КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы деловой коммуникации в организациях
К деловым коммуникациям относятся беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, разнообразные деловые встречи, обеспечивающие эффективность как внутренних, так и внешних взаимодействий. Особенности каждой формы деловой коммуникации определяются следующими критериями: цель проведения; участники; регламент; коммуникативные средства реализации намерений; организация пространственной среды; ожидаемый результат. Деловой разговор и деловая беседа. Деловой разговор — самый распространенный ситуативный контактный метод. Цель такой коммуникации — обмен информацией по конкретному вопросу. Основные функции деловой беседы: начало инновационных мероприятий; контроль и координирование уже начатых мероприятий; обмен информацией; общение работников, межличностные и деловые контакты; поддержание деловых контактов с партнерами во внешней среде; поиски, выдвижение и оперативная разработка новых идей и замыслов; стимулирование движения человеческой мысли в новых направлениях (см.: Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001). Основная цель деловой беседы — обмен информацией. В зависимости от предметного содержания различают деловые беседы следующего содержания: · найм и увольнение персонала, · «поручение производственного задания», · анализ и разрешение конфликтных ситуаций, · внедрение новаций, · трудовая и производственная дисциплина, · улучшение психологического климата в коллективе. Деловая беседа состоит из пяти ф аз: · начало беседы, · передача информации, · аргументирование, · опровержение доводов собеседника, · принятие решений. Н а ч а л о — наиболее важная часть беседы. В ее задачу входят: · установление контакта с собеседником; · привлечение внимания к предмету разговора; · создание благоприятной атмосферы для беседы; · побуждение интереса к беседе; · перехват инициативы (в случае необходимости). Независимо от предмета разговора выделяют перцептивные цели деловой беседы: · закрепить хорошие отношения с работником; · повысить удовлетворенность работника разными аспектами трудовой деятельности — содержанием работы, условиями труда, режимом деятельности; · побудить работника, делового партнера к определенным действиям; · обеспечить коллективное сотрудничество в рамках отдела, организации, между организациями; · обеспечить лучшее взаимопонимание. Ф а з а п е р е д а ч и информации логически продолжает начало беседы и одновременно является «трамплином» для перехода к фазе аргументации. Основными задачами этого этапа являются: · сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника и его организации; выявление мотивов и целей собеседника; · передача запланированной информации; · формирование основ для аргументации; · анализ и проверка позиции собеседника; · предварительное определение конечных результатов беседы (если возможно). Данная фаза состоит из четырех этапов: обсуждение проблемы — передача информации — закрепление информации — обозначение нового направления информирования, а основные ее элементы: · постановка вопросов, · выслушивание, · изучение реакций собеседника, · передача информации собеседнику. А р г у м е н т и р о в а н и е — следующая фаза деловой беседы, в коде которой формируется предварительное мнение, собеседники занимают определенные позиции по обсуждаемой проблеме. При этом можно устранить или смягчить противоречия, возникшие в ходе беседы, критически проверить положения и факты. Фаза аргументации переходит в фазу опровержения доводов собеседника, решающего следующие основные задачи: разграничение отдельных возражений по субъектам, объектам, мест)', времени и последствиям; приемлемое объяснение высказанных или невысказанных возражений, замечаний, сомнений; нейтрализация замечаний собеседника. Принятие решений и завершение беседы — заключительная фаза деловой беседы. При этом решаются такие основные задачи: · достижение основной или альтернативной цели; · обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы независимо от наличия или отсутствия взаимопонимания; · стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий; · поддержание в дальнейшем контактов с собеседником (при необходимости); · составление развернутого резюме беседы с четко выделенным основным выводом (см.: Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности). Деловое совещание — это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. Типы совещаний можно классифицировать в зависимости от управленческих функций: - совещания по планированию, на которых обсуждаются вопросы стратегии и тактики деятельности организации, ресурсы, необходимые для реализации планов; - совещания по мотивации труда, где обсуждаются проблемы производительности и качества, удовлетворенности персонала, причины низкой мотивации, возможности ее изменения, вопросы морального и материального стимулирования; - совещания по внутрифирменной организации, где предметом обсуждения становятся вопросы структурирования организации, координации действий структурных подразделений, делегирование полномочий и др.; - совещания по контролю за деятельностью работников посвящены обсуждению результатов деятельности, достижения поставленных целей, проблемам срывов, низкой производительности; - совещания, специфические для организации, где обсуждаются оперативные вопросы управления в связи с ситуацией в организации, инновации и возможности их внедрения, проблемы выживаемости, конкурентоспособности, имиджа, стиля. При подготовке совещания необходимо определить: · цель совещания — описание ожидаемого результата, нужного решения, желательного итога; · предмет обсуждения — тема совещания, которая должна быть актуальной, конкретно сформулированной и представляющей интерес для участников совещания. Правила поведения на совещании для руководителя: - начать и завершить совещание в точно назначенное время; - сообщить о регламенте; - согласовать правила работы, уточнить повестку дня; - назначить ответственного за регламент и протокол; - регулировать деловитость и направленность выступлений; - соблюдать корректность дискуссии; - использовать разнообразные приемы для активизации внимания участников совещания; - подводя итоги, обобщить все сказанное, сформулировать выводы, определить задачи па будущее; - в заключение оптимизировать ситуацию, настроить персонал на эффективную работу. Правила поведения на совещании для участников: - не следует бояться взять на себя ответственность за то, что вы говорите; - не рекомендуется использовать провокационные вопросы или вопросы-ловушки, которые провоцируют конфликты, становятся причиной ухода от проблемы; - в высказываниях быть конкретным, четким, корректным; - оставаться естественным — самим собой, а «не играть роль»; - выражать собственную позицию.
Пресс-конференция — мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации. Этот вид деловых контактов во многом обеспечивает эффективность взаимодействия с внешней средой. Структура пресс-конференции. В вводной части обязательны следующие элементы: · приветствие; · разъяснение причины проведения; · программа; · представление выступающих; информация о материалах, представляемых прессе. Деловые переговоры — специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий совместный анализ проблем. Деловые переговоры — инструмент как внутренних, так и внешних коммуникаций. Выделяют два подхода к переговорам: конфронтационный и партнерский. Конфронтационный подход к переговорам — это противостояние сторон, т.е. каждая из сторон уверена, что целью переговоров является победа, а отказ от полной победы означает поражение. Партнерский подход реализуется на основе совместного с партнером анализа проблем и поиска взаимоприемлемого решения, при котором в выигрыше оказываются оба участника. Цель переговоров может состоять в налаживании связей, принятии решений, заключении различных договоров, координации совместных условий, согласовании мероприятий. Стратегическая цель переговоров — найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы появления конфликта. Эффективность ведения переговоров определяется двумя критериями: - переговоры должны привести к разумному соглашению (максимально отвечающему интересам каждой из сторон), если таковое возможно в принципе; - переговоры должны улучшить или хотя бы не испортить отношения между сторонами. Подготовка к переговорам. Чтобы достичь успеха на переговорах, необходимо тщательно к ним подготовиться. Задачи лучше формулировать гибко, чтобы при необходимости можно было их подкорректировать. Как правило, любые переговоры ведут к подписанию договора — документа, юридически проработанного и выверенного специалистами. Место проведения переговоров. Переговоры можно проводить в своем офисе или на территории оппонента. При этом в каждой ситуации есть свои позитивные моменты. Если встреча происходит на вашей территории: - всегда можно посоветоваться с партнерами или лицом, которому поручено вести переговоры, а если нужно — заручиться поддержкой и одобрением; - оппонент не имеет возможности по собственной инициативе свернуть переговоры и уйти; - можно заниматься и другими делами, вы окружены привычными удобствами; - создается психологическое преимущество: оппонент пришел к вам; - можно организовать пространственную среду таким образом, чтобы эффективно использовать возможности невербальной информации. Если встреча происходит на территории оппонента: - ничто не будет отвлекать, можно сосредоточиться исключительно на переговорах; - можно «придержать» информацию, сославшись на то, что у вас нет с собой документов; - есть возможность обратиться непосредственно к руководителю вашего оппонента; - организационные вопросы решает оппонент; - анализ окружения оппонента даст возможность выбрать наиболее эффективный сценарий взаимодействия с ним. Если ни тот, ни другой вариант не устраивает стороны, можно встретиться на нейтральной территории. Начало переговоров является самой трудной задачей. В начале переговоров происходит взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников. Процесс переговоров всегда происходит на двух уровнях: на одном обсуждение касается существа дела, на другом сосредоточивается на процедуре решения вопросов, т.е. на том, каким образом вы будете вести переговоры. Выделяют следующие стили ведения переговоров: мягкий, жесткий, рациональный:
Источник: Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Пер. с англ. М., 1992. Выделяют четыре принципа ведения переговоров: - разграничение — следует разграничивать участников переговоров и предмет переговоров; - интересы — сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях; - варианты — прежде чем решать, что делать, выявите все возможные варианты решения вопроса (ищите варианты); - критерии — постарайтесь, чтобы результат основывался на каких-то объективных критериях (ищите критерии). Переговоры проходят три стадии: - стадия анализа, на которой необходимо собрать информацию и обдумать ее; разобраться в проблеме; определить интересы своей и другой стороны; - стадия планирования, на которой надо обдумать все возможные варианты решения проблемы, спрогнозировать возможный алгоритм поведения другой стороны и свою реакцию; - стадия дискуссии требует использования четырех принципов ведения переговоров.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |