Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера человека. Деятельность




Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством является направленность – обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека. Исходным звеном фундаментом направленности является потребностно-мотивационная сфера.

 

Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Потребность — это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, это состояние нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта. Поэтому потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности, которые определяют активность личности и избирательность ее отношений к действительности. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать как реальное состояние дискомфорта. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребностей, в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.

По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т.д. И хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что и у животных, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются от естественных потребностей животных. Скажем потребность в пище, удовлетворяемая сырым мясом, обработанным на огне и съедаемым с помощью ножа и вилки – это разные потребности характеризующие разные ступени развития

Культурные потребностих обусловленные особенностями общественной жизнью и деятельности человека, уровнем развития человеческой цивилизации. Кроме примитивных животных потребностей у человека появляются потребности в труде, познании, искусстве.. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения человек приобретает различные культурные потребности.

Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что даже для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узко личностный характер, используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях. И в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узко личностные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, — потребности коллектива приобретают характер потребностей личности.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в пище, одежде, жилищах и т.д.); в духовных — зависимость от продуктов общественного сознания (познание чего-либо). Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми, что является важнейшим условием духовного развития человека. Через реализацию этой потребности происходит усвоение человеком социальным норм, ценностей, овладения социальным опытом, осуществляется профессионализация человека.

Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи, которые являются, в свою очередь, предметом материальных потребностей.

Потребности человека могут быть здоровые, полезные и нездоровые вредные. Почему человек стремится удовлетворить не только здоровые потребности, но и нездоровые. Например, потребности курения табака, употребление наркотиков, алкоголя и некоторые другие не являются здоровыми. При этом немало людей идут на их удовлетворение, понимая пагубность этого для своего здоровья и благополучия окружающих. Для большинства людей стремление к удовлетворению негативных потребностей часто связано с тем, что через их реализацию они удовлетворяют другие значимые для них потребности. Например, часто курение, употребление алкоголя способствует более ускоренной реализации потребностей в самоутверждении, общении и т.п. Поэтому в преодолении тех или иных негативных потребностей, привычек человека важно прежде всего правильно понять, реализация каких других значимых для индивида позитивных потребностей происходит с помощью этих нездоровых потребностей, и помочь ему успешно удовлетворять, реализовывать здоровые потребности.

Потребности находятся в определенной иерархии. Самая важная (доминирующая) потребность может подавлять второстепенные. В западной и отечественной психологии популярной является пирамида потребностей известного американского психолога гуманистического направления – А. Маслоу. Он выделяет несколько групп потребностей человека и выстраивает их в определенной иерархической последовательности

1) базовую основу жизнедеятельности человека составляют основные естественные, природные, физиологические потребности: в воздухе, пище, одежде, жилище и т.д.

2) потребность в безопасности и защищенности

3) потребность в принадлежности к конкретному социуму (семье, профессиональной социальной группе, этносу, обществу, стране и т.д.)

4) потребность в самоопределении, самоактуализации, самоутверждении и признании окружающими, в первую очередь значимыми людьми: потребность в труде, потребность в познании окружающего мира (в результате чего формируется научная картина мира), потребность в справедливости, потребность в развитии, саморазвитии, самосовершенствовании.

Их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархической взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей.

Между потребностью и активностью лежит мотив.

Мотивы — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность.

Мотивы отличаются друг от друга 1) видом потребности, которая в них проявляется, 2) формами, которые они принимают, 3) широтой или узостью, 4) конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. В зависимости от этого различают следующие мотивы:

Виды мотивов

1) неосознанные

влечения наиболее примитивная форма мотива, неопредмеченное побуждение.

установки – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность в соответствии с прошлым опытом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.