Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии прогресса




Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития общества. Критерий прогресса не может быть взят из общественного сознания (мораль, искусство, религия, право и т.д.), потому что взгляды людей постоянно меняются под воздействием объективных условий общественной жизни. И то, что, например, считалось моральным и справедливым в рабовладельческом обществе, становится безнравственным с позиции моральных принципов современного общества. Так, например, для греков и римлян было справедливым рабство, а для французской буржуазии в 1789г. справедливость требовала уничтожения рабства. Кроме того, функционирование и развитие самого общественного сознания, в конечном счете, оказывается зависимым от экономического, социального и политического развития конкретного общества в конкретных исторических условиях.

Было бы большой ошибкой считать, что критерий прогресса можно легко найти в сфере общественного бытия. До недавнего времени в нашей литературе критерий общественного прогресса отождествлялся с уровнем развития производительных сил, включая самого человека. Согласно этому критерию, прогрессивными признаются те общественные от ношения, которые соответствуют характеру и уровню развития производительных сил и открывают наибольшие возможности для их совершенствования, для роста производительности труда, для развития человека. Человек здесь рассматривается как главная производительная сила общества, поэтому развитие производительных сил понимается здесь и как развертывание человеческой природы. Такой подход искажает сущность исторического процесса и место в нем человека. Получается, что главное в общественной жизни — это развитие производительных сил. Но при таком подходе производство отделяется от человека и его потребностей и превращается в производство ради производства.

Таким образом, совершенно очевидно, что ни в сфере общественного сознания, ни в сфере общественного бытия нельзя найти однозначного критерия, который отражал бы сущность исторического прогресса. Этот критерий должен выражать глубинную сущность жизни и деятельности человека, а, следовательно, и всего исторического процесса, в котором эта деятельность осуществляется. Таким критерием общественного прогресса является расширение свободы человека.

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими потребностями, интересами, целями, намерениями и желаниями. Следовательно, более прогрессивной будет та ступень в развитии общества, где более полно будут реализованы существенные признаки человеческой свободы. Именно благодаря свободе выбора человек становится активным субъектом в различных сферах общественной деятельности, используя в своей деятельности не только собственный социальный опыт, но и все богатство человеческой культуры. Свобода является необходимым условием самореализации, самоосуществлении личности. Чем шире и благоприятнее условия, создаваемые обществом, тем свободнее человек в своем выборе, тем больше видов деятельности он может использовать для реализации своих задатков и способностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.