КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль дисциплины в подготовке инженера. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Структурная схема радиоэлектронной системы. Применение основных типов электрических цепей в технике радиосвязи.
В процессе передачи и приема сообщений сигналы подвергаются различным преобразованиям. Эти преобразования осуществляются посредством специальных систем - радиотехнических цепей. Каждая радиотехническая цепь выполняет определенное преобразование сигнала. Некоторые из этих преобразований являются типовыми, обязательными для большинства радиотехнических систем независимо от их назначения, а также от характера передаваемого сообщения. Перечислим основные преобразования сигналов применительно к радиотехническому каналу связи, представляющему собой комплекс средств для передачи и приема информации.
К основным преобразователям сигналов можно отнести: на передающей стороне: - преобразование исходного сообщения в электрический сигнал и кодирование; - генерирование высокочастотных несущих колебаний; - модуляция; - усиление; на приемной стороне: - частотная фильтрация и усиление сигнала; - детектирование (демодуляция) высокочастотных колебаний; - усиление; - преобразование электрического колебания в сообщение (речь, текст, изображение и т.д.). Структурную схему радиотехнического канала радиосвязи можно представить в следующем виде:
Рассмотрим кратко принцип работы данной схемы. В передающем устройстве производится преобразование исходного сообщения в электрический сигнал. В качестве преобразователя может использоваться микрофон, телеграфный ключ, клавиатура компьютера и другие устройства. Полученный сигнал используется для управления параметрами колебаний генератора высокой частоты. Поэтому такие сигналы называют управляющими или модулирующими. Генератор высокой частоты является источником высокочастотных несущих колебаний. В зависимости от назначения радиосигнала связи мощность несущих колебаний изменяется от долей Ватта до миллионов Ватт. Высокочастотные несущие колебания модулируются управляющим сигналом в модуляторе. В результате на выходе модулятора формируется радиосигнал, содержащий передаваемое сообщение. Частота несущего колебания выбирается намного больше частоты модулирующего сигнала, чтобы обеспечивалось условие неискаженной модуляции и передачи информации. Необходимая мощность модулированного сигнала обеспечивается усилителем мощности. Далее радиосигнал в виде свободного электромагнитного поля излучается передающей антенной в пространство. Антенна приемного устройства улавливает ничтожную долю энергии сигнала, излученного передающей антенной. В зависимости от различных факторов мощность сигнала на входе приемника составляет 10-10...10-14 Вт. Поэтому важной задачей является обеспечение высокой чувствительности приемных устройств. В современных приемниках уверенная регистрация сигнала обеспечивается при напряжениях на входе порядка 1 мкВ = 10-6 В. Наряду с полезным сигналом на входе приемника действуют помехи (искусственные и естественные) и сигналы других радиостанций. Поэтому одним из основных параметров приемника является избирательность, под которой подразумевается способность выделять полезные сигналы из совокупности сигналов и помех, действующих на входе приемника. Частотная избирательность осуществляется в частотно - избирательных цепях (колебательных контурах), где происходит также усиление выделенного полезного сигнала. Усиленный высокочастотный модулированный сигнал поступает на детектор, где он детектируется, т.е. выполняется преобразование, обратное модуляции. В результате детектирования из высокочастотного колебания выделяется управляющий сигнал, соответствующий переданному сообщению. Сигнал после детектора усиливается усилителем низкой частоты и затем в преобразователе преобразуется в сообщение (речь, текст и т.д.). Преобразователем могут быть головные телефоны, громкоговорители, телеграфные аппараты, дисплей компьютера и другие устройства. Основные понятия: радиотехнический канал связи; управляющие (модулирующие) колебания; чувствительность, избирательность; детектирование.
Изучение дисциплины ОТЦ имеет целью приобретение знаний теоретических основ электрических и радиотехнических цепей и практических навыков в применении теоретических методов для анализа процессов в цепях и решение инженерных задач, а также формирует базу для последующего изучения специальных дисциплин и совершенствования профессиональных знаний. Изучение дисциплины ОТЦ играет значительную роль в подготовке радиоинженера, т.е. закладывает основы для изучения специальных дисциплин "Устройства формирования сигналов", "Устройства СВЧ и антенны", "Теория передачи информации" и другие. Дисциплина изучается в 3-м и 4-м семестрах на лекциях, практических и лабораторных занятиях. На изучение дисциплины на занятиях отводится 260 часов. В 3-м семестре проводится зачет без оценки, в 4-м - экзамен. При подготовке к занятиям необходимо отрабатывать каждую лекцию, используя рекомендованную литературу. Успешное освоение материала возможно при систематической работе и своевременным выполнением всех заданий. Для конспектирования лекций целесообразно завести общую тетрадь, необходимо иметь отдельные тетради для практических и лабораторных занятий. Заключение: 1. Отметим основные принципы передачи и приема сигналов: - использование свободных электромагнитных волн и высокочастотных колебаний; - модуляция высокочастотных колебаний управляющими сигналами; - прием сигналов и осуществление частотной избирательности; - детектирование модулированных колебаний и усиление сигналов. 2. Преобразование сигналов в процессе передачи и приема осуществляется с помощью различных радиотехнических цепей. Лекция №2
Тема лекции:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |