Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект включает 5 основных характеристик:

1. Эмоциональная осведомленность или знание своих эмоций. распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, — есть краеугольный камень эмоционального интеллекта. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться.

– Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, переживаемых в данный момент чувств, их дифференциация, а также их влияние на других людей

Это вроде бы так просто и происходит само собой. Но обычное в психотерапии явление, которое удивляет всех новичков-психотерапевтов, состоит в том, что клиент может невербально очень ярко демонстрировать чувства и совершенно не осознавать эти эмоции. Есть старая шутка про холерика, который, весь красный, сжимая кулаки, гневно кричит: «Кто волнуется? Я? Нет, черт меня побери!»

Если то, что ярко проявляется клиентом, но пока еще им не вербализуется, в нейтральной форме проговорить для клиента в подходящий момент, то это может стать очень могущественным психотерапевтическим средством.

Диагностическими показателями являются способности определять эмоции по физическому состоянию, речи, звуки, внешнему виду и поведению,

дифференцировать правильные (правдивые, соответствующие реальности) и неточные (ложные) выражения чувств.

Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

Т.О. своевременное распознавание и понимание собственных эмоций является базовой компетенцией для ситуативного управления чувствами. Эта способность является основной предпосылкой для остальных элементов эмоционального интеллекта.

В ходе исследований (П.Саловей) установил, что люди с большей эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, они показывают лучшие результаты и быстрее обретают эмоциональный баланс. Таким образом, для совершенствования ЭК существенным является восприятие и понимание собственных чувств. Это помогает преодолевать сложные ситуации и положительно сказывается на социальных успехах, на здоровье.

2. Управление своими эмоциями (саморегулирование) – умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способность, успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, беспокойства, уныния или раздражительности. Умение быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

Способность контролировать и направлять собственные импульсы и порывы, управление чувствами для того, чтобы они соответствовали настоящей ситуации, для адекватного реагирования.

Это рефлексивная регуляция эмоций, которая помогает включать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их пользы; управлять своими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации.

Сюжет с самолетом заимствован из психологического теста, разработанного Сюзанной Миллер, имеющего целью выяснить, к чему люди более склонны: зорко следить за мельчайшими подробностями происходящего в чрезвычайной ситуации или, напротив, справляться с тревожными периодами, пытаясь отвлечься. Такие две аттентивные установки в отношении дистресса имеют совершенно разные последствия для того, как люди переживают собственные эмоциональные реакции. Те, кто поддается давлению обстоятельств и настраивается на них, могут, уделяя им чересчур пристальное внимание, невольно усилить свои реакции, особенно если их «настройке» недостает хладнокровия, присущего самоосознанию. В результате их эмоции разгуливаются все сильнее. Те же, кто не настраивается на происходящее, отвлекаются от него, меньше обращают внимания на собственные реакции и тем самым сводят к минимуму переживание своего эмоционального отклика, а то даже и масштаб этой ответной реакции.

3. Самомотивирование – собранность чувств, стремление к цели, несмотря на сомнения, инерцию и импульсивность, Мощная изнутри идущая страсть к работе, drive

Приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Сюда как раз относится отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности — лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.

Выбор, сделанный ребенком, явится весьма показательным критерием, который быстро раскроет не только е г о характер, но и многое скажет о том жизненном пути, который ему предстоит пройти.

Вероятно, нет более важного с психологической точки зрения навыка, чем умение не поддаваться побуждению. В нем состоит суть полного эмоционального самоконтроля, поскольку все эмоции по самой своей природе имеют результатом то или иное побуждение к действию.

Так или иначе, необычный эксперимент с зефиром, которым угощали четырехлетних малышей, показал, насколько важна способность обуздывать эмоции и сдерживать порывы. В 1960-х годах психолог Уолтер М и ш е л ь проводил исследование в дошкольном учреждении на территории Стэнфордского университета при участии детей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и других служащих университета, причем, согласно программе исследования, предусматривалось наблюдение за поведением детей с момента, когда им исполнилось 4 года, вплоть до окончания средней школы.

Так вот, что касается опыта с зефиром. Некоторые дети были в состоянии подождать те пятнадцать — двадцать минут до возвращения экспериментатора. Эти отважные дошкольники получили награду в виде двух зефирин. Другие, более импульсивные, хватали одну зефирину, почти всегда через несколько секунд после того как экспериментатор выходил из комнаты якобы выполнять данное ему «поручение».

Возможность понять, во что выльется этот моментальный порыв, представилась только через 12—14 лет, когда эти дети достигли подросткового возраста. Трудно поверить, насколько разительными оказались эмоциональные и социальные различия между бывшими дошкольниками, схватившими одну зефирину, и их сверстниками, отсрочившими удовольствие. Дети, устоявшие перед соблазном в четыре года, повзрослев, стали в социальном отношении более компетентными, то есть более успешными в личном плане, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными передрягами.

В отличие от них примерно у трети тех, кто хватал зефирину, обнаруживалось меньше таких качеств, и вдобавок они имели более тревожный психологический портрет. В юности они, вероятнее всего, избегали социальных контактов, были упрямы и нерешительны, легко теряли душевное равновесие от разочарований, считали себя «плохими» или недостойными, становились скованными от стресса, бывали недоверчивыми и обиженными из-за того, что их «обошли», ревнивыми и завистливыми, слишком остро реагировали на раздражение резкими выходками, провоцируя таким образом споры и драки. И в довершение всего в этом возрасте они по-прежнему не могли отсрочить удовольствие.

То, что обнаруживается скромными задатками в детстве, в последующей жизни расцветает всевозможными социальными и эмоциональными компетенциями. Способность сдерживать побуждение лежит в основе множества устремлений, начиная с соблюдения диеты и кончая получением ученой степени в области медицины.

4. Эмпатия – Способность понимать эмоциональное состояние других (настройка на вербальные и невербальные сигналы) и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций.

Эмпатию, называют основным «человеческим даром». Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди.

5. Социальные навыки поддержания и регулирования взаимоотношений – управление межличностными отношениями, разрешение конфликтов, переговоры. Умение находить общий язык и поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их предрасположенности. Способности вызывать или ослаблять определенную эмоцию у других людей. Умение успокоить возбужденного или злящегося человека или подбодрить боязливого, помогать людям осознавать свои чувства, пробуждать интерес и поднимать людям настроение!

Вообще искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Эмоционально интеллектуальные люди способны реалистично оценивать, какие эмоции могут вызвать их поступки, и использовать это знание для нахождения разумного решения. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения.

По мнению Гоулмена, эмоциональный интеллект можно определить, «как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оставаться в спокойствии и оптимистично оценивать сложную ситуацию».

Т.О. По определению ЭИ включает в себя:

· Способности воспринимать собственные эмоции

· Умение обходиться с ними, подчинять их своей цели

· Мотивировать себя самого

· Способность сочувствовать другим людям (эмпатия) и

· Компетентно выстраивать отношения.

Практическое определение ЕИ - это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие.

Джек Блок, психолог из Университета штата Калифорния в Беркли, провел сравнение двух теоретически чистых типов: людей с высоким коэффициентом умственного развития и людей с ярко выраженными эмоциональными способностями. Различия впечатляют. Графики личностных характеристик мужчин и женщин слегка различаются.

Д/з: составить 4 психологических портрета:

мужчина с высоким общим интеллектом,

мужчина с высоким эмоциональным интеллектом,

женщина с высоким общим интеллектом,

женщина с высоким эмоциональным интеллектом

всем – по результатам составить табличку:

  мужчины женщины
общий интеллект    
Эмоциональный интеллект    

 

Типичного представителя мужского пола с высоким коэффициентом умственного развития отличает — широкий круг интеллектуальных запросов и способностей. Он честолюбив и продуктивен, предсказуем и упорен и не обременен заботами о себе. Еще он склонен к критике, ведет себя покровительственно, требователен и сдержан, испытывает неловкость от проявлений сексуальности и чувственных переживаний, невыразителен, держится особняком, эмоционально уравновешен.

Напротив, люди с высоким эмоциональным интеллектом в социальном отношении уравновешенны, дружелюбны и пребывают в отличном настроении, не подвержены страху и не склонны к тревожным размышлениям. Они обязательны в отношении людей и начатых дел, охотно берут на себя ответственность и придерживаются этических принципов, в общении с другими они доброжелательны и заботливы. Их эмоциональная жизнь богата событиями, но в надлежащих пределах. Они пребывают в согласии с самими собой, с другими и с обществом, в котором живут.

Женщины с высоким коэффициентом умственного развития, естественно, уверены в своем интеллекте, они свободно выражают свои мысли, хорошо разбираются в интеллектуальных проблемах и отличаются широким кругом интеллектуальных и эстетических потребностей. В них явно угадывается стремление к самоанализу, они часто впадают в тревогу, мучаются сознанием вины, склонны к долгим размышлениям и обычно не решаются открыто проявить свой гнев (но выражают раздражение непрямым путем).

Женщины с эмоциональным интеллектом, наоборот, чрезмерно напористы, откровенны в выражении своих чувств и всегда довольны собой. Жизнь для них полна смысла. Подобно мужчинам, они дружелюбны и общительны и выражают свои чувства надлежащим образом (и отнюдь не в бурных взрывах, о которых впоследствии сожалеют), и еще они хорошо справляются со стрессом. Их умение держаться в обществе позволяет им легко сходиться с новыми людьми; они довольны собой, а потому более непосредственны и легко поддаются чувственным переживаниям. В отличие от женщин с высоким коэффициентом умственного развития они не страдают от тревоги и сознания вины и не склонны погружаться в глубокие раздумья.

В психологической практике эмоции — все равно, что кровь в хирургии: ни того ни другого невозможно избежать в работе; и то и другое служит восстановлению функций и лечению; профессионал работает и с тем и с другим, и к тому и к другому относится с уважением, но ни то ни другое не являются основной целью процесс.

У большинства людей сравнительно легко вызвать эмоциональную разрядку. Многие, если не все, взрослые люди имеют некоторый запас боли, разочарования, одиночества, чувства вины, до которого можно добраться, имея чуточку доброты и настойчивости. Но при этом очень редко задается такой вопрос: «Что делать дальше, когда все эти эмоции уже вышли на поверхность?»

Я уже говорил, что эмоции — это важная часть процесса, но не его цель. Я полагаю, что цель эта состоит в том, чтобы повысить уровень осознавания жизни, а именно: повысить уровень осознания человеком своего бытия, своей силы, имеющихся у него возможностей для выбора и своих границ. Повышая этот уровень, мы должны помочь клиенту понять, как он строит свою жизнь и свое осознавание, какие возможности скрыты в нем самом. Процесс осознавания неизбежно направляется и сопровождается сильными чувствами страха, боли, вины, раскаянья, надежды, понимания и осуществления.

Психотерапевт, обращающий определенное внимание на аффективные аспекты, много делает для того, чтобы влиять на эмоциональный поток — поддерживать оптимальный уровень мотивации, помогать клиенту не увязнуть в эмоциях ради эмоций.

Работа психотерапевта состоит в том, чтобы помочь своему партнеру выразить искренние чувства, поскольку они соответствуют жизненно важной заботе, мотивирующей психотерапию.

 

Пример обратной связи

К-А. Кто волнуется? (Гневно, лицо красное, тело напряжено?) Я? Нет, черт меня побери!

П-А. Ты хочешь, чтобы я поверил, что ты не волнуешься.

К-Б {горячо). Конечно, да. Бесполезно...

П-Б {мягко прерывая). И ты кричишь это мне, чтобы я и не думал, что ты волнуешься.

К-В {испуганно). Уфф! Да {пауза), да, наверное, да. Хмм, может быть, я разошелся больше, чем осознавал.

П-В. Иногда с нами такое бывает.

Способы регуляции эмоций

(Данные современной науки психологии)

 

Регуляция эмоций – это осознание человеком своих эмоциональных переживаний, биологически и социально целесообразное их использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют. Регуляция эмоций предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, которые не нарушают интересы, права и свободы других людей.

 

Регуляция эмоций – это трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, т.е. способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общения.

Изард (2000) выделяет три метода устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) регуляция посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция.

 

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

 

Регуляция эмоций – это ни в коем случае не подавление и вытеснение эмоций или их устранение без инициации деятельности, направленной на разрешение проблемы.

 

Использование энергии эмоциональных переживаний для организации конструктивного целенаправленного поведения называется совпадающим поведением, или копингом. Способность личности преодолевать отрицательные эмоциогенные ситуации, угрожающие воздействия (стрессоры) способствуют сохранению эмоционального равновесия.

 

Выделяют два типа копинга:

 

1) копинг, направленный на изменение внешнего мира, или ориентированный на проблему

 

2) копинг, направленный на изменение внутреннего мира или ориентированный на эмоции, мысли, намерения. Меняется отношение к проблеме, и является действенным, если проблема фактически является нерешаемой, или не подлежит контролю и преобразованию.

 

Существует следующая классификация способов регуляции эмоций:

 

1) Эмоциональное отреагирование. Эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общению), после которых субъект переходит к решению проблемы. Эмоция разряжается физически или вербально. (вербализация чувств, осознание эмоций, музыкотерапия, плач и др.) В любом случае проблема, породившая эмоцию, решается.

 

2) Эмоциональная трансформация. Внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Является менее оптимальным способом по сравнению с эмоциональным отреагированием. Нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме – но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной и разрядки эмоционального напряжения не происходит. ЭТ осуществляется в ситуациях, когда решение проблемы от субъекта не зависит.

 

3) Эмоциональное подавление. Внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Неоптимальный способ регулирования эмоций. Эмоция не отреагируется, а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Как следствие подавленные эмоции аккумулируются, что угрожает деструктивными формами разрядки, направленными любо на себя, либо на других людей (агрессивные аффекты).

 

Примеры – спорт, переключение на другой вид деятельности (в т.ч. юмор), релаксации и медитации и т.п. – это отвлекает от проблемы и ее решения.

 

Тем не менее эти способы эмоционального подавления позволяют улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для последующего изменения установок и решения проблем.

 

Если человек знает о том, что он может хотя бы частично управлять своими чувствами, это само по себе способно дать ощущение самоконтроля, которое повышает чувство защищенности и благополучия. Начинать изменения необходимо с наблюдения за собой. За своим телом - что с ним происходит, когда я устал, какой отдых мне необходим, где больно. За своими чувствами - когда они появляются, только-только рождаются такими маленькими, как они трансформируются, как выплескиваются или как прячутся и копятся где-то в уголке души.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рабочим телом называется вещество, способное воспринимать теплоту и совершать работу | Общие положения. Права, обязанности и ответственность военнослужащих
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.