Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы ознакомления дошкольников с природой в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой

Из всего сказанного выше видно, что Водовозова рекомендовала разнообразные методы и формы организации знакомства с природой:

• наблюдения,

• экскурсии,

• прогулки,

• организацию живых уголков,

• детский огород и цветник,

• уход за животными и растениями,

• беседы,

• художественный рассказ воспитателя,

• использование картин,

• использование календаря природы.

Из них она совершенно справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребёнка с природой. Ею были правильно учтены при выборе этого пути особенности мышления ребёнка, его стремление к активности.

В целях практической помощи родителям и воспитателю Водовозова разработала примерную тематику экскурсий в лес, поле, на луг, к реке, озеру, к водяной мельнице, в сад, огород, на скотный двор и т. д. Каждая экскурсия должна давать не только знания детям и учить их наблюдательности, но и развивать в ребёнке чувство природы. «Если только вы раскроете перед ребёнком эту великую книгу природы и будете руководить им, он всей душой привяжется к окружающему миру. При таком воспитании в ребёнке прогрессирует интерес к природе, его любознательность и наблюдательность заметно растут с каждым днём» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 247).

Водовозова очень высоко ценила в воспитательном отношении труд детей в природе: Как уже было нами указано, она рекомендовала привлекать детей дошкольного возраста к выращиванию цветов, овощей, к уходу за ком­натными растениями, за домашними животными. Вполне справедливо она усматривала в этом элементы морального воспитания. «Пусть ребенок сам вырастит цветок, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства» (с. 45).

Воспитание у детей глубокого интереса к природе, проведение различных практических работ, правильное освещение явлений природы, отсутствие религиозности — всё это характерно для педагогических воззрений Е. Н. Водовозовой.

Одновременно с этим надо указать, что она преувеличивала возможности ребёнка и часто нарушала свою собственную позицию — давать детям-дошкольникам доступный образовательный материал. Круг преобразованию природы (труд в огороде, цветнике) — всё это говорит о материалистических элементах в мировоззрении Е. Н. Водовозовой. ь

В программу умственного развития Водовозова включала также и знакомство детей с окружающей общественной жизнью, с бытом и трудом простого народа. Она считала это очень важным не только для умственного, но и для нравственного воспитания. Пробуждение интереса к труду окружающих людей, по её мнению, должно сочетаться с развитием в ребёнке уважения к труду, внимания простым людям, понимания тяжести их труда в царской России, гуманного отношения к ним.

Она протестовала против того, что даже в тех немногочисленных семьях, где признавали необходимым приучать ребёнка наблюдать природу, обращали мало внимания на «самое близкое ему — на человека». Недопустимым считала Водовозова, чтобы взрослые или дети «не имели ни малейшего понятия о народной жизни», стояли от неё вдалеке, свысока и неправильно судили о ней; относились с пренебрежением к трудящемуся

Круг знакомства с явлениями окружающей жизни расширялся и усложнялся от возраста к возрасту. Так, ребёнку 3—4 лет Водовозова считала необходимым дать первоначальное ознакомление с предметами быта, домаш­него хозяйства (посуда, мебель, кушанья, одежда). Более старшие дети должны знать, из чего сделаны эти предметы, их назначение, использование и расположение в комнате. Маленьким детям давалось общее представление о доме, квартире, где они живут, о дворе и саде, где они гуляют. Дети 6—7 о лет узнавали устройство квартиры — назначение комнат, окон, дверей, лестницы, крыши; их знакомили с тем, кто и из чего строит дома, сравнивали городской дом с крестьянской избой. Отсюда рекомендовалось перейти к сравнению жизни в городе и в деревне. Ребёнка старшего дошкольного: возраста предлагалось познакомить с трудом родителей и довольно разнообразными видами труда других людей. Сюда относилось наблюдение работы в различных мастерских: столярной, шожной, лудильной, кузнице и др. Не рекомендовалось посещать те мастерские, которые могли принести вред здоровью ребёнка.

Не меньшее воспитательное значение и интерес, по мнению Водовозовой, имеет знакомство с сельскохозяйственным трудом в различные периоды полевых и садовых работ. Водовозова рекомендовала рассмотреть с детьми орудия сельскохозяйственного труда, объяснить элементарно назначение каждого из них.

Надо отметить как положительное, что методы знакомства ребёнка с окружающей жизнью у Водовозовой достаточно разнообразны. Особенно ценно непосредственное наблюдение явлений и предметов в процессе

экскурсий и прогулок, которые Водовозова рекомендовала проводить систематически и повторно, чтобы ребёнок мог то или другое явление наблюдать неоднократно и в изменяющихся условиях (сезонный труд в сельском хозяйстве). "Экскурсия должна сопровождаться живой беседой, пробуждающей умственную активность ребёнка и доводящей наблюдаемый объект до его сознания. Одновременно с этим она должна вызывать в ребёнке уважение к труду, сочувствие к трудящимся, желание трудиться.

Целям ознакомления ребёнка с окружающей жизнью служат также, по мнению Водовозовой, рассказы и книги о быте и труде взрослых и детей. В помощь воспитателю она составила рассказы на эти темы, вошедшие в книгу «Из русской жизни и природы». Знакомя детей с жизнью крестьян, она советовала использовать русские народные загадки, пословицы, поговорки.

Педагог предлагала внимательно подходить к отбору произведений о природе для чтения детям. Ребенок-дошкольник лучше осознает то, что он непосредственно видит и наблюдает в ближайшем окружении. Рассказы о жизни природы должны быть написаны простым, понятным детям языком. Они должны давать детям правильные представления о природе, поэтому не следует прибегать к вымышленной форме, к очеловечиванию животных и неживой природы (3, с. 75-89).

С целью познания скрытых свойств объектов природы педагог предлагала проводить разнообразные опыты. Она считала, что они делают мысль ребенка более деятельной, способствуют развитию самостоятельности мышления, приучают детей к анализу.

Однако использование этих методов должно быть направлено не только на сообщение детям определенных знаний о природе, но и на развитие в ребенке “чувства природы ”. “Если только вы откроете перед ребенком эту великую книгу природы и будете руководить им, он всей душой привяжется к окружающему миру. При таком воспитании, в ребенке прогрессирует интерес к природе, его любознательность и наблюдательность заметно растут с каждым днем” (с. 247).

Таким образом видно, что Е.Н. Водовозова рекомендовала разнообразные методы ознакомления с природой: наблюдения, опыты, труд, рассказы и т.д. Но совершенно справедливо она отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. Ею были совершенно правильно учтены при выборе этого метода особенности мышления ребенка, его стремление к активности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Руководство наблюдениями по методу Е.Н. Водовозовой | Е. И. Тихеевой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.