КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие и равновесная цена
Рыночное равновесие — состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены. Рыночное равновесие выступает в нескольких формах (рис. 1.9). Рис. 1.9. Формы рыночного равновесия Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. На рис. 10 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают. Рис. 10. Равновесие на рынке: Р — равновесная цена; Q — равновесный объем продаж Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. В случае повышения цены до уровня Р(желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2— Qi представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Для того чтобы продать излишки, продавцы, скорее всего, предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р. Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Qi — Q2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р. На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем: 1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения. Спрос и предложение, являясь ключевыми элементами рынка, взаимодействуя, заставляют действовать рыночный механизм. Рассмотрим ситуацию, когда спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов. Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более Модным. Повышение спроса на графике (рис. 11) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение Dj). В результате установится новая равновесная цена Рь которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Ch). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из поло-* жения S в положение S[). Результатом подобных изменений станем новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходя?' постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть приме-fe нимо только к данному конкретному моменту. Рис. 11. Рыночный механизм спроса и предложения
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |