КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономики
Инструменты государственного регулирования рыночной Предпосылки влияние государства на рынок Характеристика рынков Общая характеристика рыночного хозяйства ЛЕКЦИЯ 3. ФУНКЦИНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
2.Классификация рынков 3.Рыночная конкуренция 5.Инфраструктура рынка 1. Общая характеристика рыночного хозяйства
Деятельность предприятия в сфере материального производства подразумевает два основных этапа: - производство материального продукта; -продажа продукта производства и покупка нужных компонентов производства. Процесс производства начинается с акта обмена (купли-продажи), сопровождается обменом и заканчивается им (…Д-Т-Д…) Непрерывный обмен - суть современного производства, основной метод развития экономики, которая строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства, обмена между производителями, конечного потребления. Последние две категории образуют рынок товаров. Следовательно, главный ориентир деятельности предприятий – рынок, его потребность, структура, динамика, емкость. С рынком предприятие связано как со стороны производства и сбыта собственной продукции, так и со стороны материально –технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и пр. Рынок - саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцами и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара. Истории развития общественного производства свидетельствует, что наиболее эффективно предприятие функционирует в условиях цивилизованного рынка при рыночной системе хозяйствования. В основе формирования рыночной системы хозяйствования лежит поиск наибольшей выгоды, которая является движущим мотивом любой хозяйственной деятельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. Для рыночной системы хозяйствования характерны следующие особенности: -наличие различных форм собственности; -сочетание крупного производства с малым и средним бизнесом (малые и средние предприятия выполняют работу, связанную со сбытом продукции, производимой крупными корпорациями, по заданию крупных компаний ведут маркетинговую деятельность и пр.); -изменение рынка потребительских товаров, акцент на потребительском рынке; -наличие мощной, развитой инфраструктуры рынка в виде банков, бирж, транспорта, страховых и посреднических фирм; -здоровая конкуренция; -свободное ценообразование; и пр. Выходя на рынок с тем или иным товаром, услугой, предприниматель должен понимать и учитывать следующие закономерности развития рыночной системы хозяйствования: -отсутствие дефицита. При дефиците на товар у продающего появляется возможность поднять цену и получить высокую прибыль, а это привлекает других производителей. Чем прибыльней производство, тем больше к нему подключается производителей, что в конечном итоге приводит к ликвидации дефицита; -тенденция к установлению продажной цены на уровне общественных издержек. Когда баланс спроса и предложения начинает двигаться в сторону предложения, то продажная цена начинает приближаться к уровню общественных издержек производства; -непрерывный поиск улучшения товаров и услуг. Он вызван как необходимостью получения определенного объема прибыли при снижении издержек, так и конкурентной борьбы за рынки сбыта; -непрерывный поиск ускорения продажи товаров и услуг потребителю и закрепление на рынке сбыта. Если производитель выступает на рынке сбыта с новым товаром, цены на него еще высоки и можно получить большую прибыль. Правильный выбор каналов сбыта также способствует закреплению предприятия на рынке; -рынок создает условия, при которых производится только та продукция, которая нужна обществу. Работа на склад разорительна. Рынок представляет собой не только развитую систему отношений товарного обмена, но и выполняет крайне важные функции, обеспечивающие деятельность предприятий в условиях их стихийного развития: -информационную: участники производства через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки могут сверять свои возможности с потребностями рынка; -посредническую: рынок дает информацию предприятию о возможности выбора оптимального поставщика или покупателя продукции с точки зрения ее качества, цены, сроков поставки и пр.; -ценообразующую: между стоимостью и ценой устанавливается подвижная связь, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребностях; -регулирующую: стихийное установление необходимых пропорций в структуре производства на основе соотношения спроса и предложения. Основными недостатками рынка являются: -отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования; -отсутствие механизма защиты окружающей природной среды; -отсутствие гарантий занятости населения; -отсутствие механизма финансирования развития фундаментальных и прикладных исследований в науке; -нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам пр.. Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену на товар на рынке. Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а его сокращение способствует росту цен на рынке.
2. Классификация рынков Рассматривая возможности наиболее эффективного вложения капитала, предприятие должно изучить положение дел на всех доступных ему рынках. Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой; его можно классифицировать по различным признакам. С точки зрения предприятия (субъекта рыночных отношений) рынки делят на: Рынки товаров и услуг – включают в себя рынки средств производства, рынок потребительских товаров, рынок услуг производственного и непроизводственного назначения. Финансовый рынок - это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и др. авуаров. Финансовый рынок включает в себя рынок капитала, ценных бумаг, валютный и ссудный рынок. Рынок интеллектуальной продукции - включает в себя научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы. В настоящее время активно развивается рынок информации Рынки труда - сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы - работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства. Рынок промежуточных продавцов - представляет собой совокупность лиц и организации, приобретающих различные товары или передачи их в аренду на выгодных для арендодателя условиях (т.е. рынок посреднических операций). В настоящее время активно развивается рынок информации. Данная функциональная структура рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия. Вместе с тем сами рынки делятся в основном не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продуктовым принципам: -сырьевые рынки (нефть, газ, уголь и пр.); -продовольственные рынки (зерно, мясо, овощи, фрукты и пр.); -рынки готовых изделий (машины, приборы, одежда и пр.); - рынки недвижимости и т.д. Помимо этого рынки делят на: Рынки продаж - функционируют в интересах продавца, т. к. при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, и следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита. Рынки закупки - отражают ситуацию, когда предложение опережает спрос, т.е. на рынках наблюдается избыток товара, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Поддерживает интересы покупателя. По территориально - географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним; в свою очередь внешний рынок разделяется на мировой, пограничный и т. д., а внутренний рынок на региональный, местный. национальный и т.д. По характеру продаж рынки разделяют на оптовые и розничные. Изучая возможность наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, предприятие должно ознакомиться с положением дел на всех представляющих для него интерес и доступных рынках. Большое значение имеет емкость рынка, т.е. объем платежеспособного спроса потребителей в натуральном и стоимостном выражении. Далее выявляются позиции покупателей и продавцов, сбалансированность спроса и предложения и цен на продукцию. Должна учитываться динамика на перспективу рыночных сделок. При этом большое значение имеет морфологическая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиками и потребителями товарной массы (таблица 1). Рыночная ситуация типа полиполия встречается редко, т.к. разрушается в результате конкуренции, как и монополия. Монополия удерживается в основном за счет превосходства техники и технологии. С потерей данного превосходства монополия заканчивается. Чаще всего на рынке встречается олигополия. Она характерна для рынков сложной, капиталоемкой продукции - автомобилей, бытовой техники, металлургической и нефтяной промышленности.
Таблица 1- Рыночные отношения между поставщиками и потребителями товаров
3. Рыночная конкуренция Составной частью рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (соперничество) – это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды. Конкуренция -основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленных на создание более благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей. По степени ограничения конкуренции различают: рынок чистой конкуренции, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок. Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготавливающих и покупающих аналогичный специализированный товар (например, рынок радиоаппаратуры). Здесь покупатель и продавец находятся в равных экономических условиях и не могут оказывать решающее значение на изменение свободных цен. Рынок чистой монополии - пик конкуренции, когда продукция представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии льгот и привилегий со стороны государства. В данном случае монополист диктует рост цен; однако покупатель может влиять на уровень свободной цены, сокращая спрос. Чтобы избежать падения спроса монопольный производитель группирует потребителей по платежеспособности и для каждой из групп устанавливает соответствующие цены и объемы реализации. Чистая монополия редко способствует внедрению достижений НТП. Рынок монополистической конкуренции – имеет место при большом количестве продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемым по разным ценам. Особенностью предприятий, представленных на рынке является то, что производимая ими продукция не может иметь в ближайшей перспективе аналогов - товаров, т.к. защищена патентами, авторскими правами. Несовершенные аналоги- товары, которые иногда появляются на рынке, не могут повлиять на конкурентоспособность товара, его цену, спрос. Олигополистический рынок - характеризуется немногочисленностью продавцов, которые способны оказывать существенное влияние на цены. Одна из особенностей данного рынка - получение максимальной выручки за счет повышения цен. Небольшое число товаропроизводителей на данном рынке объясняется жесткими условиями проникновения на него. Олигополистический рынок занимает большое пространство. Нередко участники олигополистического рынка действуют на основе тайного согласия, наиболее распространенной формой, которого является картель. 4. Характеристика рынков Важнейшими характеристиками рынка являются его стабильность и динамика. Стабильность - наличие соответствия между спросом и предложением, равно-выгодных условий торговли для всех участников, информированности, доступности всех товаров. Однако такое возможно лишь в теории или по отдельным видам продукции. Динамика - это чередование подъема, сокращения, стагнации, которые могут охватывать как отдельные секторы экономики, так и рынок в целом. Нормальное состояние рынка –рост объема торговли. Основное правило, регулирующее рыночные отношения - это непрерывное стремление к равновесию, которое достигается через преодоление периодов перепроизводства и периодов дефицита товарной массы. При затоваривании рынка отдельными видами изделий уравновешивание происходит за счет оттока поставщиков. В результате бесконечного колебания рынка достигается условная сбалансированность спроса и предложения. Условной она называется потому, что полной сбалансированности по всему спектру рынка достигнуть невозможно. Следовательно, проблема сбыта продукции предприятия не может быть решена раз и навсегда. Ни один производитель не может достичь превосходства над другим по всем параметрам сразу: качеству, ценам, ассортименту, сервису и т.д. Поэтому выработка правильной стратегии на рынке - проблема каждого предприятия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |