Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономики




Инструменты государственного регулирования рыночной

Предпосылки влияние государства на рынок

Характеристика рынков

Общая характеристика рыночного хозяйства

ЛЕКЦИЯ 3. ФУНКЦИНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

2.Классификация рынков

3.Рыночная конкуренция

5.Инфраструктура рынка

1. Общая характеристика рыночного хозяйства

 

Деятельность предприятия в сфере материального производства подразумевает два основных этапа:

- производство материального продукта;

-продажа продукта производства и покупка нужных компонентов производства.

Процесс производства начинается с акта обмена (купли-продажи), сопровождается обменом и заканчивается им (…Д-Т-Д…) Непрерывный обмен - суть современного производства, основной метод развития экономики, которая строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства, обмена между производителями, конечного потребления. Последние две категории образуют рынок товаров.

Следовательно, главный ориентир деятельности предприятий – рынок, его потребность, структура, динамика, емкость. С рынком предприятие связано как со стороны производства и сбыта собственной продукции, так и со стороны материально –технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и пр.

Рынок - саморегулируемая, основанная на экономической свободе сис­тема обмена, купли-продажи между продавцами и покупателем, производи­телем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.

Истории развития общественного производства свидетельствует, что наиболее эффективно предприятие функционирует в условиях цивилизован­ного рынка при рыночной системе хозяйствования. В основе формирования рыночной системы хозяйствования лежит поиск наибольшей выгоды, кото­рая является движущим мотивом любой хозяйственной деятельности. Иде­альным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для рыночной системы хозяйствования характерны следующие осо­бенности:

-наличие различных форм собственности;

-сочетание крупного производства с малым и средним бизнесом (малые и средние предприятия выполняют работу, связанную со сбытом продукции, производимой крупными корпорациями, по заданию крупных компаний ве­дут маркетинговую деятельность и пр.);

-изменение рынка потребительских товаров, акцент на потребитель­ском рынке;

-наличие мощной, развитой инфраструктуры рынка в виде банков, бирж, транспорта, страховых и посреднических фирм;

-здоровая конкуренция;

-свободное ценообразование; и пр.

Выходя на рынок с тем или иным товаром, услугой, предприниматель должен понимать и учитывать следующие закономерности развития ры­ночной системы хозяйствования:

-отсутствие дефицита. При дефиците на товар у продающего появляет­ся возможность поднять цену и получить высокую прибыль, а это привлекает других производителей. Чем прибыльней производство, тем больше к нему подключается производителей, что в конечном итоге приводит к ликвидации дефицита;

-тенденция к установлению продажной цены на уровне общественных издержек. Когда баланс спроса и предложения начинает двигаться в сторону предложения, то продажная цена начинает приближаться к уровню общест­венных издержек производства;

-непрерывный поиск улучшения товаров и услуг. Он вызван как необ­ходимостью получения определенного объема прибыли при снижении из­держек, так и конкурентной борьбы за рынки сбыта;

-непрерывный поиск ускорения продажи товаров и услуг потребителю и закрепление на рынке сбыта. Если производитель выступает на рынке сбы­та с новым товаром, цены на него еще высоки и можно получить большую прибыль. Правильный выбор каналов сбыта также способствует закреплению предприятия на рынке;

-рынок создает условия, при которых производится только та продук­ция, которая нужна обществу. Работа на склад разорительна.

Рынок представляет собой не только развитую систему отношений то­варного обмена, но и выполняет крайне важные функции, обеспечивающие деятельность предприятий в условиях их стихийного развития:

-информационную: участники производства через постоянно меняю­щиеся цены и процентные ставки могут сверять свои возможности с потреб­ностями рынка;

-посредническую: рынок дает информацию предприятию о возможно­сти выбора оптимального поставщика или покупателя продукции с точки зрения ее качества, цены, сроков поставки и пр.;

-ценообразующую: между стоимостью и ценой устанавливается под­вижная связь, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребно­стях;

-регулирующую: стихийное установление необходимых пропорций в структуре производства на основе соотношения спроса и предложения.

Основными недостатками рынка являются:

-отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования;

-отсутствие механизма защиты окружающей природной среды;

-отсутствие гарантий занятости населения;

-отсутствие механизма финансирования развития фундаментальных и прикладных исследований в науке;

-нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам пр..

Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену на товар на рынке. Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а его сокращение способствует росту цен на рынке.

 

2. Классификация рынков

Рассматривая возможности наиболее эффективного вложения капита­ла, предприятие должно изучить положение дел на всех доступных ему рын­ках.

Рынок в целом характеризуется сложной и разветв­ленной структурой; его можно классифицировать по различным признакам.

С точки зрения предприятия (субъекта рыночных отношений) рынки делят на:

Рынки товаров и услуг – включают в себя рынки средств производства, рынок потребительских товаров, рынок услуг производственного и непроизводственного назначения.

Финансовый рынок - это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и др. авуаров. Финансовый рынок включает в себя рынок капитала, ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

Рынок интеллектуальной продукции - включает в себя научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы. В настоящее время активно развивается рынок информации

Рынки труда - сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы - работодателем и продавцом способно­стей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материально­го производства.

Рынок промежуточных продавцов - представляет собой совокуп­ность лиц и организации, приобретающих различные товары или передачи их в аренду на выгодных для арендодателя условиях (т.е. рынок посреднических операций).

В настоящее время активно развивается рынок информации.

Данная функциональная структура рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия.

Вместе с тем сами рынки делятся в ос­новном не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продуктовым принципам:

-сырьевые рынки (нефть, газ, уголь и пр.);

-продовольственные рынки (зерно, мясо, овощи, фрукты и пр.);

-рынки готовых изделий (машины, приборы, одежда и пр.);

- рынки недвижимости и т.д.

Помимо этого рынки делят на:

Рынки продаж - функционируют в интересах продавца, т. к. при опе­режении спроса над предложением создается дефицит товара, и следователь­но, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реа­лизации, но только до момента устранения дефицита.

Рынки закупки - отражают ситуацию, когда предложение опережает спрос, т.е. на рынках наблюдается избыток товара, что вынуждает товаро­производителя снижать цены. Поддерживает интересы покупателя.

По территориально - географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним; в свою очередь внешний рынок разделяется на ми­ровой, пограничный и т. д., а внутренний рынок на региональный, местный. национальный и т.д.

По характеру продаж рынки разделяют на оптовые и розничные.

Изучая возможность наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, предприятие должно ознакомиться с положением дел на всех представляющих для него интерес и доступных рынках. Большое значение имеет емкость рынка, т.е. объем платежеспособного спроса потребителей в натуральном и стоимостном выражении. Далее выявляются позиции покупателей и продавцов, сбалансированность спроса и предложения и цен на продукцию. Должна учитываться динамика на перспективу рыночных сделок. При этом большое значение имеет морфологическая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиками и потребителями товарной массы (таблица 1).

Рыночная ситуация типа полиполия встречается редко, т.к. разрушается в результате конкуренции, как и монополия. Монополия удерживается в основном за счет превосходства техники и технологии. С потерей данного превосходства монополия заканчивается. Чаще всего на рынке встречается олигополия. Она характерна для рынков сложной, капиталоемкой продукции - автомобилей, бытовой техники, металлургической и нефтяной промышленности.

 

Таблица 1- Рыночные отношения между поставщиками и потребителями товаров

Поставщики Потребители
Много малых Немного средних Один крупный
Много малых полное множество (полиполия) ограниченное множество (олигопсония) монополия потребителя (монопсония)
Немного средних и крупных Частичное ограничение (олигополия) взаимное ограничение ограниченная монополия потребителя
Один крупный монополия поставщика ограниченная монополия поставщика взаимная монополия

 

3. Рыночная конкуренция

Составной частью рыночной экономики является конкуренция. Кон­куренция (соперничество) – это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды. Конкуренция -основной механизм формирования хозяйст­венных пропорций, направленных на создание более благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребите­лей.

По степени ограничения конкуренции различают: рынок чистой кон­куренции, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкурен­ции, олигополистический рынок.

Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготавливающих и покупающих аналогичный специализированный товар (например, рынок ра­диоаппаратуры). Здесь покупатель и продавец находятся в равных экономи­ческих условиях и не могут оказывать решающее значение на изменение свободных цен.

Рынок чистой монополии - пик конкуренции, когда продукция представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутст­вии конкурентов и наличии льгот и привилегий со стороны государства. В данном случае монополист диктует рост цен; однако покупатель может вли­ять на уровень свободной цены, сокращая спрос. Чтобы избежать падения спроса монопольный производитель группирует потребителей по платеже­способности и для каждой из групп устанавливает соответствующие цены и объемы реализации. Чистая монополия редко способствует внедрению дос­тижений НТП.

Рынок монополистической конкуренции имеет место при большом количестве продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемым по разным ценам. Особенностью предприятий, представленных на рынке является то, что про­изводимая ими продукция не может иметь в ближайшей перспективе анало­гов - товаров, т.к. защищена патентами, авторскими правами. Несовершен­ные аналоги- товары, которые иногда появляются на рынке, не могут повли­ять на конкурентоспособность товара, его цену, спрос.

Олигополистический рынок - характеризуется немногочисленностью продавцов, которые способны оказывать существенное влияние на цены. Одна из особенностей данного рынка - по­лучение максимальной выручки за счет повышения цен. Небольшое число товаропроизводителей на дан­ном рынке объясняется жесткими условиями проникновения на него. Олиго­полистический рынок занимает большое пространство. Нередко участники олигополистического рынка действуют на основе тайного согласия, наиболее распространенной формой, которого является картель.

4. Характеристика рынков

Важнейшими характеристиками рынка являются его стабильность и динамика.

Стабильность - наличие соответствия между спросом и предложени­ем, равно-выгодных условий торговли для всех участников, информирован­ности, доступности всех товаров. Однако такое возможно лишь в теории или по отдельным видам продукции.

Динамика - это чередование подъема, сокращения, стагнации, которые могут охватывать как отдельные секторы экономики, так и рынок в целом. Нормальное состояние рынка –рост объема торговли.

Основное правило, регулирующее рыночные отношения - это непре­рывное стремление к равновесию, которое достигается через преодоление периодов перепроизводства и периодов дефицита товарной массы.

При затоваривании рынка отдельными видами изделий уравновешива­ние происходит за счет оттока поставщиков. В результате бесконечного ко­лебания рынка достигается условная сбалансированность спроса и предло­жения. Условной она называется потому, что полной сбалансированности по всему спектру рынка достигнуть невозможно. Следовательно, проблема сбы­та продукции предприятия не может быть решена раз и навсегда. Ни один производитель не может достичь превосходства над другим по всем парамет­рам сразу: качеству, ценам, ассортименту, сервису и т.д. Поэтому выработка правильной стратегии на рынке - проблема каждого предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.