Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рост народонаселения и проблема продовольствия

Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в XVIII в. – 0,3%, в XIX в. – 0,6%, в первой половине XX в. – 0,8%, 1960-1965 гг. – 1,99%, 1965-1970 гг. – 2%. Но в 1975-1980 гг. темпы роста упали до 1,72% и в дальнейшем темпы роста населения снижались. Человек живет на Земле несколько сотен тысяч лет, но численности в один миллиард люди достигли только к 1830 г. За второй миллиард они перешагнули уже к 1930 г., спустя сто лет. Третий миллиард они превысили к 1960 г., через 30 лет. В 1975 г., т.е. через 13 лет, людей стало уже четыре миллиарда. В 1999 г. население Земли возросло до шести миллиардов. Эксперты ООН считают, что численность населения Земли к 2110 г. стабилизируется на уровне 10,5-11 млрд. человек.

Однако в России за годы реформ, в 90-е годы, темпы рождаемости были ниже темпов смертности, поэтому в стране наблюдался не прирост населения, а его уменьшение. За этот период население России ежегодно сокращалось более, чем на один миллион человек.

Демографический взрыв, который произошел в XX в. представляет собой естественное следствие многих факторов: роста производительных сил, развития агротехники, повышения общей культуры, развития медицины. Он поставил на повестку дня ряд весьма непростых вопросов: как обеспечить землян всем необходимым для жизни – от жилья и питания до образования и рабочих мест – в условиях, когда этого не имеет или имеет недостаточно значительная часть нынешнего населения многих стран? С новой силой вспыхнул спор о возможности, желательности и моральном праве регулировать прирост человеческого рода. Для решения демографической проблемы американский социолог К. Болдинг в книге «Смысл XX в.» рекомендует создать рынок сертификатов, достоинством в 0,1 ребенка. Женщина имеет право родить, только собрав 10 таких сертификатов. Часть их она получит при достижении ею совершеннолетия, остальные докупает. Число сертификатов в обращении должно быть таким, чтобы обеспечить только простое воспроизводство населения. По схеме автора, богатые будут покупать сертификаты у бедных, а это будет способствовать выравниванию доходов и лучшему воспитанию подрастающего поколения.

Демографическая ситуация в мире отнюдь не однообразна. В экономически развитых странах уровень рождаемости и уровень смертности понижаются, а темпы роста населения падают, причем в некоторых странах они упали ниже нуля, т.е. численность населения стала снижаться. В развивающихся странах при снизившемся уровне смертности уровень рождаемости остается высоким, давая высокий прирост численности населения.

Другая черта демографической ситуации – число городов-гигантов, прежде всего в развивающихся странах. В 1900 г. в мире был только один город с населением более пяти миллионов человек – Лондон. В 1985 г. таких городов было 26, сейчас около 60, в которых проживает около 650 миллионов человек.

Демографическая проблема тесно переплетается с мировой продовольственной проблемой, потому что мировое производство продовольствия растет недопустимо медленно. В 60-е гг. этот рост составлял 2,8% в год, в 70-е снизился до 2,5%. В целом же рост продовольствия несколько раз обгоняет рост населения, однако в развивающихся странах картина неблагоприятная. В группе наименее развитых стран за 70-е гг. население увеличивалось в среднем на 2,5% в год, а производство продовольствия – на 1,9%. В странах Африки за те же годы рост производства продовольствия не превышал 1,6% в год, что намного меньше темпов прироста населения. В итоге производство продовольствия на душу населения стало на 10% меньше, чем десять лет назад. По данным Детского фонда (ЮНИСЕФ), 10 млн. детей в мире недоедает. В 1979 г. от недоедания умерло 12 млн. детей моложе 5 лет. Почти 1 млрд. человек на Земле живет на грани голода.

Нерешенность проблемы жизнеобеспечения будет оставаться одним из постоянных источников международной напряженности. К ней близко примыкает проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами. Два факта лежат в основе этой проблемы. Первый состоит в том, что неравенство между наиболее и наименее экономически развитыми странами достигло невиданных до сих пор размеров. В беднейших странах, где проживает четверть населения земного шара, душевой внутренний национальный продукт (ВНП) примерно в 25 раз меньше, чем в группе развитых стран, где проживает восьмая часть человечества. В целом же разрыв в доходах между экономически развитыми и отстающими от них странами в 1970 г. составлял 12:1.

Второй факт свидетельствует о том, что разрыв продолжает увеличиваться. По прогнозам в ближайшие 30 лет он возрастет в 3-4 раза. На первый взгляд это непонятно. Ведь экономика слаборазвитых стран в последние годы растет более высокими темпами (в среднем 5-5% в год), чем развитых капиталистических стран (1-2%) Разработаны и проводятся в жизнь различные программы ООН, имеющие целью форсировать прогресс отсталых стран.

Разрыв увеличивается по двум причинам. Во-1-х, потому что при существующей разнице в объеме производства ВНП и по другим статьям отмеченного превышения в темпах недостаточно. Чтобы обеспечить постепенное сокращение разрыва, оно должно быть, по меньшей мере, удвоено. Во-2-х, потому, что позитивные последствия всех перечисленных факторов перекрываются продолжающимся ограблением развивающихся стран. Например, Бангладеш уступает США по выработке ВНП на душу населения в 66 раз, по потреблению зерна – в 8, энергии – в 370 раз. США с населением, составляющим 6% населения земного шара, потребляют 1/3 общего количества вырабатываемой в мире энергии, что в 6 раз превышает среднемировой уровень в расчете на душу населения.

Поступательное развитие общества – это историческая необходимость, но воплотиться в жизнь она может только благодаря деятельности людей. Люди же всегда обладали и обладают известной, исторически обусловленной свободой выбора целей своей деятельности, тем более средств их достижения. При этом цели людей диктуются им объективными обстоятельствами, а средства им представляет достигнутый обществом уровень экономического, политического и научно-технического развития.

В прежние эпохи «ритм» истории, как правило, не совпадал с циклом жизни отдельных индивидов: общественные преобразования происходили в процессе смены многих поколений людей. Образно говоря, история народов, с одной стороны, и жизнь отдельного человека – с другой, протекали как бы в разном времени, отмерялась на разных часах. В нашу эпоху впервые в истории ее «ритм» совпал с «ритмом» жизни людей. Ускорение темпов прогресса наряду с увеличением средней продолжительности жизни сопровождается тем, что теперь история коренным образом меняется в течение одного поколения. Существует пословица: «Кто сеет ветер – пожнет бурю!» В прошлом часто ветер сеяли одни поколения, а бурю пожинали их далекие потомки. В нашу эпоху бурю будет пожинать то поколение, которое сеет ветер, но оно же будет вознаграждено и за свои добрые дела. Судьба человечества уже в самом непосредственном и прямом смысле находится в руках ныне живущего поколения, а будущее, которое оно создает, станет будущим наших детей. Это накладывает на современное поколение несравнимую с прошлым моральную, социальную и историческую ответственность, о чем должны постоянно помнить политики и государственные деятели, способные влиять на ход мировой истории.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Угроза глобального экологического кризиса | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.