Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление природоохранной деятельностью. Экономическое предпринимательство

План лекции:

1. Экологический лизинг.

2. Экологическое предпринимательство.

3. Экологический менеджмент.

 

1. За счет экологических и других фондов может быть развит экологический лизинг (аренда предприятиями природоохранного оборудования). Экологический лизинг является по содержанию долгосрочным кредитованием, так как функционирует на основе принципов срочности и возвратности. В то же время он является и формой финансирования (инвестирования). При лизинге одновременно решается вопрос приобретения оборудования и финансирования, потому что арендатор освобождается от единовременной оплаты полной стоимости оборудования и тем самым расширяются инвестиционные возможности фирмы.

В лице собственника имущества кроме экологических фондов могут быть:

- банк или его филиал;

- специальная финансовая лизинговая компания;

- любая фирма.

При лизинге в аренду предоставляется основной капитал на длительный срок. Происходит расщепление функций (прав) собственности: собственник одно лицо, а пользователь – другое. Сроки аренды могут быть от 1 до 20 лет. До 1 года сделка называется рейтинг, а среднесрочная – хайринг.

При классическом лизинге состав участников состоит из двух лиц (лизингодатель и лизингополучатель). В этом случае поставщик и лизингодатель является одним юридическим лицом. Лизинг может выражать и трехсторонние отношения. Будущий лизингополучатель, нуждающийся в определенных видах имущества, четко знает, какого рода оборудование ему требуется. Вследствие отсутствия собственных средств и доступа к заемным средствам для приобретения этого имущества он обращается к будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой о его участии в сделке. Лизингодатель получает от будущего пользователя готовый проект договора купли-продажи и подписывает его только в случае, если заключен договор лизинга. Лизингодатель становится собственником оборудования, но его роль ограничивается финансированием приобретения и передачей его в пользование лизингополучателю на заранее оговоренных условиях. В зависимости от экономических условий число участников сделки может расширяться или сокращаться. В сделке могут принимать участие и брокерские лизинговые фирмы, выполняющие роль посредников.

В зависимости от условий амортизации и степени окупаемости имущества лизинг различают двух видов:

- оперативный (3-5 лет), предполагающий неполную амортизацию оборудования во время аренды. После срока аренды оборудование может стать объектом нового лизинга или возвращается собственнику;

- финансовый (5, 10, 20 лет), когда амортизация оборудования происходит полностью или же большая его часть. В свою очередь финансовый лизинг может быть в трех формах:

1) лизинг «стандарт» - изготовитель оборудования продает его финансовой компании, которая через свою лизинговую фирму сдает в аренду;

2) лизинг «лиз-бек» - собственник оборудования продает его лизинговой фирме и одновременно берет его у нее в аренду, если собственник испытывает финансовые трудности;

3) лизинг «поставщик» - поставщиком оборудования является арендатор, но арендованное оборудование передает в субаренду, в том числе и за границу.

Классификация лизинга может быть и по другим критериям. По объему обслуживания различают:

1) чистый лизинг;

2) лизинг с полным набором услуг («мокрый лизинг»);

3) с частичным набором услуг.

В первом случае все обслуживание передаваемого имущества берет на себя лизингополучатель. При «мокром лизинге» полное обслуживание возлагается на лизингодателя. Кроме того, выделяют внутренний и внешний лизинг. Внешний лизинг может быть:

а) экспортный;

б) импортный.

При экспортном лизинге зарубежной страной является лизингополучатель, а при импортном – лизингодатель.

По истечении срока контракта арендатор может:

а) вернуть объект аренды;

б) продлить или же пролонгировать на вновь согласованных условиях договор аренды;

в) купить по остаточной стоимости.

В лизинговом процессе выделяют три этапа:

1) На первом этапе осуществляется вся подготовительная работа по заключению договоров. Необходимо тщательно изучать все условия и особенности каждой сделки. Изучается платежеспособность лизингополучателя, эффективность лизингового проекта и т. д.

2) На втором этапе заключается лизинговая сделка. Оформляются:

- договор купли-продажи объекта лизинга;

- акт приемки объекта лизинга в эксплуатацию;

- лизинговое соглашение;

- договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг оборудования;

- договор страхования объекта лизинга.

3) Третий этап – это период собственно использования объекта лизинга. На этом этапе лизинговые операции осуществляются на основе бухгалтерского учета и отчетности, производятся выплаты лизингодателю лизинговых платежей, а после окончания срока лизингового договора оформляются отношения по дальнейшему использованию оборудования.

Экологический лизинг представляет собой комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с передачей природоохранного оборудования во временное пользование. Этот комплекс помимо собственно договора лизинга включает договора (купли-продажи, займа и др.), которые выполняют вспомогательную роль, но без них лизинговые отношения были бы неполноценными. Например, договор купли-продажи не только предшествует собственно передаче оборудования в лизинг, но и может завершить весь комплекс отношений лизинга (при приобретении пользователем оборудования после истечения срока аренды).

Лизинг является дополнением к традиционным источникам финансирования природоохранного оборудования. По своей экономической сути он наиболее близок к долгосрочному кредитованию. Преимуществом экологического лизинга является также порядок осуществления лизинговых платежей, так как сроки и размер выплат осуществляются по взаимной договоренности лизингодателя и лизингополучателя с учетом их взаимных интересов. Кроме того, можно применять и различные формы платежей за лизинг. Платежи могут производиться из выручки от продажи продукции не только в денежной форме, но и частично или полностью в виде товаров или встречных услуг.

Наряду с положительными сторонами у экологического лизинга есть и определенные недостатки – относительная дороговизна для лизингополучателя по сравнению с покупкой природоохранного оборудования за счет собственных или заемных средств. Поэтому до заключения лизинговой сделки необходимо осуществить всесторонний анализ всех положительных и отрицательных сторон экологического лизинга и оценку его последствий для финансового состояния предприятия. Лизинговый бизнес является довольно рисковым, особенно при ненадежном правовом обеспечении лизинговых сделок. Для лизингодателя риск возрастает при использовании оперативного лизинга, если после окончания срока лизингового договора не будет спроса на оборудование.

 

2. Успех в предпринимательстве сопутствует тому, кто быстрее реагирует на запросы общества. Такую задачу более оперативно могут решать предприятия малого и среднего бизнеса. Но выбор масштаба деятельности и размера предприятия в каждом конкретном случае предприниматель должен осуществить после сравнительной эколого-социально-экономической оценки результатов с учетом приоритетов, ограничений и критериев эффективности. При этом следует иметь в виду, что общество не воспринимает бизнес, неудовлетворяющий потребности людей без прибыли.

В нашей стране экобизнес, формируясь и развиваясь, должен учитывать опыт других стран. Основные принципы экобизнеса изложены в «Хартии предпринимательской деятельности» в интересах устойчивого развития, подготовленной Международной торговой палатой в 1990 году.

Сегодня все шире осознается, что защита окружающей среды должна быть одним из высших приоритетов любой деятельности в сфере бизнеса. В Хартии выдвинуты 16 принципов, их целью является содействие тому, чтобы как можно больше предприятий приняли на себя в качестве обязательной линии совершенствование своих природоохранных действий. Наиболее важные из них:

- приоритетная для предприятий экологическая безопасность;

- интегрированный менеджмент;

- процесс совершенствования;

- обучение персонала и партисипативность (массовость участия в мероприятиях по охране природы);

- предварительные оценки;

- продукты и обслуживание;

- советы потребителям и др.

Но Хартия – это пожелания. Более конкретные принципы были разработаны в 1989 г. некоммерческой организацией CERES (Коалиция за ответственное отношение экономики к природе). К 1996 г. принципы коалиции обязались выполнять 81 компания. Основная задача сотрудничества в рамках CERES – приспособление меняющихся технологий к особенностям окружающей среды. Реализация задач ответственного отношения экономики к природе предполагается осуществить с помощью следующих принципов:

1) Защита биосферы;

2) Поддержка сохранности природных ресурсов;

3) Ликвидация и использование отходов;

4) Эффективное и бережное использование энергии;

5) Уменьшение риска;

6) Безопасная продукция и услуги;

7) Восстановление окружающей среды;

8) Информирование общественности;

9) Обязательства руководства;

10) Аудиты и доклады.

Формы экологического предпринимательства могут быть разнообразными. Его виды: основное и дополняющее предпринимательство, по форме собственности и сфере деятельности и т. д.

Основное предпринимательство, связанное с экологическими требованиями и ограничениями включает в себя:

- производство экотехники, оборудования, приборов и устройств;

- разработка новых и малоотходных технологий, производства экологически безопасной продукции.

Дополняющее предпринимательство – когда существующее неэкологичное производство увязано с:

- повторно-последовательным использованием свойств и качеств ресурсов;

- утилизацией отходов (рециклирование);

- мерами, способствующими увеличению объемов извлечения полезных компонентов из природных ресурсов.

Кроме вышеназванных форм отдельно следует выделить предпринимательство в сфере производства экологически чистой продукции.

Экологическое предпринимательство должно занять свою нишу в бизнесе. Оно должно быть представлено как крупным, так и средним и малым бизнесом. В целом, экологическое предпринимательство должно способствовать изменению поля производственных возможностей общества и использованию наличных ее ресурсов в полной мере.

Эффективность экологического предпринимательства можно определить на разных уровнях:

- на уровне общества – занятость (возможно как увеличение, так и снижение), дополнительная продукция;

- на уровне региона – использование вторичных ресурсов и т. п.;

- на уровне фирмы – получение дополнительной прибыли.

Эффективность экологического предпринимательства – это сопоставление эффектов (экологического, социального и экономического) и необходимых для их достижения затрат. Эффект предпринимательства может быть и в виде услуг.

Новые идеи по экологизации производства, как правило, приносят хорошие результаты. Особенно наглядно это проявляется при использовании отходов. Увеличивается производство товаров народного потребления из отходов, и тем самым уменьшаются платежи за загрязнение и размещение отходов, предотвращается ущерб окружающей среде, а также фирмы получают дополнительную прибыль, так как используется дешевое вторичное сырье. Кроме того, уменьшаются затраты на добычу первичного сырья. В целом, общий эффект использования отходов складывается из эффектов предприятия и потребления населения, а также эффектов в сопряженных производствах и отраслях и социально-экологического эффекта.

Критерием эффективности использования отходов вместо традиционного сырья является достигаемый народнохозяйственный результат:

С < СМ + СН + Э, где

С – полные издержки получения продукции из отходов;

См – затраты на освоение компенсирующего (замыкающего) месторождения, обеспечивающего получение дополнительного сырья;

Сн – затраты на добычу и переработку сырья нового месторождения;

Э – затраты в природоохранной сфере.

Э = У + Сэ, где

У – затраты на предотвращение экономического ущерба;

Сэ – затраты на природоохранные мероприятия при освоении и эксплуатации нового месторождения.

Опыт работы зеленого бизнеса за рубежом показывает, что многие фирмы получают солидную прибыль за счет снижения загрязнения окружающей среды. Компании разрабатывают различные проекты по уменьшению загрязнения окружающей среды, утилизации отходов. Защита окружающей среды становится надежным вложением капитала.

 

 

3. В последнее время возрастает интерес к использованию менеджмента для решения природоохранных проблем. Реализация такой концепции зависит от заинтересованности предприятия. Деятельность фирмы с учетом задач рационального природопользования выгодна только в определенных условиях. Кроме того, требуется, чтобы процесс формирования экологического менеджмента сопровождался экологической культурой (эколого-экономическим мышлением).

Экологическая деятельность предпринимателей зависит от их способности и возможности добиться интегрированных целей – экологических и хозяйственных. Это возможно на основе выработки долгосрочной стратегии развития фирмы. Но здесь встают проблемы – каковы издержки, как проникнется коллектив к интересам экологии и т. д. Если предприятие не имеет своей целью экологическую ориентацию, то внедрение в него системы экономенеджмента теряет смысл.

В зависимости от побудительного мотива (цели) определяется вид экономенеджмента. Экологические цели могут выражать собственные интересы определенной группы сотрудников фирмы с целью обеспечения зеленого имиджа, снижения издержек, рисков и т. д. Внутренние стимулы проведения активной политики в области охраны окружающей среды могут быть как экономическими, так и неэкономическими. В зависимости от целей экологический менеджмент подразделяется:

1) Активный (наступательный) экоменеджмент, который строится на ясной цели, охватывает различные функции и ориентирован на рынок.

2) Пассивный (реактивный) экоменеджмент старается реагировать на требования законодательства, то есть охраной окружающей среды приходится заниматься по принуждению.

Существует несколько определений экологического менеджмента:

1) Это система, искусство управления в целях улучшения природоохранной деятельности предприятий и организаций в конкретных рыночных ситуациях;

2) Анализ, планирование, осуществление и контроль за проведением природоохранных мероприятий с целью получения прибыли и обеспечения экологически безопасного развития;

3) Система управленческих рычагов, обеспечивающая совокупный эффект скоординированной деятельности в области защиты окружающей среды.

Экоменеджмент является элементом системы менеджмента, ориентированным на вполне определенный объект (подобно кадровому, производственному или финансовому менеджменту). Целевым объектом здесь являются эффекты, оказываемые хозяйственной деятельностью предприятия на окружающую среду: предотвращение ущерба окружающей среде, энергосбережение и т. д. Причем экостратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия.

Менеджмент в условиях рыночной экономики строится на конкуренции и направлен на выигрыш. Поэтому главной его задачей становится знание основных «золотых» принципов менеджмента:

1) Уметь определять возможность, последовательность выполняемых задач;

2)Не поручать другим самые существенные, «судьбоносные» вопросы, от решения которых зависит будущее фирмы;

3) Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности;

4) Действовать быстро и решительно в случаях, если промедление смерти подобно;

5) Использовать проверенные источники информации.

Главная задача менеджмента: знать эти правила, их понимать и уметь применять.

Но в основе принятия любого решения лежит информация: мониторинг, нормативы, сведения о технологиях, маркетинговая информация и др. Необходима не просто любая информация, а именно нужная. Особенностью информации как ресурса является то, что она быстро устаревает. Кроме того возрастает и ценность опыта. Экоменеджмент формируется не мгновенно. Требуется определенное время для подготовки условий к внедрению инноваций.

В современном менеджменте выделяют 4 функции:

1) планирование;

2) организация;

3) мотивация;

4) контроль.

В задачу высшего менеджмента входит включение экологических целей в стратегическое планирование. При планировании обосновываются необходимые инвестиции, предусматриваются специальные маркетинговые стратегии. Основным элементом планирования служит бизнес-план. В структуре бизнес-плана природоохранной и ресурсосберегающей деятельности содержатся следующие разделы:

1. Возможности эколого-экономических систем;

2. Виды ресурсов (первичных и вторичных), экологический потенциал, наличие экологических ограничений;

3. Рынок сбыта продукции, полученной из отходов производства и услуг;

4. Конкуренция на рынке сбыта продукции и услуг по осуществлению природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;

5. План маркетинга;

6. План природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;

7. Организационный план по кооперации производств и объектов инфраструктуры для увеличения эколого-экономического эффекта;

8. Правовое обеспечение природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;

9. Социально-экономическая оценка риска для страхования субъектов и объектов от возможных экологических катастроф;

10. Финансовый план;

11. План капитального строительства природоохранных объектов, их реконструкции и стратегия финансирования.

Одним из основных элементов экоменеджмента является экологический маркетинг. В центре маркетинга находится потребитель, к потребностям которого необходимо приспосабливаться. Ядром экомаркетинга является то, что экологичность продукта во всех его фазах (от производства до конечной утилизации) становится значимой при его продаже. Экологический маркетинг, опираясь на концепцию рециклирования, показывает, что меньший оборот материалов и энергии приносит больше выгоды потребителю. Имея информацию о рынке и определив маркетинговую стратегию, фирма для предпринимательского успеха должна использовать набор маркетинговых инструментов, модифицированных и дополненных с учетом экологических целей.

Отмечая положительные моменты экоменеджмента, следует иметь в виду, что он имеет и недостатки. Эколого-экономический эффект связан с высокими инвестиционными и производственными издержками, возникают рыночные и инновационные риски (преувеличение оценки спроса на экопродукты, недоработанные природосберегающие технологии и т. п.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Энергия магнитного поля | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.