КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирование и разрешение конфликтов в организации
Регулирование – это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда ход производственного процесса не выходит за рамки принятых в производственной системе допущений, нет особых оснований для беспокойства. В обратном случае необходимы экстренные и эффективные меры для нормализации процесса. Возможные меры: · вмешательство в состояние производственной системы · вмешательство в состояние технологической дисциплины · вмешательство в состояние трудовой дисциплины · вмешательство в состояние финансовой и плановой дисциплины · вмешательство в состояние системы стимулирования и мотивации труда · вмешательство в систему снабжения и сбыта · вмешательство в маркетинг Регулирование деятельности организации необходимо: · по причине отклонений показателей во внутренней среде организации (например, из-за ухудшения производственной или технологической дисциплины, старения оборудования, сбоев, поломок, аварий и т.д.) · по причине отклонений показателей из-за изменения внешних факторов среды (изменение отношений с поставщиками, клиентами, рынками сбыта, государственными структурами, резкие обвалы курсов валют, экон. кризисы и т.д.) · по причине отклонения показателей из-за конфликтности в организации Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Зависимость уровня конфликтности от эффективности работы организации
Из графика видно, что бесконфликтность (безразличие всех ко всему) и очень высокая конфликтность ведут к снижению эффективности деятельности организации. Таким образом, существует оптимальной - здоровый уровень конфликтности (зона от точки А до точки В), при котором организация функционирует нормально. Если ситуация управляема руководством, то конфликт не разрастается в организации. Такие конфликты называются функциональными. Они увеличивают эффективность работы организации и полезны для нее (см. подъем кривой к точке А). Они могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Стороны в этих случаях контролируют себя и ситуацию, не дают волю своим чувствам. Если ситуация не управлема руководством, то конфликт может иметь дисфункциональные последствия. Дисфункциональный конфликт снижает личную удовлетворенность, эффективность группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон. Конфликты бывают: · внутриличностные ( из-за противоречий между “хочу”, “могу” и “надо” в человеке) · межличностные ( на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве) · внутригрупповые ( из-за изменения баланса сил в группе, например, в результате смены руководства, появления неформального лидера, повышения нагрузки в работе) · типа “личность-группа” · типа “группа-группа” · внутриорганизационные (на почве неправильного распределения властных прав, полномочий и ответственности между уровнями управления – вертикальные; на одном уровне – горизонтальные; между линейными и функциональными подразделениями – линейно-функциональные конфликты) · ролевые конфликты ( из-за неопределенности и конфликта ролей, предоставляемых работнику) Неопределенность ролей: даваемая человеку работа четко неопределенна, неясны ресурсы для ее исполнения, непонятна конечная цель. В этом случае непонятна роль исполнителя, его полномочия и ответственность. В случае получения отрицательных результатов на этого человека часто кладется весь груз ответственности за неудачно выполненную работу. Конфликт ролей: даваемая человеку работа требует от него другой роли, не подкрепляемой его полномочиями и его властью. Взявшись за такую работу часто происходит “надрыв” исполнителя и, как следствие, часто стресс. Причины конфликтов: · неправильное или несправедливое распределение ресурсов · различие целей (из-за высокой эмержентности и дифференциации подразделений) · плохо структурированные (не ясные, не четко поставленные) задачи · различные представления и ценности членов коллектива и групп · различия в манерах и стилях поведения и руководства · возрастные проблемы (“проблема отцов и детей”) · половые проблемы · этнические и межнациональные проблемы · проблемы различного уровня образования и культуры · плохая коммуникация в организации · неправильная ориентация руководителей (на задачи или на человека) · организационные факторы (недогрузка или перегрузка в работе) Структурные методы управления конфликтом: · приказами, распоряжениями, директивами и т.д. · методы “разведения” участников конфликта по ресурсам, целям, средствам труда и тд · методы “страхования ” от конфликтов (через создание резервных запасов финансовых средств и материальных средств) · методы объединения участников конфликта · методы с использованием интеграционных механизмов (антикризисных комитетов, введения заместителей, кураторов, координаторов и т.д.) Межличностные стили разрешения конфликтов (рис.5.3): принуждение (зона 1); через сотрудничество и решение проблемы (зона 2); уклонение (зона 3); сглаживание (зона 4); через поиск компромисса (зона 5)
Рис.5.3. Межличностные стили разрешения конфликтов.
Причины сопротивления переменам: · страх потери функции; страх потери заработка; страх появления новых проблем Методы преодоления сопротивлений: · образование, переквалификация, переподготовка сотрудников · привлечение работников к непосредственному участию в организации перемен, создание у сопротивляющихся мотивации к переменам · эмоциональная и психологическая поддержка · “покупка” работников с помощью материальных стимулов · переговоры (обоснование необходимости поиска компромисса) · кооптация (предоставление сопротивляющемуся лицу ведущей роли во введении новшеств) · маневрирование (выборочное использование информации для своей пользы) · принуждение (угроза лишить работы, продвижения по службе, снижения заработка и т.д.) · увольнение работника Неразрешенный конфликт часто ведет к стрессу сотрудников. Стресс – это измененное от нормы состояние чувственной и эмоциональной сферы человека, при котором восприятие окружающей среды и его поведенческие реакции становятся неадекватными ситуации. Причины стресса: · организационные факторы (недогрузка, перегрузка, плохие физические условия работы, конфликт и неопределенность ролей) · личностные факторы (смерть близких, конфликты в семье, плохие материальные условия и др.) соотношение между властными полномочиями и ответственностью
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |