Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отказ от изучения типов темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова




Б М Теплов (1956) отмечал опасность смешения двух понятий — типа поведения и типа как комп­лекса свойств нервной системы (точнее — комплекса типологических особенностей проявления этих свойств). Он подчеркивал, что они не могут быть просто «наложе­ны» друг на друга «С одной стороны, — писал он, — в типичных картинах поведения может проявляться определенный комплекс свойств нервной системы, с другой сто­роны — учение о типах как комплексах свойств нужно именно для того, чтобы научно разобраться в картинах поведения.

В лаборатории Б. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано В. Д. Небылицыным (1966) Одним из фундаментальных положений этой методологии является требование изу­чения свойств нервной системы, а не типов высшей нервной деятельности.

Слиш­ком часто дело сводилось именно к распределению контингента испытуемых по че­тырем «типам» и лишь в лучшем случае выделению еще нескольких промежуточных «типов». В этих условиях число «четыре» неизбежно приобретало некоторый мисти­ческий оттенок».

Действительно, ориентация только на четыре типа высшей нервной деятельности (кстати, существующая до сих пор в учебниках по физиологии, психологии и педаго­гике) стала тормозить развитие дифференциальной психофизиологии. Были выяв­лены такие сочетания типологических особенностей (сильный, неуравновешенный с преобладанием торможения над возбуждением; слабый с преобладанием торможе­ния и др.), которые не могли быть отнесены ни к одной из вариаций павловской клас­сификации типов. Еще более усложнилась проблема, когда в лаборатории Б. М. Теп­лова стали постулировать новые свойства нервной системы: лабильность, динамич­ность, концентрированность.

Он спра­ведливо полагал, что никакая научно обоснованная классификация типов невозмож­на до тех пор, пока не будут изучены в деталях вопросы, относящиеся к базису этой классификации — свойствам нервной системы.

К сожалению, эта задача — поиск «типических» сочетаний типологических осо­бенностей проявления свойств нервной системы — в лаборатории Теплова—Небы-лицына так и осталась нерешенной.

Изложенная выше позиция школы Б. М. Теплова на словах не означала оконча­тельный отказ от рассмотрения «типов». Но, откладывая изучение этого вопроса на неопределенное будущее, фактически в лаборатории Б. М. Теплова отказались от изучения павловских типов высшей нервной деятельности как теоретически, так и методически (условнорефлекторные методики изучения свойств нервной системы были заменены на методики, связанные с реакциями человека на разные стимулы). Правда, в последние годы делаются попытки возродить изучение типов темперамен­та, связав их с павловскими специально человеческими типами (по преобладанию первой или второй сигнальной системы), и те и другие — со свойствами нервной сис­темы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.