Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Органы законодательной власти




Судебная система РФ.

Органы исполнительной власти. Президент.

Органы законодательной власти.

Лекция 4. Система органов государственной власти РФ.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента – Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется федеральным законом.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав. Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается.

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях:

• после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

• в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

• в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы – даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3–5 ст. 109 Конституции РФ):

• в течение первого года после ее избрания;

• с момента выдвижения обвинения против Президента РФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

• в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

• в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

• исполняющим обязанности Президента РФ.

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации: в верхней палате представлены все субъекты Российской Федерации на паритетных началах – по два представителя, при этом один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Представитель от законодательного органа субъекта Российской Федерации избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта Российской Федерации назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа).

Таким образом, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава осуществляется не разовым порядком.

. Ни при каких обстоятельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена.

Основными функциями парламента являются:

• представительство;

• законотворчество;

• контрольная функция.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания.. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.

Основной функцией Парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная «нагрузка» в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

• внесение законопроекта в Государственную Думу;

• рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

• рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

• подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.

Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

• Президент РФ;

• Совет Федерации;

• депутаты Государственной Думы;

• Правительство РФ;

• законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

• Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – но только по вопросам их ведения.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Принятие закона Государственной Думой оформляется постановлением, при этом для принятия федеральных законов требуется абсолютное большинство от общего числа депутатов, а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ – квалифицированное большинство (не менее 2/3 от общего числа депутатов).

Все принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации, однако верхняя палата не обязана рассматривать все поступившие из нижней палаты законы – обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат лишь:

• федеральные конституционные законы;

• законы о поправках к Конституции РФ;

• финансовые законы (законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии);

• законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

• законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации.

Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Постановление Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (для ФКЗ не менее 3/4 от общего числа членов). Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его.

Обнародование законов осуществляется, главным образом, посредством их официального опубликования (в основном в Российской газете, Собрании законодательства). Опубликование закона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. По общему правилу законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.