Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика слова




Что значит знать слова? Это значит знать его формы, значения и употребления

Форма слова – это, прежде всего его звуковая форма без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому; это так же и графическая форма без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. На стадии ознакомления со словом следует сообщить некоторые особенности образования его грамматических форм, чтобы избежать ошибок в последующем использовании данного слова.

Говоря о значении слова следует помнить, что у слова может быть несколько значений в английском языке объём полисемантических слов более высок, особый интерес представляют предложные сочетания, когда предлог в корне меняет значение слова (to look for, to look after, to look at, to look forward)

 

Употребление слова не посредственно связано с его коннотацией, т.е. ассоциациями которое это слово вызывает, его социальный подтекст (сочетаемость с другими словами) именно на этом этапе возможно формирование социолингвистической и социокультурной компетенции. Например, слова: moist clamp wet, но одно из них нейтрально, второе имеет выраженную положительную коннотацию, в то время как третье – отрицательную. Можно сказать «pleasantly moist», но «pleasantly clamp» абсурдно. Кроме коннотации слово связано с управлением в предложении (например, to lake можно употреблять как с инфинитивом, так и с герундием, в то время как его синоним to in joy употребляется исключительно с герундием)

 

2.Сущность содержания обучения лексике

С позиции школы Роговой Г.В. выделяются три компонента содержания обучения лексики:

- лингвистический;

- методологический;

- психологический.

1) лингвистический компонент – это необходимый набор лексических единиц (это не только слова но и устойчивые словосочетания или идиомы) для решения речевых задач, обусловленных контекстов деятельности данных возрастной группы обучаемых. Отбор определяется не только владением иностранным языком, но и возрастными особенностями учащихся и речевыми ситуациями для их общения по той или иной теме.

Изучая лексику следует помнить об особенностях межкультурного плана о получении информации отражающего европейский опыт общения, например, говоря о досуге молодежи надо знакомить с современными видами молодежных увлечений и соответственно новой лексикой: hang gliding (дельтапланиризм), mounting climbing (скалолазание), whitewater rafting (спуск на плотах по горным рекам).

2) методологический компонент включает необходимое разъяснение памятки и инструкции по использованию печатных словарей, форме ведения индивидуальных словарей, карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики. Эти знания и умения позволят ученику работать над лексикой самостоятельно, что крайне важно в условиях современной системы обучения. Например, учителю рекомендуется учесть современные подходы к ведению индивидуального словаря, объяснить разницу в значении dictionary vocabulary и показать схему ведения словаря:

Слово-транскрипция - перевод

(часто пустует)

Заменить на синонимы,

словосочетания, антонимы)

3) психологический компонент связан с проблемой лексических навыков и умений. Профессор Р.К. Меньяр-Белоручев определил сущность лексического навыка, как способность:

- мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи;

- включать его в речевую цепь.

Слова в памяти существуют не изолировано, а включены в систему лексико-семантических отношений, которая интегрирует два типа структурных отношений: парадигматические и синтагматические.

Синтагматические связи – это уровень линейного развертывания, уровень синтагмы, соединение слов в словосочетании и предложении. Синтагматические связи характерны для младших школьников (дети связывают слово «стакан» со словом «молоко», а прилагательное «хороший» со словом «мальчик») и только в 9-10 лет, когда преобладающим становится категориальное мышление, а следовательно парадигматические связи у них слово «хороший» ассоциируется со словом плохой, а слово стакан со словом кружка.

Парадигматические связи непосредственно связаны с различными уровнями грамматических, фонетических и др. парадигм (например, парадигма – образование множественного числа существительных или чтение гласных в различных типах слова). Они представляют собой некий вертикальный срез, парадигматические связи включают не только формальный, т.е. вертикальный уровень лексико-грамматических парадигм, но и семантические поля и микросистемы (синонимы, антонимы и т.д.).

Сочетание этих двух связей необходимо для навыка прочного запоминания и развития долговременной памяти.

 

Как предотвратить быстрое забывание лексических единиц в иностранном языке?

 

3. Индивидуальное семантическое поле не стабильно, а имеет динамику ряд объективных и субъективных факторов, определяет эту динамику в различных направлениях, как в сторону расширения, так и в сторону сужения.

 

Что лежит в основе индивидуального семантического поля? Как его расширить? От чего зависит его объем?

 

Для этого следует реализовать следующие объективные факторы:

1) Слово надо вводить в определенном контексте – это формирует первичное поле, а значит и ассоциации (чем обширнее ассоциации, тем выше процент запоминания). Отсюда вытекает необходимость создания различных связей слова в различных контекстах.

2) Расширение контекста невозможно обеспечить без соединения смежных семантических полей. Все учебные темы можно условно вместить в 5 базовых учебных тем: «природа», «человек и его окружение», «праздники», «страны и путешествия», «книги». Переходя от одной темы к другой можно включать ранее изученное и добавлять новое не повторяя, а углубляя и расширяя семантические и парадигматические поля. Успех творения зависит от того какую речевую задачу поставит учитель. Характер речевой установки может в корни изменить характер и объем семантического поля.

3) Т.о. следующим фактором влияющим следующим фактором, влияющим на положительную динамику семантического поля является проблемный характер речевой установки.Речевая установка может сузить высказывание до односложного ответа, а может объединить смежные семантические поля и она же обеспечит творческий отбор нужной лексики. Чем выше уровень проблемности тем интереснее задание и вариативнее ответы. Например, задание: написать зоологическую симфонию, но не музыку, а либретто. Каких животных вы выберите в качестве главных персонажей? какие у них роли, и каким музыкальным инструментам вы отдали бы их партии? Есть ли в жизни животные, играющие на музыкальных инструментах и где. А теперь представьте, какие семантические группы слов могут быть актуализированы в ответах, будет ли это индивидуальное семантическое поле или возникнет побуждение к его дальнейшему развитию и обогащению за счет связей с другими семантическими полесистемами.

4) обеспечение постоянной актуализации выученной лексики и ее максимальная ротация служит увлечением семантического поля, т.е. увеличение активного словаря за счет творческого применяя лексических единиц изученных в новых контекстах. Мотивированность и образность речи значительно увеличивают разветвлённое и устойчивое семантическое поле. Активный словарь - это та лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении. Если слово долго не употребляется, то оно переходит в пассивный словарь, т.е. узнаваемо при чтении или аудировании, но не используется в речи. Границы между ними очень подвижны.

4) Обеспечение постоянной актуализации выученной лексики и ее максимальная ротация служит увеличению семантического поля, т.е. увеличению активного словаря за счет творческого применения лексических единиц изученных в новых контекстах. Мотивированность и образность речи значительно увеличивают разветвленное и устойчивое семантическое поле.

Активный словарь – эта та лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении. Если слово долго не употребляется, то оно переходит в пассивный словарь, т.е. узнаваемо при чтении или аудировании, но не используется в речи. Границы между ними очень подвижны.

IV. Как лучше ознакомить учащихся с новым словом? Какие способы семантизации должны быть в арсенале учителя?

 

1)Использование наглядности. Она может быть разной:

· Предметная;

· Действием (мимикой, жестом);

· Звуковая, видео;

· Контекстуальная.

 

Критерии выбора определенного вида наглядности: доступность, простота, целесообразность, а так же однозначность трактовки, т.е. соответствие лексической единицы и наглядности. Кроме этого должны быть учтены: размер, яркость и выразительность, собирательность образа и эстетичность наглядности, а так же, чтобы она была видна всем учащимся.

Современные учителя переходят на видео-наглядность, где сочетаются действия и звук, наглядность предметная и ситуативная, где с помощью стоп кадра можно наглядно выделить тот момент, предмет, детали, выражение чувства и т.д., который необходимо семантизировать.

 

2) Семантизация с помощью синонимов или антонимов (зная слово beautiful можно легко догадаться о слове ugly), но есть одна сложность: в языке редко встречаются полные синонимы. Каждый из синонимов имеет определенный оттенок значения, а значит свою коннотацию и употребление. Часто это связано с историей языка или источниками заимствования слов, именно здесь открывается прекрасная возможность для формирования социолингвистической и социокультурной компетенции учащихся.

 

3) Семантизация с использованием известных способов словообразования, т.е. введение слов в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова:

ü - суффиксально-префиксальный способ словообразования;

ü - словосложение;

ü - конверсия (перенос значения слова)

Ряд потенциальных сложностей учитель должен предвидеть и снять до появления ошибок.

 

4)Можно просто перевести слово, что оправдано, если в дальнейшем предполагается активная тренировка в различных контекстах или если слово имеет абстрактное значение. Чаще перевод используется на более старшей ступени обучения в школе или используется не просто перевод, а перевод-толкование, когда это необходимо при семантизации без эквивалентной лексики.

5)Можно попросить учащихся найти слово самим в словаре (используются различные словари), организовав конкурс на быстроту и правильность перевода, при этом решаются сразу несколько задач обучения английскому языку, главной из всех является – формирование навыков самостоятельной работы.

6) Развитие языковой догадки у учащихся через контекст. Приемы могут быть различными: от дефиниций на иностранном языке до составления небольших, образных и понятных ситуаций с использованием новых слов. Контекст должен быть прозрачным – понятным и легко выводимым.

7) Соединение различных способов в зависимости от слова, его формы, значения и употребления, и трудностей связанных с его употреблением.

 

Часть 2 «Процесс формирования лексического навыка в начальной школе»

План:

I. Приемы работы с новой лексикой

II. Системы лексических упражнений

 

I. Лексический навык - это частично автоматизированное умение использовать лексические единицы в собственной речи (устной и письменной) и умение понимать лексические единицы при аудировании и чтении. Словарь учащихся (вокабуляр) накапливается постепенно, по мере изучения разговорных тем: семья, кем ты хочешь быть, давайте поиграем и т.д. На одном уроке рекомендуется вводить 3-7 новых лексических единиц. Часто новые лексические единицы вводятся с устным опережением в 1-2 урока. Ознакомить с новой лексикой значит показать: ее значение (семантизировать), форму (звуковую и графическую) и употребление.

А)Обычно ознакомление с новым словом осуществляется в устной форме, через аудирование нового слова. В этом случае учитель должен:

- отобрать ситуацию, раскрывающую коммуникативную функцию слова;

- выбрать структуру(ы) для презентации, чтобы интегрировано дать грамматическую, произносительную и лексическую стороны высказывания;

- продумать, нужно ли использовать родной язык в плане переноса знаний и как;

- обеспечить осмысление значения слова (без переводный или с переводом) и контроль конкретным действиям или эквивалентам родного языка.

Б)В процессе тренировки учитель уделяет особое внимание:

- дифференциация звуков и лексики на слух (игры на внимание игры с мячом);

- произнесение стихов, песен, рифмовок за учителем за диктором или чтение наизусть;

- скороговорки (русские и английские) Ot toпota кoпыt пыль пo пoлю леtиt

- чтение букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста по образцу;

- использование при чтении транскрипции частичной или полной.

II. Система упражнений построена по принципу «от простого – к сложному», т.е. от уровня «слово» - «словосочетание» - «предложение» - «сверхфразовое единство»

· Упражнения на уровне слова:

· Say it in one word. (Дефиниции одних и тех же слов передаются при помощи ассоциаций или контекстов.) Example: “Table is a place at which people sit, on it people eat or write. Но можно усложнить задачу и использовать загадку или ребус. Example: “cowboy” – 1. It produces milk (cow). 2. It is the antonym to “a girl” (boy).

· Подобрать синонимы/антонимы к данному слову (по памяти или списку).

· Выбрать слова с наиболее общим значением. Это задание учит обобщать, генерализировать понятия. Здесь же наблюдается связь с предыдущим видом упражнений: синонимы – антонимы.

· Расположить слова по определенному признаку или принципу. Например:

- По степени нарастания чувств (от ненависти – до обожания);

- По степени надежности/комфорта;

- По скорости передвижения (существительные, глаголы);

- По степени сравнения и т.д.

· Определить слово, которое не подходит к данной группе слов, т.н. «проблемные упражнения». Слова могут сочетаться по какому-либо одному признаку: цвет, форма, родовые признаки, форма образования множественного числа или прошедшего времени глагола, особенности правописания и т.д. Например:

1. Обезьяна, крокодил, лягушка, огурец. («обезьяна» - не зеленая, или «огурец» - растение);

2. Самолет, лошадь, ракета, карета, ветка. («Ветка» - не является средством передвижения. Одна девочка: «Все слова могут считаться средствами передвижения, но какие-то используются людьми, а какие-то – животными»).

· Образовать как можно больше однокоренных слов.

2) Упражнения на уровне словосочетания:

· Составить/подобрать словосочетания к предложенным словам. (Грамотный учитель обратит внимание учащихся на особенности выбора и управления близких по значению слов, т.е. на то, что одни слова никогда не употребляются вместе, а другие требуют предлогов и т.д.)

Example:

To be hooked with Fast food
  obsessed to drugs
  addicted on A book
    by A man/woman

 

· Добавить/подобрать к существительным 3-4 определения (к глаголам – 3-4 наречия) и т.д. Выполняется как индивидуально, так и в парах/группах; или в форме игры «Кто больше?»; можно использовать ученические словарики.

· Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/пословицы/поговорки и т.д.

· Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов:

Good/bad boy To play green frog To jump
Friendly To jump silly To kwack
Handsome To be friends greedy To look at
Good-looking To walk greedy To swim

 

3) Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.

 

· Ответить на вопросы. Условия: вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее. Если вопрос примитивен, то и ответ будет таков. Опытный учитель задаст вопрос так, чтобы ученик при ответе обязательно использовал активную лексику. Профессионализм учителя проявляется в умении обеспечить необходимую свободу выбора учащимся.

· Поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть данные слова или выражения. Это упражнение решает несколько задач:

А. Возможность отработать специальные вопросы является опосредствованной подготовкой к диалогу, формированием дискуссионной компетенции.

Б. Вместо того, чтобы учитель сам придумывал множество вопросов, он распределяет эту обязанность между учениками, с учетом их уровня знаний.

В. Использование разных режимов работы: индивидуальный, парный, групповой.

· Закончить следующие предложения. Примитивизм вреден. Хороший учитель старается использовать задания открытого типа, т.е. такие, где предполагается множество допустимых ответов. Например,

«корова» - это – домашнее животное;

- молочная ферма;

- производство;

- божество в Индии.

· Соединить разрозненные части предложений в связный текст.

· Дать свое определение слова (используется вся информация, которую учитель сообщил о семантическом поле данного слова).

· Прокомментировать пословицу. Темы: «Кулинарные традиции разных стран и культур», «Планета Земля», «Спорт» и т.д., изучаемые или изученные будут звучать при комментировании пословиц: «В гостях хорошо, а дома – лучше», «Семь раз отмерь, а один раз отрежь», «Цыплят по осени считают», «О вкусах не спорят» и т.д.

· Сравнить героев, животных, басни, города, страны и т.д. Например: Илья Муромец и Робин Гуд; Москва и Лондон/Париж/им; Том Сойер и Пеппи Длинный чулок и т.д.

· Описать картинку.

· Составить рассказ с данными словами.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.