КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Михайловский
Лавров Теория прогресса. -сторонник социального эволюционизма, который существует на базе природного развития. Соц. эволюционизм имеет объективный характер и зависит от ряда факторов: географические, антропологические (биол., этнич.), исторические, культурные. - главная тенденция эволюции человечества - интернализация – стремление к единству. Выделил 5 этапов об-го прогресса, отличающихся уровнем свободы, равенства, солидарности, ролью насилия в соц. жизни: 1. первобытное об-во – мин. свободы, господство грубой силы и антагонизма; 2. об-ва централизованные и дифференцированные, где деспотизм соединяется и анархией, отсутствует солидарность и равенство; 3. об-ва с ослаблением качеств предыдущего этапа; 4. об-во, где на 1-ом плане правовые способы регулирования; 5. Идеальное об-во. Общий прогресс состоит из 5 элементов: умственный, нравственный, критический, политич., юридич., экономич.. Осн. критерии прогресса: -укрепление солидарности и нравственности -обеспечение правопорядка -рост свободы -достижение равенства. Коркунов Н.М. – психологическое направление. -настаивал на психологическом подходе к анализу социума. -рассматривал «психическое» как результат межпоколенной трансляции знаний, чувств и воли. -сводил историческую закономерность к внешним проявлениям функционирования коллективной духовно-психической деятельности людей. Но индивидуальная воля ограничивается коллективной. Лавров П.Л. и Михайловский Н.К. – основатели этико-субъективной школы. Ее возникновение приходится на 60-е гг. 19 века. Истоки: Герцен, Чернышевский, Дюркгейм, Тард, Конт, Спенсер. Основные проблемы: предмет социологии и ее соотношение с другими научными дисциплинами, субъективный метод в социологии, изучение личности, теория прогресса. Вклад: -классификация наук -применение субъективного метода к исследованию социальных процессов -неотделимость социологии от этики, подчеркивал нравственную связь личности и общества -оригинальная теория прогресса – критически мыслящая личность -предвосхитил концепцию социального действия Вебера.
выделил 2 ряда наук: 1. науки использующие законы, повторяющиеся процессы и явления (социология, геометрия, биология; 2. науки изучающие распределение предметов и форм (астрология, геология). Соотношение истории и социологии: с оциология отыскивает закономерности общественного развития, а история изучает единичные и неповторимые факты. Субъективный метод. Суть: Наблюдающий и познающий субъект в ходе познания ставит себя на место наблюдаемого и познаваемого. СМ – такой способ познания, при к-м мыслящий субъект сливается с мыслящим объектом, след., возможно достижение истины. Социология, как и история неотделима от этики. Следовательно, метод наук о человеке может быть определен как этико-субъективный (от названия метода происходит название школы). -движущая сила истории – носители критического мышления (небольшое элитарное меньшинство). -личность действует на основе мотивов. Выделил 4 группы мотивов действия: 1. убеждения – высш. уровень мотивации, свойствен критически мыслящим личностям; 2. интересы – наиб. распространенный мотив; 3. аффекты – тормозят действие; 4. обычаи, привычки – играют консервативную роль. Предвосхитил концепцию социального действия Вебера. Раскрывает систему потребностей. Она определяет деятельность личности и проявляется в мотивах. Задача социологии – классификация потребностей:
Теория прогресса. Суть прогресса – развитие критического сознания, через его посредство – индивидуальности. Вклад: -сторонник применения субъективного метода -социология – наука о социальном взаимодействии, кооперации -теория личности: одним из первых рассмотрел личность на 3-х уровнях -теория прогресса -концепция «Героя и толпы», с помощью которой пытался объяснить поведение людей в больших социальных группах (толпе) и их взаимодействие с лидером справедливость – отражение истины в мире. Справедливость познается только субъективно, поэтому без применения субъективного метода мы не можем получить реального знания. В качестве вспомогательного метода допускает объективный, но он должен быть подконтролен субъективному. Критерий прогресса – развитие человеческой индивидуальности, которое можно рассматривать как самореализацию личности. Одновременный прогресс личности и общества невозможен. Ошибка Спенсера, с т.зр. Михайловского, в том, что он не разграничил понятия прогресса общества и прогресса личности. Эти процессы могут быть разнонаправленными. -важным для понимания прогресса является понятие кооперации. Виды кооперации: - простая – отвечает естественному разделению труда. Все выполняют одинаковые функции. - сложная – экономическое разделение труда, разрыв м/д умственным и физическим трудом. -одним из первых рассмотрел личность на 3-х уровнях: 1. биогенном – процесс выживания ч-ка как живого сущ-ва, гл. вопрос – удовлетворение потребностей, приспособление к среде; 2. психогенный – выявление хар-ра взаимодейтсвия индивида и толпы; 3. социогенный – рассмотрение личности через призму ее включения в об-ное разделение труда и сотрудничество. Продолжением теории личности является Концепция «Героя и толпы» Михайловского, с помощью которой пытался объяснить поведение людей в больших соц. группах и их взаимодействие с лидером. В основе поведения лидера лежит способность вести за собой толпу. Толпа – масса народа, способная увлечься примером и конструируемая сходными психологическими реакциями и одинаковым поведением под воздействием «героя». Толпа может быть не только преступной, но и благородной. Поведение толпы характеризует как подражание, причины к-го: - социальные (эк-кие, полит, нравственные) - психологические (бессознательное). 2 условия образования толпы: 1) сильный внешний стимул 2) хроническая скудность впечатлений у людей, способных составить толпу. «Герой» - индивид, способный увлечь массу людей на любое дело, хорошее и дурное. Выделил механизмы воздействия героя на толпу: 1. подражание 2. готовность к подчинению 3. массовый гипноз (внушение) 4. массовый психоз Без примера – героя – толпа мертва. Различал понятия герой и великая личность. Герой может выступать как великая личность только тогда, когда его действия получат положительную оценку с точки зрения общественного идеала.
Данилевский – теория культурно-исторических типов. Вклад: - разработчик теории культурно-исторических типов -его идеи были значимыми для становления этносоциологии -теория прогресса Классификация наук. 1. теоретические науки – предмет изучения – общие мировые сущности (материя, движение, дух) – химия, физика, психология. 2. сравнительные – изучают лишь видоизменения материальных и духовных сил и законов – обществ-е науки. Общество – не целостность, а сумма национальных организмов (номинализм), которые развиваются на основе общности существования. Человечество не представляет какой-то единой целостности, а похоже на стихию, которая в различных точках складывается в формы, в той или иной мере аналогичные организмам. Наиболее крупные из этих форм представляют собой культурно-исторические типы. Т.о., по Данилевскому, культурно-исторический тип – интеграция существенных признаков определенного социального организма. Следовательно, культура – национальный характер, психические особенности этноса, задающие видение мира. -его идеи были значимыми для становления этносоциологии. Нация характеризуется особенностями склада ума, чувств, воли, составляющими ее оригинальность. Эти особенности выражаются в языке, мифологии, эпосе, в основных формах быта. -из особенностей народов вытекает разнообразие культурно-исторических типов. Выделял 10 основных культурно-исторических типов: 1. египетский 2. китайский 3.ассиро-вавилонский 4.индийский 5.иранский 6.еврейский 7.греческий 8.аравийский 9.германо-романский (европейский) 10.американский и перуанский. Отдельное место занимал русский, точнее славянский тип. Данные культурные типы выполняли положительную роль в истории. Также выделял народы - бичи божии (гунны, монголы), а также народы, которые не сложились в культурно-исторические типы и представляют только этнографический материал. Осуществил классификацию культурно-исторических типов по различным критериям: 1.по соотношению традиций и инноваций: - уединенные - преемственные 2.по структурно-содержательному критерию культура делится на 4 разряда: - религиозная деятельность (нравственная деятельность) - наука, искусство, промышленность - политическая деятельность - общественно-экономическая деятельность 3.по количеству основ: - одноосновные – развивающие какой-либо один из разрядов культуры - двухосновные и т.д. Славянский тип в перспективе впервые в истории составит четырехосновный культурный тип. Отрицая законы развития общества как единого целого, выделял эволюцию внутри отдельных культурно-исторических типов. Выделил 5 законов эволюции внутри КИТ: 1.закон родства языков 2.закон, утверждающий, что для становления КИТ необходима политическая независимость народа. 3.закон непередаваемости цивилизаций. Они не передаются, но могут воздействовать друг на друга. З способа распространения цивилизаций: -пересадка – посредством колонизации -прививка – передача цивилизации, в ходе которой самобытная к-ра может или погибнуть, или сбросить чужую. -воздействие – берутся наименее национальные элементы чужой культуры. 4.закон, устанавливающий зависимость богатства и полноты развития КИТ от разнообразия и самостоятельности входящих в его состав народов. 5.закон краткости периодов цивилизации. Период становления цивилизации – длителен, а собственно цивилизации – короток. Выделяет 4 основных периода в развитии КИТ: 1)этнографический – складывание национального характера – самый длительный 2)государственный период 3)период собственно цивилизации – расцвет творчества 4)период естественного конца культуры. 2 формы: апатия самодовольства (окостенение и одряхление культуры) и апатия отчаяния (осознание ошибочности идеала)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |