КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельностью
Лекция 10 3.2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране являются Законы России «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах». Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и другой деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды. В качестве объектов охраны природы приняты: 1. естественные экологические системы; 2. озонный слой атмосферы, 3. земля, ее недра, 4. поверхностные и подземные воды, 5. атмосферный воздух, 6. леса и иная растительность, 7. животный мир, 8. микроорганизмы, генетический фонд, 9. природные ландшафты. Особой охране подлежат: 1. государственные природные заповедники, 2. природные заказники, 3. национальные природные парки, 4. памятники природы, 5. редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды растений и животных и места их обитания. Законы России по охране природы дополняются рядом инструкций: приняты «Инструкция по применению Закона «О плате за землю»», «Рекомендации по взиманию платы за загрязнение природной среды». Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предполагает девять элементов. 1. Обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования. 2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Планирование природоохранных мероприятий осуществляется на основе прогнозов социально-экономического развития, государственных экологических программ. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной окружающей среды производится за счет: бюджетов федерации и регионов; средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, других источников. 3. Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование. территориальным исполнительным органом. Он предусматривает: 1) условия и порядок использования природных ресурсов 2) права и обязанности пользователя 3) размеры платежей за пользование природными ресурсами 4) ответственность сторон 5) возмещение вреда 6) порядок разрешения споров. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения. 4. Система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая предприятиям - природопользователям по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства. 5. Платность использования природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями-плательщиками на специальный счет внебюджетных государственных экологических фондов (90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды (10%). 6. Создание систем внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, республиканских, краевых, окружных, областных, местных. Для решения неотложных природоохранных задач по восстановлению потерь в окружающей природной среде и компенсации причиненного окружающей природной среде вреда на территории РФ образуются экологические фонды. Вместе с Федеральным экологическим фондом РФ они образуют единую систему внебюджетных государственных экологических фондов. Основные задачи экологических фондов: - финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения; - мобилизация средств на природоохранные мероприятия и программы; - экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природоохранных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий; - содействие в развитии экологического воспитания и образования. - средства, поступающие от предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан в виде платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов; - средства, получаемые по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; - добровольные отчисления и взносы; - средства в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, кредитов; - доходы от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов. 7. Общественные фонды охраны окружающей природной среды, образованные за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. 8. Система экологического страхования. Для защиты гражданской (имущественной) ответственности предприятий, учреждений и организаций за ущерб, причиняемый в результате внезапного, непреднамеренного или неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории России создаются страховые организации. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении предприятию имущественных претензий пострадавшими организациями о возмещении ущерба за загрязнение окружающей среды на территории действия конкретного договора страхования. Договор страхования включает следующие основные разделы: - наименование, адрес и телефон предприятия, характер экологического риска, - размер занимаемых помещений; - объем годового оборота в денежном выражении; - сведения о производственной деятельности предприятия; - сведения о характере производственного процесса, используемых видах сырья и материалов, - данные об окружающей природной среде (численность и плотность населения, характер использования площадей, почвы, наземных и подземных вод); - сведения об основных выбросах/сбросах и отходах, - данные о нарушении предприятием требований, связанных с охраной окружающей среды. Договор заключается на один год и может быть продлен по желанию предприятия. При заключении договора определяется сумма страховых платежей, которая устанавливается, как правило, в процентах от размера годового оборота предприятия. Страховая организация выплачивает пострадавшим организациям или физическим лицам страховое возмещение, которое включает: - компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; - сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей - расходы по очистке загрязненной территории; - расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым - расходы, связанные с судебным процессом. 9. Механизм стимулирования охраны окружающей природной среды за счет: 1. освобождения от налогообложения экологических фондов; 2. установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям, организациям; 3. передачи части средств экологических фондов на договорных началах под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; 4. введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; 5. применения льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей природы. Введение платы за загрязнение окружающей среды позволяет сформировать фонд ресурсов, которые могут быть привлечены для решения проблемы обеспечения экологической безопасности. В фонд денежных средств, предназначенных для этих целей, должны входить: 1) платы, вносимой предприятиями, загрязняющими окружающую среду; 2) дотации государственных и региональных органов; 3) дополнительные пожертвования различных организаций, не облагаемые налогом; 4) штрафы за аварийные и залповые выбросы в соответствии с 5) штрафы или поступления, связанные с трансграничными переносами вредных выбросов в соответствии с международными соглашениям.
2. Система государственных природоохранных органов и их функции Формирование системы государственных природоохранных органов началось в 1988 г. Основной орган управления, занятый природоохранной деятельностью - это Министерство природных ресурсов и экологии. Также в сфере природопользования и охраны природы функционируют: - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; - Федеральное агентство водных ресурсов; - Федеральное агентство по недропользованию. Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет: 1. комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в РФ, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; 2. координацию деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; 3. оценку и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов;
4. формирование нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности; 5. организацию единой государственной системы экологического мониторинга; 6. организацию и проведение государственной экологической экспертизы; 7. обеспечение населения экологической информацией; 8. организацию природно-заповедной деятельности, ведение Красной книги РФ; 9. реализацию обязательств РФ, вытекающих из членства России в международных организациях и участие в международных договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов 10. развитие и эффективное использование материально-технической базы территориальных органов и подведомственных организаций Министерства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |