период воспитания и образования в семье, школе, в институте, благодаря которым он формирует свою сущность человека.

Однако эта сфера приобрела особый престиж далеко не сразу. Длительное время высший статус отводился религиозной духовности. Собор и монастырь представляли гораздо большую художественную ценность, чем дворцы знати. Соборы строились для всего народа и воплощали высшую и непреходящую ценность. Что касается культуры, т.е. изящных искусств, то они служили в основном целям развлечения знати. Тем не менее на протяжении всей человеческой истории каждое общество сохраняет некоторый высший уровень культуры, рассматриваемый как главный, определяющий принцип общества. В течение многих веков во всех цивилизациях такой уровень создавался религией. В индустриальном обществе таким критерием становится владение машинной технологией. Формирование постиндустриального общества делает ведущим критерием овладение информационной технологией.

Однако уровень развития какой-то одной из сторон культуры не должен абсолютизироваться и считаться определяющим для развития всего общества. Существуют и другие измерения и параметры культуры, не менее важные для функционирования и развития социальной жизнедеятельности. Культура – необходимое условие существования и развития любого общества и поэтому должна рассматриваться как всеобщее достояние. Культура – это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание, свою структуру и воздействующая на все сферы бытия людей. Культура создает определенный способ общения, в котором формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой, отмеченное своей самобытностью, отличающей его от других обществ.

В научной литературе насчитывается около 500 определений культуры. Однако большинство определений укладывается в некоторую общую схему, в которой можно выделить наиболее существенные моменты характеристики культуры как социального феномена. Исходя из наиболее распространенного понимания культуры, можно выделить следующие аспекты ее определения.

1.Культура – это форма деятельности, направленная на преобразование природы, общественных отношений и человека. Она выражает уровень взаимодействия человека с природой, степень развития его производительных сил, техники и технологии воздействия на природные процессы.

2.Культура – это особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.

3.Культура – это общий уровень развития общества, его просвещенности на пути от варварства к цивилизации.

4.Культура – это общность, характеризуемая особым набором норм, ценностей, обычаев и традиций.

5.Культура – это духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели деятельности. В этом понимании культура предстает как духовный компонент, обеспечивающий поддержание и изменение производства и общественных отношений в целом.

Обычно культуру связывают с определенным обществом, этапом в его развитии или особой формой деятельности. Так, например, говорят о русской, немецкой, французской культуре, о культуре эпохи Возрождения, о культуре города и села, о культуре земледелия, подразумевая, что в каждом обществе и в каждой деятельности существует особая система норм и правил, обычаев, традиций, ценностей, которые определяют жизнедеятельность человека. Вместе с тем следует отметить взаимное влияние культур друг на друга так, что внутри каждой культуры имеются элементы разных культур, но это не мешает им сохранять свою специфику и свое своеобразие.

Культура в обществе выполняет целый ряд важных социальных функций, к числе которых относятся следующие.

Функция накопления, хранения и передачи (трансляции) социального опыта, норм, ценностей и знаний. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, обмен между странами и народами. Культура сохраняет социальный опыт многих поколений людей в понятиях и словах, математических символах и формулах науки, в специфических языках искусства, раскрывающего сущность человека, его творческие способности. Культура – это память человечества, которая доносит до нас образцы прошлого, культура сама есть прошлое, но это такое прошлое, которое люди уже унаследовали, усвоили, сделали инструментом своей настоящей деятельности.

Функция социализации состоит в приобщении индивидов к культурным ценностям, нормам, обычаям, традициям того общества, в котором он живет.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает взаимодействие индивидов в деятельности и в различных формах общения, согласование их действий предполагает наличие многообразных форм культурной коммуникации. Через коммуникацию культура осуществляет следующие задачи: 1) интеграцию общества и социальных групп; 2) дифференциацию внутри общества и групп;3) отделение общества и групп друг от друга и их общение.

Компенсаторная функция культуры, в рамках которой создаются различные формы отвлечения индивидов от участия в тех или иных формах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от постоянных нагрузок и нервных потрясений и получить эмоциональную разрядку.

Игровая функция культуры раскрывает значение игры как особой формы культурной деятельности, оказывающей влияние на многие стороны социальной регуляции. В игре человек выступает свободным от природной зависимости, как созидающий субъект, не принуждаемый никакой внешней необходимостью. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Она протекает внутри собственных границ в соответствии с определенными правилами. Сама по себе она не связана с материальными интересами и бескорыстна, поэтому корыстное использование игры осуждается и сурово наказывается. Игровое действие сосредоточено само на себе и не решает каких-либо неигровых задач. Для ведения игры необходимо конструирование особой реальности, отделенной от неигровой, что всегда осознается как некая условность.

В человеческом обществе всегда существовало многообразие культур: национальная и интернациональная, светская и религиозная, народная и элитарная. В современном обществе особое распространение и значение приобрели «массовая» и «элитарная культура».

«Массовая культура» сформировалась в условиях резкого роста производства радио- и телеаппаратуры, видео- и компьютерной техники, которые способствовали быстрому и широкому распространению продуктов культуры, пользующихся повышенным спросом. Сюда включаются те художественные произведения, которые попадают к потребителю с помощью различных каналов распространения информации. Под «массовой культурой» понимается комплекс духовных ценностей, которые соответствуют вкусам массового потребителя и уровню развития массового общественного сознания. Действительно, к 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. Первое выступление в США рок-группы Битлз, проходившее в 1964 г. в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 тысячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприятия становились доступными 2 миллиардам людей. Десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков распространяются за самые короткие сроки по всем странам мира. Подлинным основателем эстетики массовой культуры был Голливуд, хозяева которого поняли, что самый верный способ привлечь зрителя в кинозалы – это дать им услаждающие их жизнь иллюзии. Истинное назначение «фабрики грез» – быть проводником идеалов американского образа жизни.

В социальном плане массовая культура связана с необратимым процессом урбанизации и разрывом патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до сих пор обеспечивали устойчивость привычному миру жизни людей. Поэтому первичная функция массовой культуры – обеспечить социализацию человека в условиях неустойчивой и ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, помочь в снятии психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций.

Другая не менее важная функция массовой культуры – это удовлетворить потребность человека в отдыхе и отвлечь его от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культура складывается не только на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, комедия, комикс, зрелищный спорт и т.д. Ее важнейший механизм составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах, обеспечивающее функционирование конкретного образа жизни. Сила массовой культуры заключается в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, образование – все это поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Массовая культура характеризуется всеобщностью, охватывающей широкую часть современного общества, затрагивая тем или иным образом и состоятельную элиту и маргинальные слои.

Массовая культура подвергается острой критике западными социологами. Довольно распространенной является оценка массовой культуры как средства манипулирования общественным сознанием и состоянием масс. Хорошо эту сторону массовой культуры раскрыл представитель социальной философии Франкфуртской школы Г. Маркузе (1898 – 1979) в книге «Одномерный человек», где показал, что культура современного общества становится репрессивной и порождает одномерные влечения среди широких слоев общества, подверженных принципам потребительства. Эта культура интегрирует человека в буржуазную обыденность, навязывая ему стандартизированные формы поведения и восприятия действительности всей системой духовного воздействия.

В противовес массовой культуре существует культура элитарная. Если массовая культура – это культура для всех, то элитарная культура – лишь для немногих избранных, поскольку она сложна по содержанию и трудна для восприятия, требует специальной подготовки, высокого художественного образования. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг лиц, разбирающихся в тонкостях искусства и способных оценить мастерство автора. Массовый зритель часто не обращает внимания на подобные произведения, редко их посещает и еще меньше обсуждает идеи и замыслы шедевров элитарной культуры. Но это все не означает, что элитарная культура не имеет права на существование в силу своей якобы оторванности от требований жизни и запросов зрителя. Произведения этой культуры являются формой самовыражения художника, стремящегося к новаторству, к поиску новых путей в искусстве. Его замыслы и исполнение могут на многие годы опережать вкусы и художественные запросы неискушенного зрителя и через многие десятилетия становится признанными шедеврами мировой художественной культуры.

Проблема национального и интернационального – это проблема национального и общечеловеческого в культуре. Интернациональное – это нормы, правила, достижения, которые выражают общечеловеческие ценности и служат средством объединения людей. В условиях современных интеграционных процессов в экономике, политике, социальной сфере интернационализация культуры ведет к обогащению культур на основе взаимодействия и сотрудничества. Национальное в культуре – это прежде всего развитие национального самосознания народа, национального языка, национальных традиций, обычаев и обрядов. Но возрождение национальной культуры не означает возрождение и распространение национализма. Напротив, развитие национальной культуры предполагает рост уважения к достоинству, истории и культуре других народов. В условиях активизации национализма в разных его формах верное осознание проблемы национального и интернационального в культуре должно войти в политическое мышление и политическую культуру всего человечества и каждого отдельного человека.

 

Культура охватывает собой всю область общественной деятельности человека, те формы участия людей в исторических процессах, которые в своей совокупности выражают существование человека в качестве субъекта истории. Культура — это особого рода объективная действительность, которая в отличие от природной действительности, создается целенаправленной человеческой деятельностью. Предмет культуры в отличие от предметов природы является предметом труда и обладает не только природными свойствами, но и свойствами, привнесенными в предмет человеком. Всякий предмет труда создается для удовлетворения конкретных человеческих потребностей. Однако предметы культуры служат удовлетворению не любых потребностей человека, а только тех, которые характеризуют его как общественное существо и могут быть носителем общественного отношения. Они являются формой, в которой один человек существует для другого человека, общество — для человека, связующим звеном, объединяющим людей в процессе их исторического развития и совместного существования.

Создаваемая многими поколениями людей предметная действительность есть лишь внешняя форма существования культуры. Действительным содержанием культуры оказывается становление самого человека как общественного существа, развитие его способностей и творческого потенциала, отношений и форм общения и т.д. В культуре человек представлен не только как действующее, но и как развивающееся существо, не только как субъект, но и как результат своей собственной деятельности. Культура является сущностной характеристикой личности, выражая достигнутый человеком уровень исторического развития, определяющий отношение человека к природе, обществу и другому человеку, поэтому всякое приобщение человека к достижениям мировой культуры расширяет его отношение с внешним миром и делает его более свободным при выборе вариантов своего поведения.

Создавая культуру, человек реализует в продуктах материального и духовного производства свои знания, умения, навыки, меру своего освоения внешнего мира. Когда же он усваивает культуру, то делает доступным для себя заключенное в предметах культуры специфические человеческое содержание. Надо иметь в виду, что культура — это не только дальнейший социальный прогресс, это еще и создание гармоничного общественно-природного комплекса, представляющего собой условия гуманизации человеческих отношений, которые являются гарантией сохранения культуры как уникального способа адаптации человека к внешнему миру. Понимание культуры как осуществляемого посредством деятельности развития самого человека позволяет поставить вопрос о соотношении культуры с другими сторонами исторического процесса. Особую актуальность в этом смысле имеет вопрос о взаимосвязи и взаимоотношении культуры и цивилизации. Эта проблема не имеет однозначного решения.

Так, О. Шпенглер (1880 – 1936) в своей книге «Закат Европы» прямо противопоставлял цивилизацию культуре. Он считал, что в истории человечества выделяется два главных этапа: 1) этап восхождения — культура; 2) этап нисхождения — цивилизация. В развитии культуры он выделяет три стадии: 1) мифологическую, раннюю культуру; 2) метафизико-религиозную высокую культуру: 3) позднюю, окостеневшую культуру. Первые две стадии характеризуются органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни. Для третьей стадии характерен механический тип эволюции, приводящий к «окостенению» органической жизни, ее распад и переход в цивилизацию, которая обладает везде одними и теми же признаками. Цивилизация есть выражение отмирания культуры как целостного социального организма, возврат культуры в «небытие», в этнический хаос, не порождающий более культурной индивидуальности. Поэтому Шпенглер считал цивилизацию завершающим этапом развития любой культуры, для которого характерны высокий уровень научно-технических достижений и упадок нравственности, искусства, литературы.

Э. Тайлор отождествляет понятия культуры и цивилизации. Он считает, что цивилизация, или культура в широком этнографическом смысле включает в себя знания, верования, искусство, нравственность, законы разного уровня, обычаи, традиции, привычки, усвоенные человеком как членом конкретного общества.

В. Каволис связывает понятие цивилизации со способностью данной культурной системы к коммуникации, усвоению и толкованию всеобщих значений и представлений данного общества. Поэтому он кладет в основу определения цивилизации не ее социокультурное содержание, а принцип «соотнесенности» присущих ей представлений и значений. При этом Каволис утверждает, что отдельные цивилизации вырабатывают собственные оценки таких социальных феноменов как свобода, права человека и др. и выражают их через сложившуюся систему ценностей. Но при этом признает возможность формирования общего для всех цивилизаций глобального сознания.

Однако в целом, особенно в отечественной литературе, понятие «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия «культура». В широком смысле под цивилизацией подразумевают совокупность материальных и духовных достижений конкретного общества, в узком смысле — только материальную культуру.

Многие исследователи считают, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, а культура является внутренним достоянием человека, раскрывает степень его развития и является выражением его духовного богатства. С эти можно согласиться, но при этом нельзя противопоставлять понятия «цивилизация» и «культура», потому что культура в определенном смысле является внешним для отдельного индивида.

Теории «культурного плюрализма» рассматривают культуру как связующее звено между странами, регионами, цивилизациями, поэтому понимание и уважение культурных ценностей и традиций разных народов является необходимым и обязательным условием гармоничного развития мира.

По мнению ряда отечественных философов, цивилизация и культура — не синонимы, а понятия, отражающие разные аспекты общественного развития. Так, например, в США, Западной Европе и Японии одна и та же цивилизация, а культуры во всех странах различны и своеобразны.

Цивилизация выражает нечто общее, стабильное, рациональное, свойственное конкретному обществу. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, обычаях, традициях, способах поведения. Они образуют надежный механизм, гарантирующий функционирование и развитие общества.

Культура выражает индивидуальное начало конкретного общества, его своеобразие и отличие от всех других обществ. Каждая этносоциальная культура есть отражение в нормах поведения, правилах жизни и деятельности, в традициях и обычаях того, что специфично для его социальной индивидуальности, его исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и настоящего бытия, его языка, религии, географического положения, контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации — обеспечение общезначимого, стабильного взаимодействия, то культура отражает, предает и хранит индивидуальное начало в рамках данного общества. Ядро культуры вырабатывается веками и приобретает устойчивость и прочность социокультурного аппарата. Оно определяет способ реагирования общества на инновации. Оно обеспечивает механизм адаптации, приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.