КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы национально-хозяйственных систем
Экономическая модель каждой страны — это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействиям. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений не приносит желаемых результатов. Вместе с тем во многих государствах сложились сходные методы хозяйствования, что позволяет выделить их экономические модели в типологические группы. Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность принципов, институтов, форм и механизмов функционирования, с тем, чтобы с максимальной пользой применить их для формирования и развития национальной экономики Беларуси, ее продвижения к рынку. Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели: - германскую (широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); - британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование); - французскую (известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом); - итальянскую (ее характерная особенность — кооперативизм); - шведскую (известна как «государство благосостояния»).
Европейские модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции) часто интегрируют в рейнскую модель, которая характеризуется прежде всего стабильностью состава собственников акционерных предприятий. Большую роль играет «философия», «идеология» экономической деятельности. Предприятие традиционно рассматривается как коллектив с общими интересами. Страновое разнообразие моделей экономики указанных выпи; и других стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Это сближение реализуется по следующим направлениям: - создание единого внутреннего рынка; - формирование экономического и валютного союзов; - гармонизация финансовой политики; - сближение социальных моделей; - обеспечение единых условий предпринимательской деятельности и поддержания конкурентной среды; - совершенствование федеративного устройства; - •принятие единых правил и механизмов регулирования экономики. Доминантное положение в мире занимает американская (точнее, англо-американская) модель, которая характеризуется интенсивным перераспределением акционерной собственности. Предприятие рассматривается как товар, может продаваться по частям, возможен и его «захват» через фондовую биржу. Особое место принадлежит японской экономической модели, поскольку она обладает рядом специфических особенностей. Одной из них является социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности, отличная от американского стандарта. Именно японская модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества. Наряду с указанными можно выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, формирующуюся в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планировании»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики. Разнообразие экономических моделей характерно и для развивающихся стран. Модели можно условно объединить в две группы на основе деления стратегий развития на экспортоориентированные и импортозамещающие. К первой группе относится южнокорейская модель. Страны Латинской Америки до середины 80-х гг. XX в. развивались по пути импортозамещения. Из приведенных выше моделей развитых стран выделяют (по критерию «социальности») либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую группы. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга: 1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей — поддерживаются пропорции смешанной экономики; 2) социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, эгалитарная (уравнительная) политика; 3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему; 4) границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении. Критериями отнесения страновых моделей к той или иной группе выступают их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов входят следующие: • отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности; • уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер; • границы и методы государственного воздействия на экономику; • цели и средства проводимой экономической политики; • формы взаимодействия государства и бизнеса; • методы регулирования экономических процессов и обеспечения устойчивого развития; • объем и значение государственного сектора в производящем комплексе; • источники и масштабы финансирования экономики, ее инновационный механизм, в том числе структура капиталов компаний; система управления и организации труда на предприятиях; степень открытости экономики; динамика, структура и управление внешнеэкономическими связями и др.; • механизмы согласования интересов различных групп и слоев общества; • обеспечение социальной стабильности; •реализация принципов социальной справедливости. Модельными критериями могут быть и макроэкономические показатели: • объем, структура и динамика ВВП; • размер ВВП на дуп1у населения; • индекс потребительских цен; • уровень производительности труда и др. Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в типологии рыночных моделей экономики исследователи в качестве базовых составляющих избирают прежде всего институциональные, правовые, структурные факторы, принципы и направления социально-экономической политики, ее основные виды. На второй план отходят такие категории, как материальное производство, секторы и отрасли экономики, производственная и социальная инфраструктуры, соотношение бизнеса, домашних хозяйств и государства в производстве и потреблении ВВП. И это оправдано, поскольку все субъекты хозяйствования во всех секторах и отраслях экономики в различных организационных формах действуют в правовом и институциональном пространстве страны, которое и является объектом перемен при трансформации экономики от плановой к рыночной. Глубинные процессы и ключевые события в мире в XX в. определялись противостоянием двух общественно-политических и экономических систем: капиталистической и социалистической. В последние десятилетия произошли коренные изменения: окончена «холодная война», разрушены СССР и социалистический лагерь, большинство государств — членов СЭВ, бывшие союзные республики отказались от социалистической плановой экономики. Этот беспрецедентный в истории и чрезвычайно сложный процесс перехода к рыночным отношениям в разных странах пошел различными путями — от «шоковой терапии» до постепенной эволюционной трансформации, что припои о к появлению многообразных национальных моделей переходной экономики. Если указанные выше типологические признаки сгруппирвать и блоки (первый — политическая система (власть), второй - распределение прав собственности, третий — совокупность механизмов управления, четвертый — типичное поведение экономических субъектов, пятый — особенности экономики). то можно четко проследить и уяснить сущностные моменты перехода от социалистической модели к капиталистической (рис. 2. 1). На ежегодном Мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) постоянно ведутся дискуссии о возможностях заимствования зарубежного опыта. В 1997 г., например, всеобщее внимание было приковано к американской модели развития, которой, как полагают многие эксперты, должны следовать европейские и азиатские страны. Обсуждались и другие модели, в том числе голландская, новозеландская, сингапурская и чилийская. В 80-е гг. XX в. образцом для подражания называли германскую, а затем японскую модель, в 90-е гг. XX в. — модели «новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии».
Рис. 2.1 Сравнение моделей систем по типологическим признакам
Из вышеприведенного следует вывод о необходимости последовательно проводить принцип: каждая страна при переходе к рынку строит свою собственную модель национальной экономики с учетом мирового, регионального опыта, опыта развитых стран, но без механического переноса, копирования или произвольного (эклектического) смешения характерных черт различных системных моделей экономики (см. параграф 5.3). Эффективность той или иной модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения. Отличительная особенность современного «рынка» страновых моделей заключается в том, что все они (за исключением северокорейской и отчасти кубинской) являются моделями рыночной экономики. В то же время чисто рыночных основ организации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система. Государственное регулирование — необходимый атрибут современной организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ частной собственности, не нарушает действие рыночного механизма. В этом плане современные экономические модели являются вариантами «смешанной экономики», не сводимой ни к чистому рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурентного поведения. Необходимый политический атрибут такой системы — развитое гражданское общество.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |