Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика внимания




Внимание — важный компонент деятельности человека, тре­бующей организованности и точности. Вместе с тем внимание счи­тают одним из главных показателей общей оценки уровня разви­тия личности индивида (Н.Ф.Добрынин).

На человека одновременно воздействует большое число раз­дражителей, но он реагирует не на все, а только на те, которые для него наиболее значимы. Внимание, в отличие от познаватель­ной деятельности, не имеет своего содержания. Оно проявляется внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. Внимание организует всю психическую деятельность индивида.

С точки зрения общей психологии внимание есть направлен­ность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.

Психологи отмечают существенные отклонения в развитии вни­мания умственно отсталых школьников. По данным О. Е. Фрейерова, многие ученики с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвле­каемое™ от выполняемой деятельности и переключении на дру­гие объекты.

Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др. счи­тают нарушения внимания одним из характерных симптомов ум­ственной отсталости.

В коррекционной психологии существует небольшое число ра­бот, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследо­вания, выполненные И.Л.Баскаковой, С.В.Лиепинь, Л.И.Пе-реслени, С. А. Сагдуллаевым и др.

Установлено, что у младших умственно отсталых учеников до­минирующим является непроизвольное внимание, тогда как у нормально развивающихся младших школьников на первый план выступает произвольное. Вместе с тем вышеназванные авторы от­мечают, что у школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное (пассивное), и произвольное (актив­ное) внимание.

Усвоение учащимися школьных знаний предполагает некото­рую сформированность произвольного внимания. Оно у умствен­но отсталых учащихся характеризуется целым радом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики-олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие пред­меты, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа пред­мета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Воспитание внимания у умственно отсталых школьников тес­ным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как це­ленаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам с недостатками умствен­ного развития нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятель­ности, резко снижают их работоспособность.

Многие авторы подчеркивают тесную взаимосвязь между на­рушениями познавательной деятельности умственно отсталых школьников с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.