Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные избирательные стандарты

Современное развитие институтов избирательного права

ЛЕКЦИЯ 2. Понятие и виды избирательных систем, их правовая регламентация

Практика применения федерального законодательства о выборах 2007-2008 годов выявила некоторые проблемы реализации избирательных прав граждан, обусловленные имеющимися в действующем законодательстве о выборах и референдумах пробелами и юридико-техническим несовершенством его отдельных положений. В связи с чем, разработчиками избирательного законодательства в течение 2008-2011годов были предприняты соответствующие меры по унификации норм, регулирующих сходные правоотношения, в Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и федеральных законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации». Проведена работа по совершенствованию федерального законодательства о выборах и референдумах, уточнению и развитию некоторых положений иных отраслей законодательства, а также совершенствованию правоприменительной практики.

Наиболее значимые результаты развития избирательного законодательства:

- увеличен срок полномочий депутатов Государственной Думы с четырех до пяти лет, а Президента Российской Федерации с четырех до шести лет;

- для выборов в Госдуму 2011 г. количественные требования к численности политической партии составили 45 тысяч человек и 450 человек в ее региональных отделениях более чем в половине субъектов Российской Федерации;

- обеспечены гарантии представительства в Госдуме и в региональных законодательных органах интересов избирателей т.н. малых партий, которые набрали по результатам выборов менее 7 процентов, но не менее 5 процентов голосов;

- в общефедеральную часть списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов; число региональных групп кандидатов не может составлять менее 70;

- на выборах депутатов Госдумы без сбора подписей избирателей осуществляется регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, уже имеющей представительство не менее чем в одной трети субъектов РФ;

- иные политические партии в поддержку выдвинутого федерального списка кандидатов в депутаты Госдумы, обязаны собрать 150 тысяч подписей избирателей;

- усовершенствовано правовое регулирование отношений, касающихся предоставления политическим партиям эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации;

- увеличены предельные суммы всех расходов из средств избирательного фонда для политических партий и региональных групп (для политической партии – 700 миллионов рублей без учета расходов из средств избирательных фондов ее региональных отделений; для региональных отделений – от 15 до 55 миллионов рублей).

- выделены полномочия избирательных комиссий по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, о подготовке и проведении выборов и референдумов;

- установлены единые требования к оформлению подписных листов и проверке подписей избирателей, участников референдума на выборах любого уровня, региональном и местном референдумах;

- уточнены правила голосования вне избирательных участков и иных вопросах организации голосования.

Цель этих изменений усилить требования к организаторам выборов и к основным участникам избирательной кампании – политическим партиям.

 

На международном уровне избирательное право предстает как формирующаяся отрасль международного публичного права, как совокупность международных правовых актов, а также как научная и учебная дисциплина. При этом на современном этапе особенно возросла роль международных избирательных стандартов как одного из действенных механизмов реализации международного принципа уважения прав человека и основных свобод.

Международные избирательные стандарты следует рассматривать:

1) как закрепляемый международным правом нормативный минимум внутригосударственного правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу назначения, подготовки, проведения и установления результатов выборов, а также отношений, касающихся инфраструктуры избирательного процесса;

2) как механизм реализации международных норм-принципов, позволяющий унифицировать национальное законодательство, обеспечить его соответствие общезначимым целям и задачам, подготовить почву для интеграции отдельных государств в демократическое сообщество.

Особенностями правового регулирования избирательных стандартов являются непосредственное применение (прямое действие) соответствующих норм международного права во внутригосударственных отношениях, а также их приоритет над нормами национального права. Так, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соблюдение этой нормы применительно, в частности, к международным избирательным стандартам, обеспечивается российским правосудием, в том числе Конституционным Судом Российской Федерации.

Международные избирательные стандарты в виде норм избирательного права закреплены: во Всеобщей декларацией прав человека 1948 года (п. 3 ст. 21), Международном пакте о гражданских и политических правах человека 1966 года (ст. 25), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст. 3 Протокола № 1) и ряде других документов. Важный шаг в развитии международного сотрудничества по созданию избирательных стандартов сделан рядом государств-участников СНГ – Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Этот документ, по сути, является одним из первых специализированных международно-правовых актов в области избирательного права и избирательного процесса, имеющим, во-первых, обязательный юридический характер, во-вторых, объединившим воедино и содержательно раскрывшим демократические избирательные стандарты в рамках СНГ и, в-третьих, предусматривающим создание механизма обеспечения гарантий избирательных прав и свобод граждан в государствах СНГ. Конвенция вступила в силу 11 ноября 2003 г. и является одним из свидетельств стремления стран Содружества Независимых Государств к дальнейшей демократизации избирательного процесса, к созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов, обеспечению стабильности политического развития, развитию международных избирательных стандартов, подписавших Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ (ратифицирована Россией 2 июля 2003 г.).

В соответствии с Конвенцией, стандартами демократических выборов являются:

- право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства;

- принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей;

- открытый и гласный характер выборов;

- осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами;

- гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

За прошедший период Конвенция, подписанная президентами Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины на заседании Совета глав государств-участников СНГ (7 октября 2002 г. в Кишиневе), первоначально ратифицированная парламентами трех государств СНГ – Киргизии, России и Таджикистана, по состоянию на 11 ноября 2003 г., в соответствии с п. 1 ст. 22 Конвенции вступила в силу. В дальнейшем, 23 июня 2004 г. Конвенцию ратифицировала Молдавия, а 28 февраля 2005 г. – Армения. Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств ратифицировали пять из семи подписавших Конвенцию государств СНГ: Киргизия, Россия, Таджикистан, Молдавия и Армения, кроме Грузии и Украины.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Привязка крайних колонн к поперечным (торцевым) модульным координационным осям | Характеристика заготовочных предприятий, определение, виды, особенности деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.