Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 6. Роль информации в управлении обществом




Ключевые слова: электронные СМИ, информация, общество, демократия.

Рассматриваемые вопросы: Непосредственные носители, и особенно средства массовой информации, в современном мире все больше превращаются из власти «четвертой во власть «первую». Политические деятели широко используют возможность телевидения, рассматривая его как инструмент политики

Литература

С момента получения независимости Казахстаном наибольшие успехи выпали на внешнеполитическую деятельность молодого суверенного государства. Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, его международных организаций, обеспечена внешняя безопасность государства. Республика активно выходит на мировые рынки, привлекает иностранные инвестиции и кредиты, сотрудничает с мировыми финансовыми организациями. Заложена солидная политическая и экономическая база внешних условий для самостоятельного развития нашего государства. Но это лишь одна из предпосылок для дальнейшего продвижения Казахстана по пути к демократическому и правовому обществу.

В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как влияние и богатство, утрачивают свою силу, хотя не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Непосредственные же его носители, и особенно СМИ, в современном мире все больше превращаются из власти «четвертой во власть «первую». Иметь важную информацию — значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от второстепенной значит обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной интерпретации или умалчивать ее значит иметь двойную власть.

Сегодня в нашей стране трудно представить себе телевидение и политику отдельно друг от друга. Телегеничность политики стала знамением времени. Общенациональное телевещание в последние годы больше внимания уделяет информационным передачам, что объясняется возросшим интересом зрителей к политической жизни государства, особенно к внешней политике. При этом техника подачи новостей не заслоняет их содержание, которое, в свою очередь, не носит тенденциозного характера. Возможность зрителя получать информацию из различных источников заставляет как правительственные, так и независимые СМИ, быть более объективными при подаче информации о событиях в стране и за рубежом.

Важное значение в сохранении политической стабильности государства имеют гласность, открытое обсуждение всех проблемных вопросов, которые могут снизить социальную напряженность в обществе. Такую трибуну для публичной полемики вокруг самых острых вопросов предоставляют средства коммуникации. Они являются своеобразными катализаторами общественного развития, способствуют свободному обмену информацией. В демократическом обществе печать, радио и телевидение становятся посредниками между властью и народом. Никто энергичнее и активнее не способен быть проводником и поборником идей сплочения общества, сохранения гражданского и национального согласия.

Важное значение имеет выход из социально-экономического кризиса, строительство собственной эффективной экономики, поиск и утверждение достойного места в современной экономической системе.

Иностранные инвестиции в экономике Казахстана — огромная, до конца не освоенная журналистами тема. Тема, которая подчас подается в связи с очередным громким заявлением о повышении цен и тарифов и т.д. Но нередко звучит и псевдопатриотический мотив: а не распродаем ли мы государство, передавая в руки иностранцев важные промышленные и стратегические объекты. Несмотря на то, что Казахстан, как, впрочем, и другие постсоветские страны, поглотил уже достаточно иностранных кредитов, остается острым вопрос: какие кредиты нам нужны.

Независимая пресса Казахстана возникла раньше официального провозглашения суверенитета республики в период с 1988 по 1991 г.г. Одним из первых независимых изданий в истории журналистики страны переходного периода стали газеты «Избиратель» — «Аманат», «Бiрлесу», «Азат». «Избиратель» — «Аманат» — официальный орган антиядерного движения «Невада-Семипалатинск». Кроме того, следует сказать и о так называемой самиздатовской неформальной прессе, которая была прообразом первых независимых газет: «Алматинский вестник», «Мнение», «Кокейкести», «Туркестан», «Желтоксан», журналы «Альтернатива» и «Ракурс». Это уникальное явление журналистики возникло в ответ на идеологические ограничения и монополию партии на мнения в СМИ. Издания выпускались тиражом в 30-50 экземпляров плохого полиграфического качества и преследовались со стороны властей. Но именно они вошли в историю страны как первые ласточки демократии в печати.

Задачи независимой прессы на этапе провозглашения гласности сводились к следующему:

1. Нужно было выработать новый подход к освещению проблем переходного периода, многие из которых представляли собой совершенно новый объект исследования, как в журналистском, так и в специальном аспекте. Например, возникшие экономические проблемы и последовавшие вслед за ними кардинальные изменения в экономике потребовали абсолютно новый журналистский подход в освещении хода этих реформ, а также многих экономических процессах.

2. Требовался новый масштаб политического видения процессов современной общественно-политической жизни государства. В условиях отсутствия руководства со стороны какой-либо партии или ведомства и отсутствия цензуры, однако, не снимается значимость ответственности за публичное слово, способное взбудоражить общественное мнение или подвигнуть массы людей на необдуманные поступки.

З. В условиях возникновения новых социально-политических и экономических институтов общества нужны были новые принципы консолидации между редакциями и институтами политической системы общества, чтобы не вызвать противостояния и изолированность друг от друга.

4. Наконец, от журналистов потребовался новый уровень аналитичности, новые формы подачи и интерпретации фактов действительности.

Система массовой информации обеспечивает социальным субъектам не только возможность знать, что происходит, но и предоставляет возможность обсуждать, анализировать происходящие события. Соотносить свои взгляды с опубликованными, воздействовать на окружающий социальный мир и способствовать разрешению назревших общественных противоречий. Задачи независимой прессы после официального провозглашения суверенитета можно свести к главной — всестороннему укреплению независимости суверенного государства и скорейшему построению демократических институтов общества. В связи с этим журналистам требовалось:

1. Четко сформулировать курс государства в СМИ и обозначить основные стратегические задачи всех его структур.

2. Всесторонне способствовать укреплению правовых отношений и традиций гражданского общества, в том числе в сфере обмена информацией.

З. Распространять максимально объективную информацию.

Для того чтобы люди могли плодотворно участвовать в обсуждении социальных проблем, подготовке и принятии решений, они должны быть хорошо информированы. Правы исследователи, заявляющие, что эта, бесспорная в общем виде, постановка вопроса достаточно трудно конкретизируется.

На современном этапе функционирования прессы на основе различных форм собственности говорить о степени информированности населения и степени его участия в разрешении актуальных политических, экономических и социальных проблем сложно. Казахстанское общество в силу ряда исторических причин неоднородно по многим параметра. Резкое разделение общества по имущественному признаку никак не способствует выдвижению оснований для анализа общей информированности населения.

В целом следует признать, что независимая пресса — это такой субъект информационного обмена, который первым заявляет о своей позиции и часто становится основным в формировании определенного общественного мнения. Впрочем, то же самое можно отнести и к официальной прессе. Однако не следует термин «независимая» понимать как оппозиционная. Реалии казахстанской действительности на рубеже веков не позволяют говорить о сложившейся оппозиционной прессе как о явлении, имеющем существенное влияние на жизнь населения cтpaны. Хотя у нас и имеется оппозиционная печать, но она явление, скорее, спорадическое.

Состояние рынка СМИ характеризуется тем, по мнению ряда ученых, что он «либо почти отсутствует, либо полностью направляется и регулируется, либо двинулся в таком направлении, что действительно никакие цивилизованные законы к нему не применимы». Активно идет процесс монополизации СМИ, образование коммуникационных объединений: корпораций, холдингов, монополий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.