Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Е.Н. Водовозова о методике использования природы в воспитании дошкольников




 

Методика ознакомления дошкольников с природой прошла длительный путь своего развития. Среди передовых деятелей дошкольного воспитания второй половине ХІХ в., положивших начало методике ознакомления с природой, видное место принадлежит Елизавете Николаевне Водовозовой (1844-1923 гг.). В своих работах «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», «На заре жизни и другие воспоминания», «Из русской жизни и природы» она определила значение природы в развитии дошкольника, охарактеризовала содержание природоведческих знаний, доступных детям дошкольного возраста, отметила условия необходимые для ознакомления дошкольников с природой.

1. Е.Н. Водовозова о задачах и содержании умственного воспитания дошкольников.

Проблема умственного воспитания ребёнка дошкольного возраста является одной из основных в системе педагогических взглядов Водовозовой.

Основной теоретико-педагогический труд Водовозовой в первых изданиях и назывался «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста». В предисловии к нему была поставлена основная задача — вскрыть содержание и пути «воспитания ума дитяти». Уже в первых изданиях этой книги вопросы умственного воспитания ставились достаточно глубоко и обоснованно.

Умственное воспитание определялось Водовозовой как неотъемлемая часть всестороннего развития ребёнка наряду с физическим и нравственным воспитанием. Она считала необходимым заботиться об умственном развитии детей, начиная с раннего возраста или, как она говорила, «с первого проявления сознания».

Водовозова связывала значение умственного развития с о бучением ребёнка. Отсутствие внимания воспитанию ума до школы, по её мнению, отрицательно сказывается не только на общем развитии, но и на последующем обучении ребёнка. «Что касается умственного развития, то мы положительно можем сказать, что если дома, до поступления в школу, ребёнку не дали разумной подготовки, то и потом разве только особенно талантливый может приобрести основательные знания» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 238—239).

Сущность умственного воспитания раскрывалась Водовозовой для того периода достаточно полно и глубоко. Она говорила, что дать правильное умственное развитие детям — это значит насытить их жизнь разумным содержанием, соответственно их возрасту и развитию. Это значит дать ребёнку разнообразные занятия, игры, подыскав для них необходимый материал, упражнять и усовершенствовать органы внешних чувств, развивать наблюдательность ребёнка, его речь, внимание и память. Всё содержание жизни ребёнка, материал для его занятий, игр и упражнений должен быть одинаково полезен, важен как для развития его ума, так и укрепления его здоровья и развития нравственных качеств. «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр.240).

Одновременно Водовозова подчёркивала, что всё, с чем приходится знакомиться детям дошкольного возраста, всё, что они должны наблюдать в окружающем, — всё это, развивая их умственно, в то же время должно приносить им удовольствие, радость, веселье. Это чрезвычайно важно для маленьких детей, так как запас их жизненных сил не велик, а веселье и радостное настроение благотворно действуют на жизненный тонус, создают бодрое настроение, повышают деятельность кровообращения. В таком случае умственное развитие будет не переутомлять

детей, не нарушать их здоровья, а укреплять его. Это даст возможность изжить указанные раньше опасения родителей и воспитателей.

Высказанное положение Водовозовой неправильно было бы рассматривать как стремление придать умственному воспитанию в раннем и дошкольном детстве развлекательный характер, а, скорее, как противопоставление формальному обучению в начальных школах того периода и педантизму в детских садах. В этом убеждает анализ умственного воспитания в трудах Е. Н. Водовозовой.

Красной нитью проходит у Водовозовой основная мысль, что забота о воспитании ума ребёнка должна проявляться прежде всего в развитии органов внешних чувств, особенно в жизни маленького ребёнка. «Чем совершеннее развиты органы чувств ребёнка, тем более представлений воспринимает его ум, а это только и даёт возможность впоследствии приобрести наибольшее количество понятий, быть способным приходить к самостоятельным заключениям и выводам» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 141). Неразвитость органов чувств не даёт возможности ребёнку уяснить внешние признаки предмета (форму, цвет, размер); он не может при этих условиях быть наблюдательным; природа с её

разнообразными явлениями будет чужда его восприятиям и чувствам.

Е. Н. Водовозова положила начало разработке методики сенсорного воспитания в русской дошкольной педагогике. Она попыталась наметить систему упражнений для развития органов чувств. Считаем правильным и ценным её утверждение, что окружающая жизнь, природа, предметы быта, игры и занятия дают для этой цели богатейший материал. Но не будучи сторонницей только специального дидактического материала, на котором можно было бы развивать зрение, слух, она рекомендовала всё же использовать для этого фребелевские «дары».

Целый ряд ценных методических советов дала Е. Н. Водовозова для упражнения слуха ребёнка. Она рекомендовала учить детей прислушиваться к шумам и звукам природы, музыкальным инструментам, к песням, звукам и голосам животных: «когда гром гремит, ветер воет и свистит, корова мычит, собака лает, кошка мяукает, петух выкрикивает своё ку-ка-ре-ку, кукушка кукует, курица клохчет, лошадь ржёт, муха жужжит, сверчок стрекочет» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 145).

Все упражнения, совершенствующие органы чувств, она стремилась увязать с развитием мышления детей, знакомя их с характерными признаками каждого предмета, помогая составить о нём более ясное представление, вырабатывая точность определения окружающих предметов, что чрезвычайно важно для развития речи и формирования простейших понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.