КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы сглаживания негативных тенденций в развитии предприятия
Ключевая проблема: как можно ослабить негативное влияние факторов на деятельность предприятия? Ключевые понятия: технология антикризисного прорыва, стратегия выживания, стратегия прорыва, защитная тактика, наступательная тактика Если состояние предприятия приблизилось к банкротству, которое может привести к ликвидации неудачника, то не следует отчаянно ждать трагического исхода. Шанс исправления ситуации еще существует. В таких условиях необходимо экстренно мобилизовать все возможности предприятия и направить усилия на их реализацию. Приведем пример из российской действительности. Во Владимирской области, как и повсюду в стране, проходила приватизация. Очередь дошла до строительного комплекса. В то время во Владимире функционировали такие крупные «киты» в этой сфере, как Трест № 94, ДСК, «Владимир-гражданстрой» и др. Это были мощные организации, имеющие свои подразделения по всей области. Домостроительный комбинат, например, к концу 90-х гг. обновил свои основные фонды. Несмотря на установленные законодательством демократические подходы в проведении приватизации, передел собственности проходил очень активно. В результате предприятия были «разорваны в клочья» и деятельность их в строительстве прекратилась. Среди крупных объединений числилось и кооперативно-государственное производственное промышленно-строительное объединение «Владимирагропромстрой» (ныне ОАО «Агрострой»), хотя оно было менее привлекательным по уровню прогрессивности мощностей. В отличие от «коллег» в ходе приватизации оно не только выжило, но и на 45% сохранило свое представительство в регионах области путем преобразования в холдинг и продолжило строительство, несмотря на трудные конъюнктурные условия. Неудачи, казалось, шли одна за другой: обесценивание средств застройщиков по причине инфляции, бесконечные судебные тяжбы по поводу отношений собственности, непорядочность дебиторов, огромная задолженность, предвзятое отношение налоговой инспекции, недостаток квалифицированных специалистов, неповиновение и попросту саботаж дочерних предприятий, дефицит наличных денежных средств и наконец банкротство банка, где был открыт расчетный счет. Эту ситуацию помогли преодолеть следующие основные меры. 1. Сохранение атмосферы единства коллектива. Был сохранен костяк грамотных специалистов с солидным стажем работы на предприятии. Авторитарный тип руководства В.П. Николаева ни у кого не вызывал желания побороться с ним за власть. 2. Проведение реструктуризации деятельности предприятия. Как известно, строительство характеризуется длительным оборотом оборотных средств. В условиях инфляции это связано с риском банкротства предприятия. Были четко разграничены инновационные, управленческие и производственные функции. Средства застройщика аккумулировались у дочернего предприятия ООО «Инвестиция». Оно принимало на себя удар инфляции и работу с заказчиками. Производство осуществлял подрядчик в лице дочернего предприятия ОАО «Владимирагропромстрой», которое было обременено воздействием внутрипроизводственных факторов, а также внешних, связанных с удорожанием строительных материалов, платежеспособностью своих экономических партнеров и т.п. Это предприятие в конечном итоге более всех пострадало и было ликвидировано. ОАО «Агрострой» выполняло функции генерального заказчика. 3. Развитие, наряду с основной, других видов деятельности, обеспечивающих быструю оборачиваемость оборотных средств: обучение рабочим специальностям, экспертиза строительных материалов, лицензирование их производства, консультационные услуги, услуги по оценке имущества, аренда основных средств, торговля, автоматизация бухгалтерского учета. 4. Организация управленческого учета по каждому виду деятельности и по исполнителям, введение гибкой системы нормирования затрат. 5. Создание эффективной системы стимулирования труда персонала, что позволило учитывать индивидуальный вклад каждого работника в результаты деятельности предприятия. 6. Проведение реструктуризации кредиторской задолженности. Антикризисный менеджмент в отношении деятельности предприятия может осуществляться как физическим, так и юридическим лицом - специализированной управляющей компанией. Последняя может содержать в своем составе такие структурные подразделения, как аудиторскую, юридическую и риэлторскую службы, охранное, рекламное и информационное агентства и предоставлять соответствующие услуги этих подразделений управляемому предприятию. Так, помощь несостоятельному градообразующему ЗАО «Чайковский текстиль» (г. Чайковский Пермской области) с численностью работающих 10 тыс. человек оказала фирма «РОЭЛ Консалтинг». Кроме всех типичных для отечественных предприятий проблем, связанных с переходом к рыночным отношениям, этот хозяйствующий субъект испытывал мощную интервенцию импортного текстиля. В результате объем производства снизился до 30% проектной мощности при сохранении 80% персонала, увеличились до объема трехмесячного выпуска запасы готовой продукции на складе, возник дефицит оборотных средств, возросла кредиторская задолженность. К этим бедам добавилась кредитная зависимость предприятия, ставшая непосильной в результате инфляции. Консультационная фирма провела диагностику состояния предприятия, сформировала новую стратегию его развития и разработала программу по выходу из кризисного состояния. Антикризисный менеджмент проводился комплексно в двух направлениях - текущее и перспективное управление. В рамках последнего предприятие было реорганизовано. В ходе преобразований внимание акцентировалось на повышении конкурентоспособности продукции и переподготовке персонала. Была сформирована система мотивации персонала на конечный результат, на эффективную работу в единой команде. Усилия же всех подразделений концентрировались на решении ключевых задач, обеспечивающих конечные результаты. Когда работники поверили, что есть выход из тупиковой ситуации, то поняли, что и как нужно делать, и как следствие — резко повысилась их активность. Они по собственной инициативе работали по 12-14 часов в сутки над проектами тактических планов. В таких условиях формировались дееспособные команды будущих лидеров. В результате проведения оздоровительных мер возрос объем выпуска продукции и одновременно снизились до нормального уровня запасы ее на складе, произведены расчеты с кредиторами. Источниками этих достижений послужили внутрипроизводственные резервы ЗАО «Чайковский текстиль»: 15—20% их было выявлено при наведении порядка в управлении; 20-25% — за счет ассортиментных сдвигов и улучшений технологических решений; до 60% — при реализации инновационных проектов по созданию новых видов продукции и технологий1. Опыт оздоровления отечественных предприятий показывает, что существует определенная технология антикризисного прорыва. Все действия руководства по спасению банкрота обычно развиваются в двух фазах. Фаза 1. Состояние «комы» — разработка первоочередных мер, затормаживающих развитие процесса ухудшения ситуации и создающих условия для выхода предприятия из кризисного состояния: 1) проведение экспресс-диагностики состояния предприятия; 2) объявление на собрании акционеров (участников) «чрезвычайного положения»; 3) смена руководящего звена и формирование команды единомышленников; 4) укрепление морального духа трудового коллектива; 5) выработка первого варианта версии антикризисной стратегии, политики, концепции и проекта антикризисной программы (плана) по финансовому оздоровлению предприятия; 6) выявление внутрипроизводственных резервов функционирования предприятия, которые придадут импульс новому рывку в его развитии. Фаза 2. Состояние «шоковой терапии» — осмысление причин возникшей ситуации и разработка мер по выходу из нее. С этой целью предпринимаются следующие шаги: 1) проведение инвентаризации имущества предприятия; 1 Ириков В., Ильдеменов С. Предпринимательство: Спасение утопающих — дело рук самих утопающих // Ваш партнер — консультант. — 1996. — июнь. — № 23. — С. 31. 2) проблемная диагностика состояния предприятия и темпов распространения отрицательных тенденций его развития, анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия с целью выделения ключевых проблем в развитии его деятельности; 3) оценка инновационного потенциала предприятия и всего того, что поможет преломить негативное направление тенденций в изменении его состояния; 4) анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия в предполагаемой реализации инновационного потенциала; 5) уточнение главных стратегических целей развития предприятия с учетом реализации имеющегося инновационного потенциала; 6) определение путей их достижения с помощью использования технологий мозгового штурма; 7) углубленная проработка этих путей и выработка комплекса мер по их выполнению; 8) прогноз, анализ ожиданий и предварительная оценка вариантов развития предприятия с учетом предполагаемых результатов реализации намеченных мер; 9) выделение приоритетов в направлениях осуществления оздоровительных мер; 10) характеристика реальности и надежности источников ресурсов, а также анализ их достаточности для реализации намеченных мер; 11) разработка окончательного варианта программы по выводу предприятия из кризисного состояния и ее выполнение; 12) перераспределение ресурсов и их мобилизация для выполнения программы; 13) разработка схемы выполнения программы с выделением первоочередных задач; 14) формирование команд для их выполнения; 15) выполнение программы и подведение первых организационных итогов. Каждый случай несостоятельности предприятия уникален. Могут быть различные «заболевания», т.е. кризисы — финансовый, технологический, кадровый, товарный. Оздоровление состояния предприятия как часть антикризисного менеджмента предполагает целевой выбор наиболее эффективных стратегии и тактики, необходимых для каждого конкретного случая и конкретного предприятия. В качестве примера интерес представляет опыт преодоления банкротства в ОАО «Стройтехстекло» (г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, генеральный директор А.И. Труфанов). На момент введения внешнего управления это предприятие имело все признаки несостоятельности, типичные для переживаемого периода экономической жизни: отсутствие денежных средств, сырья, и наличие просроченной кредиторской задолженности (40,9 млрд неденоминированных рублей), задолженности по заработной плате (2,3 млрд неденоминированных рублей). После года действия процедуры банкротства был повышен уровень технического состояния оборудования, освоено производство не выпускавшегося ранее армированного стекла (впервые получено стекло толщиной 1,1 мм, светопроводимость которого выше, чем предусмотрено ГОСТом; заводы-конкуренты, оборудованные новейшими импортными машинами, такого результата добиться не могут); снижены затраты за счет сокращения непроизводительных расходов; достигнут уровень производства, обеспечивающий безубыточный режим работы; произведены расчеты с кредиторами по текущим платежам; восстановлено доверие поставщиков сырья и потребителей продукции. Поразительные результаты были достигнуты благодаря введению на заводе грамотного антикризисного менеджмента. Это стало возможным в первую очередь благодаря образованности самого руководителя. А.И. Труфанов окончил Ленинградский и Московский университеты, а также Российскую академию госслужащих. В числе первоочередных мер он провел реорганизацию структуры управления, сопровождавшуюся серьезными кадровыми перестановками (высвобождено 160 человек), обучением персонала навыкам современного менеджмента, методике составления бизнес-плана, методам контроля качества продукции. При этом внешний управляющий руководствовался демократическими методами управления, с помощью которых завоевывалось и высоко ценилось доверие рабочих своему руководителю. Главными его принципами стали честность, обязательность, ответственность по отношению к ним. Большое внимание также уделялось работе по проведению взаимозачетов с кредиторами, расчетам с ними продукцией завода. Другой пример можно привести в отношении фабрики-химчистки №3 (г.Москва), которая пребывала в состоянии финансового краха. Причины проблемного положения предприятия заключались в непрерывной смене руководства, трудовой деградации и низком профессиональном уровне персонала. Следствием этого были регулярные простои производства, хроническая задолженность кредиторам, включая долги по заработной плате, загаженные мусором производственные территории. Досудебная санация фабрики осуществлялась опытным руководителем. Среди главных Оздоровительных мер были предприняты следующие: введен строжайший режим экономии энергоносителей, транспорта и материалов; определен приоритет расходов финансовых средств за текущими платежами; проведено техническое совершенство производственных мощностей, потребляющих энергоресурсы; введен многосменный режим работы; создана система оборотного водоснабжения; организован активный маркетинг по расширению сферы услуг, оказываемых фабрикой; использовались экономические формы сотрудничества с родственными предприятиями в направлении создания комплексных центров обслуживания населения; в настоящее время прорабатывается вопрос о восстановлении популярной торговой марки фабрики «Чайка»1. Основываясь на опыте преодоления кризисных ситуаций отечественными предприятиями, можно выделить общие для них виды стратегии: • стратегию выживания, которая предполагает эволюционное развитие предприятия с учетом сложившегося положения, т.е. плавное, с минимальными перестройками, но надежное улучшение показателей, вплоть до выхода его из состояния банкротства; 1 Комаров А. Профилактика для химчистки // Антикризисное управление. - 2000. - Вып. 3 -4. - С. 1749. • стратегию прорыва, обеспечивающую существенное улучшение всех аспектов деятельности предприятия за минимально короткое время и предполагающую ориентацию на лидирующее положение на рынке. Находясь в критическом состоянии, предприятие не имеет возможности привлекать заемные средства для своего развития. Поэтому источником финансового обеспечения реализации программы (плана) по выводу предприятия из кризисного состояния являются только собственные средства. Следовательно, между всеми мероприятиями программы (плана) существует финансовая связь: одни мероприятия обеспечивают приток либо экономию расходов средств, а другие предполагают их использование, т.е. первые являются донорами для вторых. В этой связи принято различать два вида тактики финансового оздоровления. 1. Защитная тактика (или защита от кризиса) предполагает проведение ресурсонесущих и ресурсосберегающих мероприятий, основой которых является высвобождение денежных средств или сокращение их расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов, экономией расхода оборотных средств и персонала. Защитная тактика ограничивается применением оперативных процедур: • оптимизация объема производства путем определения порога его рентабельности, снятия с производства убыточной продукции, установления обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса, достижения безубыточности основного производства; • сокращение затрат на производство и сбыт продукции, в том числе на содержание имущественного комплекса, энергозатрат, накладных расходов, затрат на ремонтные и профилактические работы, что вызывает сокращение производства в целом; установление жесткого контроля затрат с целью устранения непроизводительных, включая сокращение доли накладных расходов и фикси- рованных издержек, выявление и использование внутрипроизводственных резервов; оптимизацию норм расхода ресурсов всех видов и контроль за их соблюдением, совершенствование учетной и налоговой политики; проведение анализа по причинам и центрам ответственности; • решение узловых проблем; оптимизация используемых ресурсов; выявление и использование внутренних резервов роста объема производства; • сокращение численности работников аппарата управления, кадровые перестановки; централизация контрольно-плановых функций и создание центров финансовой ответственности; высвобождение излишнего персонала и обеспечение социальных льгот для него; реструктуризация; • совершенствование организации труда; повышение его культуры; укрепление дисциплины труда в производстве и управлении; • оптимизация управления товарно-денежными потоками; • укрепление наработанных хозяйственных связей; • изменение политики расчетов — упорядочение задолженности предприятия, включая уточнение дебиторской задолженности и ее истребование, реструктуризацию задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, списание безнадежных долгов; улаживание дел с кредиторами и заключение с ними мирового соглашения путем подписания договора об отступном с предоставлением кредиторам в виде отступного акций предприятия, созданного на базе имущества должника; реструктуризация и погашение просроченной задолженности; • улучшение структуры активов предприятия путем передачи объектов в залог, продажи или сдачи в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, дочерних и зависимых фирм, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; освобождение от бремени содержания социальной сферы и передача ее в собственность местных органов управления, формирование на их • основе самостоятельных дочерних предприятий (например, кондоминимумов); • повышение оборачиваемости оборотных средств; • франчайзинг, лизинг. Массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает еще более глубокий кризис национальной экономики, усугубляя тем самым их положение, так как главная причина кризиса находится вне предприятия. 2. Наступательная тактика (или атака на кризис) означает проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо на обеспечение условий для прироста выручки, особенно ее денежной составляющей, которая может поступать от реализации продукции, венчурного капитала, кредитов, средств за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, за счет истребования государственной поддержки, налоговых льгот, в процессе участия в конкурсах инвестиционных проектов. Корректируются философия и принципы функционирования предприятия, т.е. меняется его стратегия. Это находит отражение в новой концепции финансового, производственного, кадрового оздоровления, в соответствии с которой разрабатываются финансовая, маркетинговая, инвестиционная программы по улучшению финансового благополучия предприятия. Принимаются нестандартные управленческие решения. В этом случае проводятся следующие процедуры, рассчитанные на длительную перспективу: • пополнение оборотных средств за счет увеличения уставного капитала путем привлечения соучредителей (дополнительных взносов в уставный капитал) либо в результате дополнительной эмиссии акций и облигаций; • изменение организационной структуры предприятия, подготовка нового командного состава предприятия, переподготовка кадров и их психологическая переориентация, налаживание в короткие сроки деятельности тех служб, которые обеспечат предприятию развитие его конкурентных преимуществ, радикальное изменение форм и методов управления; • укрепление имиджа предприятия в деловом мире; • поиск оптимальной модели развития, выявление потенциальных партнеров; • создание комплекса взаимно интегрированных бизнесов; • реанимация, реабилитация и перепрофилирование существующих видов производств, изменение видов деятельности; • участие в финансово-промышленных группах; • искоренение первопричин, порождающих нестабильность функционирования предприятия; • проведение активного маркетинга, формирование банка данных о рыночной конъюнктуре, изучение и завоевание новых рынков сбыта, формирование собственной сбытовой базы; • проведение политики более высоких цен; • обновление ассортимента, максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами; • повышение инвестирования собственного производства; • обновление основных фондов, внедрение прогрессивных техники и технологии; • сокращение норм расходов ресурсов всех видов за счет внедрения прогрессивных технологий; • сокращение трудоемкости производства; • обеспечение деятельности нематериальными активами (лицензиями, патентами); • разработка пакета бизнес-планов с учетом рисков; • проведение экспертизы платежеспособности заказчиков; • формирование корпоративной культуры предприятия; • налаживание управленческого и финансового учета. Чаще всего встречается следующий вариант финансового оздоровления предприятия. На основе жизнеспособных участков производства создается новое юридическое лицо, в уставный капитал которого предприятие-должник входит частью имущества. Это может быть акционерное общество, средства от продажи акций которого направляются кредиторам. Так, о сложности финансового положения государственного предприятия оборонного значения «Опытный завод тугоплавких металлов и твердых сплавов» (г. Москва, руководитель П.И. Силюк) красноречиво свидетельствовали следующие показатели: годовой выпуск продукции составлял 8 млн руб., а сумма кредиторской задолженности 26 млн руб. В настоящее время предприятие, благополучно преодолев внешнее управление, находится в стадии динамичного роста. Восстановлены производственные мощности, сформирован круг стабильных поставщиков, объем выпуска продукции возрос более чем в 3 раза. Стратегия преодоления несостоятельности предусматривала сохранение завода как единого хозяйственного комплекса. Тактически это было достигнуто в процессе его акционирования, в ходе которого были привлечены значительные средства внешнего учредителя при условии передачи контрольного пакета акций в собственность государства. Кроме того, в качестве оздоровительных мер была проведена оптимизация налоговой политики, введена жесткая экономия затрат ресурсов всех видов (это позволило снизить их на 20 — 25%, а отпускные цены на продукцию — на 15 —20%), предпринят активный маркетинг по формированию устойчивого спроса на выпускаемую продукцию, в настоящее время изучается возможность внешнеэкономической деятельности1. Существует множество проверенных на практике способов сглаживания негативных тенденций состояния предприятия, защищающих от ликвидации последнего. Однако выработать универсальный метод невозможно. У каждого предприятия своя история. Соответственно уникален и путь оздоровления его состояния в каждом конкретном случае. Но одна универсальная мера для разрешения всех проблемных ситуаций все же имеется. Это касается введения антикризисного менеджмента. 1 Сияюк П.И. Успешность управления определяет грамотно поставленные цели // Антикризисное управление. — 2000. — Выл 5—6. — С.10—12. 159
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |