КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представители Авиационного регистра
В организации Разработчика Разработчик обязан иметь в своей организации службу сертификации, которая подчиняется непосредственно руководителю организации и координирует деятельность других служб, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках образца, а также контролирует результаты сертификационных работ и визирует доказательную и другую документацию, направляемую в Авиарегистр. В целях повышения эффективности и сокращения сроков сертификации Разработчику рекомендуется иметь в своей организации сотрудников, уполномоченных Авиарегистром в соответствии с процедурами, установленными АП-183. Наличие у Разработчика службы сертификации и независимой инспекции является необходимым условием получения этой организацией от Авиарегистра МАК Сертификата Разработчика образца авиационной техники. Организация, разрабатывающая воздушное судно, должен иметь соответствующий сертификат разработчика авиационной техники. Институт представителей Авиарегистра вводится с целью повышения достоверности оценки авиационной техники и ее производства требованиям нормативных документов, сокращения сроков сертификации путем привлечения к сертификационным работам представителей Авиарегистра МАК на всех стадиях создания, испытаний и эксплуатации авиационной техники. Деятельность представителей Авиарегистра регламентируется Авиационными правилами, часть 183 - Представители Авиационного регистра. Эти правила дополняют действующие документы, устанавливающие процедуры сертификации авиационной техники и ее производства, а также роль, права и обязанности участников сертификации. К представителям Авиарегистра относятся: - назначенные эксперты - аудиторы (ЭА); - назначенные инженерные представители (ИП); - назначенные представители по инспектированию производства или ремонта авиационной техники (ПП). Внутри каждой категории представителей имеется специализация. Специализация представителя - это область инженерных знаний, в пределах которой (или которых) конкретное лицо наделено полномочиями действовать в качестве представителя Авиарегистра МАК. Представители назначаются Авиарегистром МАК из числа постоянно работающих в организациях высококвалифицированных специалистов в области создания, испытаний, сертификации, производства и ремонта авиационной техники. Представитель Авиарегистра должен: - иметь представление о системе и процедурах сертификации АТ; - знать содержание соответствующих его специализации требований авиационных правил, нормативных, методических и иных и документов; - быть компетентным в решении технических проблем, связанных с областью заявленной специализации; - быть ответственным, объективным и принципиальным; - обладать склонностью к сотрудничеству; - иметь достаточный опыт работ в области заявленной специализации, в том числе опыт взаимодействия с Авиарегистром МАК; - иметь высшее техническое образование; опыт работы по специальности не менее 10 лет для кандидатов в эксперты-аудиторы и инженерные представители и 5 лет для представителей по инспектированию производства. В отдельных случаях Авиарегистр может принять решение об отступлении от указанных требований. - иметь квалификацию и служебные обязанности, достаточные для самостоятельной оценки соответствия представленных объектов и документации требованиям авиационных правил, нормативных, методических и иных документов, соответствующих его специализации. Кроме того, представитель по специализации "летчик-испытатель" должен: - занимать должность летчика-испытателя; - иметь свидетельство летчика-испытателя 1 или 2 класса; - иметь налет в качестве летчика-испытателя воздушного судна соответствующей категории в течение последних 12 месяцев. Признание конкретного лица в качестве представителя Авиарегистра МАК подтверждается: - решением Авиарегистра МАК; - удостоверением эксперта-аудитора, инженерного представителя или представителя по инспектированию производства, вручаемым представителю; - внесением конкретного лица в Реестр представителей; - письмом Авиарегистра МАК предприятию, подавшему заявку на назначение представителя. Признание конкретного лица в качестве представителя Авиарегистра в определенной области полномочий удостоверяется специальным удостоверением. Срок действия удостоверений представителей устанавливается Авиарегистром, который ведет реестр представителей. Каждый представитель несет ответственность и отчитывается за свою деятельность перед Авиарегистром. Представители одобряют инженерную информацию и информацию по летным испытаниям, направляемую в Авиарегистр, в пределах их области полномочий. Одобрение означает, что информация достоверна, достаточна для подтверждения соответствия требованиям авиационных правил и может быть представлена в Авиарегистр. Программы сертификационных работ, а также выводы и заключения отчетов по их результатам подлежат согласованию с представителем, инженерная специализация которого затрагивается тематикой работ. Представитель Авиарегистра имеет право непосредственно обращаться в Авиарегистр по всем вопросам, связанным с выполняемыми им функциями, и получать необходимые разъяснения и материалы. Представитель несет персональную ответственность перед Авиарегистром МАК за полноту выполнения делегированных полномочий и объективность информации, содержащейся в одобренных им документах. Представитель может непосредственно обращаться в Авиарегистр МАК за консультацией по всем техническим и организационным вопросам, вызывающим у него сомнения в процессе выполнения делегированных полномочий, и принимать участие в проводимых Авиарегистром МАК совещаниях по вопросам, относящимся к области его специализации. При подписании представителем материалов, доказательных и иных документов указывается номер выданного Авиарегистром МАК удостоверения представителя. Администрация предприятия, специалисты которой назначены представителями Авиационного регистра, должна выпустить и довести до сведения руководителей служб и подразделений документ, в котором содержится: - информация о назначении специалистов, входящих в его штаты, представителями Авиарегистра МАК; - список представителей с указанием специализации; - указание руководителям служб и подразделений о всемерном содействии работе представителя. О выявленных отступлениях от требований авиационных правил и других нормативных и методических документов представитель обязан незамедлительно информировать администрацию организации, заявившей объект на сертификацию или уже имеющей сертификат (одобрение), и Авиарегистр МАК, чтобы минимизировать потери времени на разработку и выполнение необходимых мероприятий. Администрация организации, в штате которой работает представитель, обеспечивает его авиационными правилами, нормативной и методической документацией по вопросам, относящимся к его деятельности в качестве представителя. Срок полномочий представителя составляет не более 24 месяцев с даты выдачи удостоверения. Назначение может быть продлено на такой же календарный срок по письменному обращению организации или структурного подразделения Авиарегистра МАК, поданному за 60 дней до истечения срока полномочий. Решение о продлении полномочий принимается Авиарегистром МАК. Полномочия представителя Авиарегистра не могут быть прекращены администрацией по месту его работы без согласия Авиарегистра. Прекращение полномочий производится Авиарегистром: - по личной письменной просьбе представителя; - по письменной просьбе организации, заявлявшей кандидатуру представителя; - в случае увольнения представителя из организации, которая заявляла его кандидатуру; - в случае, когда Авиарегистр сочтет, что представитель не выполняет должным образом возложенные на него функции; - в случае, когда Авиарегистр более не нуждается в помощи представителя; - по другим причинам, которые Авиарегистр сочтет соответствующими. О продлении или прекращении полномочий представителя Авиарегистр МАК извещает в письменном виде организацию, заявившую его кандидатуру, а также представителя персонально. Если полномочия не возобновлены или прекращены, удостоверение теряет силу и подлежит возврату в Авиарегистр МАК. В случае прекращения полномочий представителя его удостоверение подлежит возврату в Авиарегистр и аннулируется с соответствующей отметкой в реестре представителей. Эксперты-аудиторы назначаются из числа ученых и специалистов исследовательских, научных и других организаций, не связанных непосредственно с созданием сертифицируемого типа авиационной техники. Группа экспертов Авиарегистра, создаваемая для обеспечения сертификации типа авиационной техники или ее производства, формируется с привлечением экспертов-аудиторов. Эксперт-аудитор проводит экспертизу представленных материалов и доказательных документов, оценивает соответствие сертифицируемого объекта требованиям авиационных правил и других нормативных и методических документов и представляет Авиарегистру свое заключение по итогам оценки. Подпись эксперта-аудитора под документами, содержащими оценку соответствия сертифицируемых объектов требованиям авиационных правил и другим нормативным и методическим документам, рассматривается Авиарегистром МАК как заключение эксперта-аудитора. Деятельность эксперта-аудитора оплачивается Авиарегистром за счет средств организации, заявившей на сертификацию тип авиационной техники или ее производство. Инженерные представители являются штатными сотрудниками организации, заявившей на сертификацию в Авиарегистр тип авиационной техники. Инженерный представитель участвует в сертификационных работах, подготовке материалов и доказательных документов, оценивает соответствует сертифицируемого объекта требованиям авиационных правил и других нормативных и методических документов. Инженерный представитель одобряет инженерную информацию и информацию по летным испытаниям, относящуюся к его области полномочий, если он сочтет, что она обеспечивает оценку соответствия применяемым требованиям авиационных правил. Летчик-испытатель в качестве инженерного представителя проводит летные испытания, готовит и одобряет информацию по летным испытаниям, относящуюся к определению соответствия требованиям авиационных правил и связанную с летной оценкой. Своей подписью на указанных документах инженерный представитель удостоверяет: – полноту и объективность содержащейся в них информации; – содержащуюся в выводах или заключениях оценку соответствия. Представитель по инспектированию производства или ремонта авиационной техники. Представитель по инспектированию производства в организации, изготавливающей авиационную технику, осуществляет контроль за сохранением одобренной Авиарегистром МАК системы качества производства авиационной техники и удостоверяет, что экземпляр авиационной техники изготовлен в соответствии с утвержденной документацией и соответствует типовой конструкции. Представитель по инспектированию ремонта авиационной техники осуществляет контроль за сохранением одобренной Авиарегистром МАК системы качества ремонта авиационной техники и удостоверяет, что ремонт экземпляра авиационной техники проведен в соответствии с утвержденной нормативно-технической ремонтной документацией, а отремонтированный экземпляр авиационной техники соответствует требованиям к типовой конструкции. Представитель по инспектированию производства или ремонта авиационной техники: – согласовывает изменения, вносимые в стандарты и другие технические документы одобренной системы качества производства и ремонта, если эти изменения не понижают уровень летной годности отремонтированной авиационной техники; – осуществляет плановый и летучий контроль любых элементов действующей системы качества; – незамедлительно информирует руководство предприятия, изготавливающего или ремонтирующего авиационную технику и Авиарегистр МАК обо всех отклонениях в одобренной системе качества ремонта, способных понизить уровень летной годности изготовленной или отремонтированной авиатехники; – контролирует выполнение согласованных Авиарегистром МАК мероприятий, разработанных по результатам сертификации и последующих аудитов производства; – согласовывает отчеты изготавливающей или ремонтной организации, направляемые в адрес Авиарегистра МАК; – контролирует выполнение работ по анализу информации об отказах, выявленных в процессе ремонта авиатехники и ее послеремонтной эксплуатации, а также реализацию мероприятий по устранению и предупреждению отказов; – контролирует выполнение программ испытаний экземпляра авиатехники; – контролирует полноту и правильность оформления производственно-контрольной и понумерной документации на выпускаемый экземпляр авиатехники; – ставит свою подпись в документе (формуляре, паспорте и т.п.), удостоверяющем пригодность экземпляра авиатехники к эксплуатации. Организации, представившей кандидатуры представителей по инспектированию производства или ремонта авиационной техники, рекомендуется стимулировать их деятельность увеличением должностных окладов по сравнению со специалистами соответствующего уровня. Сертификационный базис. Таблица соответствия В процессе проведения работ по сертификации ВС используются два основных документа, в которых содержатся требования к летной годности и охране окружающей среды: сертификационный базис и таблица соответствия. Сертификационный базис (СБ)- комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиационной техники. В основе сертификационного базиса лежат Нормы летной годности, сформулированные в соответствующих частях Авиационных правил. Они отражают общие требования к конструкции ВС, связанные с классом создаваемого воздушного судна в части обеспечения безопасности полета и охране окружающей среды (рис. 6.7). Требования к летной годности, связанные с использованием в конструкции ВС новых технических концепций, определяющих его конкурентоспособность на рынке АТ, содержатся в Специальных технических условиях на образец ВС. Специальные технические условия содержат дополнительные в отношении Норм летной годности ВС требования к летной годности образца.
Если действующие на момент подачи заявки на сертификат типа соответствующие Авиационные правила не содержат соответствующих требований к летной годности ВС, заявляемого на сертификацию вследствие наличия новых или необычных особенностей в его конструкции, характеристиках, области применения или условиях эксплуатации, то для данного образца разрабатываются специальные технические условия. СТУ содержат дополнительные по отношению к действующим Авиационным правилам требования к летной годности типа ВС. СТУ с обоснованием этих условий разрабатываются Заявителем и включаются в сертификационный базис образца ВС отдельным разделом. Закладываемые в СБ требования к охране окружающей среды, применяемые к разрабатываемому типу ВС, содержат требования действующих авиационных правил: АП-34 "Нормы эмиссии для авиационных двигателей" и АП-36 "Сертификация воздушных судов по шуму на местности". Если устанавливаемые для ВС требования не содержатся в АП-34 и АП-36, то необходимо использовать требования, изложенные в Приложении 16 ICAO, регулирующего охрану окружающей среды от воздействия гражданской авиации. Таким образом, Сертификационный базис данного типа воздушного судна содержит: – требования к летной годности, предъявляемые к сертифицируемому типу ВС и состоят либо из требований действующих Авиационных правил (Норм летной годности), дополненных при необходимости СТУ, либо из критериев летной годности; – требований к охране окружающей среды, предъявляемых к сертифицируемому типу АТ, состоящих из требований действующих Авиационных правил или соответствующих требований ICAO, регулирующих область охраны окружающей среды. Сертификационный базис, скорректированный по результатам сертификационных испытаний, регистрируется Авиарегистром МАК и является документом, указываемым в Сертификате типа на образец авиационной техники. Созданию Сертификационного базиса предшествует разработка план-проспекта СБ. План-проспект сертификационного базиса типа воздушного судна содержит перечень глав, разделов и пунктов применимых авиационных правил, содержащих требования к летной годности, относящиеся к данному образцу ВС, специальные технические условия, отражающие особую специфику разрабатываемого ВС, а также требования к охране окружающей среды, применяемые к этому ВС. После изучения особенностей воздушного судна специалисты Авиарегистра МАК анализируют план-проспект СБ. При необходимости проводится корректировка СБ. Затем СБ проходит утверждение в Авиарегистре. На основе план-проспекта СБ разрабатывается Сертификационный базис на образец ВС. Сертификационный базис составляется Разработчиком ВС и представляется в Авиарегистр для утверждения. Окончательно СБ утверждается Авиарегистром по результатам сертификации типа АТ и включает также указание требований, по которым обеспечено эквивалентное соответствие. Если на сертификацию заявлен тип ВС, для которого не изданы Авиационные правила, содержащие требования к летной годности, то для этого типа ВС создаются критерии летной годности (КЛГ). Решение о необходимости создания КЛГ принимает Авиарегистр МАК. Проект КЛГ готовит Разработчик. При создании КЛГ максимально используются требования действующих авиационных правил, которые могут быть применены к данному типу ВС. КЛГ утверждаются Авиарегистром МАК. В отдельных случаях Авиарегистр МАК может признать приемлемым отступления от требований к летной годности типа АТ, включенных в СБ, если эти отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими авиационными правилами. Таблица соответствия (ТС) - документ, в котором определяется соответствие типовой конструкции образца ВС требованиям пунктов Сертификационного базиса. Фрагмент Таблицы соответствия, содержащий титульный лист и один из листов, приведен в Приложении 5. Таблица соответствия содержит следующие записи: 1. Пункт требований СБ; 2. Содержание пункта требований СБ; 3. Метод определения соответствия (МОС); 4. Отметку о соответствии пункту требований СБ; 5. Перечень доказательных документов по каждому пункту требований СБ. Записи 1 и 2 повторяют содержание пунктов требований Сертификационного базиса. Запись 3 указывает на Метод определения соответствия требованию СБ. В записи 4 делается отметка о соответствии типовой конструкции образца ВС требованию пункта СБ: "+" - соответствие требованиям; "-" – несоответствие требованиям; "экв." - обеспечено эквивалентное соответствие. Запись 5 содержит перечисление доказательной документации, подтверждающей указанное соответствие. Для этапа макета разрабатывается проект Таблицы соответствия. Эта версия ТС отличается тем, что, в ней введена запись 6, в которой по каждому пункту требований приводятся организации-участники сертификации ВС и не заполнены записи 3. 4 и 5. Сертификационный базис используется в следующих работах (рис. 6.8): 1. При проектировании ВС и доводки типовой конструкции до требований СБ по результатам сертификационных заводских испытаний; 2. Для создания Таблицы соответствия, служащей для подтверждения соответствия ВС требованиям СБ. В соответствии с АП-21 одной из основных задач сертификационных заводских испытаний является доведение конструкции ВС, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям сертификационного базиса. На этапе сертификационных заводских испытаний (СЗИ) при выявлении несоответствий проводится доработка типовой конструкции и проведение повторных испытаний. Особое внимание уделяется установлению соответствия типовой конструкции особо ответственных функциональных систем ВС: аэродинамическим и прочностным характеристикам ВС, планеру, шасси, системе управления, тормозной, гидравлической и другим системам и характеристикам, непосредственно влияющим на летную годность ВС. Если доработка не приводит к желаемым результатам, то, по согласованию с Авиарегистром, рассматривается вопрос о корректировке Сертификационного базиса, или, при необходимости, корректировка Технического задания на ВС[3]. Метод определения соответствия (МОС) - документ, в котором описаны виды работ, условия и процедуры их проведения, применяемое оборудование, методы обработки и интерпретации результатов, которые необходимо выполнить, чтобы подтвердить соответствие типовой конструкции требованиям отдельных пунктов Сертификационного базиса. МОСы, как правило, применяются в тех случаях, когда для оценки соответствия требованиям СБ необходимо проведение работ, связанных с проведением сложных испытаний, комплексных экспертных оценок или процесс оценки может дать неоднозначные результаты. МОСы разрабатываются Сертификационными центрами и утверждаются Авиарегистром. Раздел Н — СЕРТИФИКАТЫ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |