Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально важные качества и навыки социального работника с молодежью

Подготовка специалистов для социальной работы с молодежью имеет на сегодняшний день актуальный характер. Для выполнения предписанных им функций социальному работнику необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но личностная готовность соблюдать определенные профессионально – этические нормы и принципы. В работе социального работника с клиентом, важны такие личностные качества, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Такие качества позволяют социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированными о различных социальных группах населения и их особенностях. Наиболее востребованными считаются специалисты в области молодежной политики и в структуре молодежных общественных объединений и организаций.

Основная цель профессиональной школы сегодня выражается в том, чтобы не только вооружать будущих специалистов определенной суммой знаний, но в связи с тенденцией к опережающему социокультурному развитию формировать у каждой личности потребность в непрерывном самосовершенствовании, закладывать умения и навыки самообразования в области социальной работы с молодежью, самостоятельного и творческого овладения этими знаниями в течение всей активной жизнедеятельности человека.

Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание молодого человека, а с другой стороны правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение человека к нему как субъекту воздействия. В процессе воздействия на человека социальный работник неизбежно испытывает на себе обратное воздействие.

Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются:

- знания и опыт;

- указанные полномочия;

- статус и репутация;

- владение информацией;

- харизматические данные и др.

Разработка психолого-педагогических основ профессионального самоопределения личности, понимаемого сегодня как построение человеком отношения к границам своих профессиональных возможностей и изменение этих границ с целью преодоления препятствий на пути к их оптимальной самореализации, является одним из приоритетных направлений образовательной политике и актуальной проблемой научно-прикладных междисциплинарных исследований.

На основе соотношения качественных показателей в структуре внешней и внутренней деятельности будущего учителя, выделяют следующие уровни профессионального самоопределения.

Исходный уровень. Мотивационная направленность на социальную работу с молодежью как сферу профессиональных интересов отсутствует.

Интуитивный уровень. Ориентация на случайные мотивы и внешние стимулы социальной работы с молодежью, знания о которой носят эмоционально окрашенный характер. Навыки практической деятельности отсутствуют. Профессиональная рефлексия не развита.

Репродуктивный уровень. Мотивы будущей профессиональной деятельности проявляются ситуативно. Социологические, психолого-педагогические и специальные знания носят поверхностный характер. Практические навыки направлены на применение приемов традиционной социальной деятельности. Профессиональная рефлексия слабо выражена.

Продуктивный уровень. Установка на социальную работу с молодежью связана с мотивами самоутверждения в ходе самостоятельной практики и основывается на глубоких знаниях, которые, вместе с тем, не носят системного характера. Профессиональная рефлексия выражается в неадекватной самооценке собственных возможностей и способностей.

Системный уровень. Будущая профессиональная деятельность осознается как социально и личностно значимая. Психолого-педагогические, специальные и частнометодические знания носят глубокий, многоаспектный характер. Стремление наиболее адекватно реализовать себя в практической деятельности воплощается в авторскую систему работы.

Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут разнообразиться в зависимости от личного опыта, личных интересов, личных талантов. Знания и опыт имеют особое значение для межличностных отношений. В этой сфере важны такие умения, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу. Без применения знаний и умений социального работника невозможен диффиринцированный подход к молодым людям. Здесь необходимы знания потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисные состояния, последствия физических и психических недомоганий. Применение знаний и умений социального работника необходимо в управлении деятельностью социальных служб, подборе кадров для них и применение необходимых технологий. Особая сфера применения знаний и умений социального работника ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп, общностей.

Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Все больше молодых людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к молодежи, в его честности и открытости и обязанности.

Некоторые социальные работники бывают привлекательными для окружающих благодаря наличию у них обаятельности, очаровательности и даже харизматических особенностей.

Социальный работник должен:

- иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, экономики и организации производства;

- обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком;

- предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию;

- обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных подростков», сирот;

- уметь принимать решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Личные качества социального работника можно разделить на три группы:

1) психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

2) психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

3) психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

Социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий.

Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам, в том числе молодежи. Специалист по социальной работе, прежде чем решать различные социальные проблемы, должен знать причины возникновения проблемы, каким путем помочь, каким образом предупредить возникновение.

На эти вопросы дает ответы методика. Методика представляет собой совокупность методов, форм и средств социальной работы. С помощью методов специалист по социальной работе может работать с молодежью или опосредованно через семью, друзей, коллектив, воздействуя на молодого человека. В зависимости от ситуации может работать кратковременно, решая частные задачи, а может работать с молодежью в течение длительного времени. Многие методы, используемые в социальной работе с молодежью, являются междисциплинарными.

Социально-психологические методы – социометрия, групповая дискуссия, включенное наблюдение, психодиагностика на уважение к личности молодых людей, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе молодого человека, они должны выдвигаться с учетом внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки молодого человека. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у молодежи нравственное поведение. Под нравственным упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков в целях образования и закрепления, необходимых в жизни навыков и привычек. Также социальный работник использует такие методы, как переубеждение, предупреждение, замена интересов.

Переубеждение – перестройка сознания, ошибочных представлений, неверных жизненных планов.

Предупреждение – распространенный прием, который используют педагог и социальный работник в своей практической деятельности. Предупреждение связано с прогнозированием поступков молодых людей и предотвращение таких, которые имеют негативный характер.

Все рассмотренные методы социально – педагогической деятельности применяются в работе с молодежью не изолированно и не обособленно друг от друга, от друзей, а в тесной взаимосвязи между собой. Применение того или иного метода зависит от конкретной ситуации, мотивов поведения молодого человека, умение ориентироваться в сложившейся ситуации, насколько хорошо владеет специалист тем или иным методом. Важно иметь большой арсенал средств и хорошо владеть ими в зависимости от характера ситуации и особенности объекта социальной работы.

Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются специалистом по социальной работе для достижения поставленной цели. Таким образом, социальная работа с молодежью должна строиться на комплексном использовании всех групп методов социальной работы. Методы социальной работы невозможно рассматривать в отрыве от целей, задач социальной работы. Если цель предопределяет способы ее достижения, то принципы социальной работы позволяют выбрать методы социальной работы.

Работая с молодежью, социальный работник должен учитывать, то, что молодой человек является участником нескольких систем – семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Еще выделяются социальные функции в работе с молодежью: информационная, диагностическая, прогностическая, психолого-педагогическая и др., которые включают следующую работу:

1) Сбор сведений об объекте.

2) На основе собранных сведений постановка «социального диагноза» и выстраивание своей деятельности.

3) Оказание помощи молодому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, поиск путей выхода из кризиса.

4) Направление деятельности молодого человека на самовоспитание, самообучения и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.

5) Организация исследований различных проблем, анализ работы специалистов, различных учреждений, центров.

Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функции:

- диагностическая – социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

- прогностическая – прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

- правозащитная – использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки молодого человека, его защиту;

- организационная – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг молодежи;

- предупредительно – профилактическая приводит в действие различные механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

- социально медицинская организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;

- социально-педагогическая выявляет интересы потребности молодежи в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества;

- психологическая – оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

- социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и поддержки молодым семьям в улучшении их быта, жилищных условий;

- коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания другого человека.

Таким образом, функции социальной работы с молодежью можно объединить в три группы:

- воспитательная, которая предполагает включение молодого человека в окружающую среду, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

- социально-правовая означает заботу государства о молодежи, их правовую защиту.

- социально-реабилитационная – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически и психически неполноценными, где основные функции выполняет педагог.

Необходимо остановиться на задачах социальной работы с молодежью:

1) Поставить перед ними цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.

2) Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

3) Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.

В работе социального работника с молодежью можно кратко сформулировать задачи, которые входят в его работу:

- воспитать делать добро.

- научить организовывать свою жизнь.

- развивать познавательные интересы.

- помочь организовать свою индивидуальность, свои способности.

В формировании профессиональных планов важное место принадлежит способностям. Они имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. При самоопределении личности к выбору профессии одна из основных задач – выявление общих способностей и прогнозирование их развития, определение совокупного влияния интересов и способностей на процесс формирования профессиональных планов.

Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.

2. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики

Сегодня круг работников сферы молодежной политики достаточно широк. Кроме категории государственных служащих органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, ее кадровый корпус составляют:

— руководители и сотрудники соответствующих структур органов местного самоуправления;

— муниципальные служащие;

— сотрудники учреждений и организаций, работающих с молодежью, социальных служб для молодежи;

— работники учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги для молодежи;

активисты молодежных общественных объединений.

По приблизительным подсчетам, более пятнадцати тысяч человек профессионально занимаются молодежной работой в системе субъектов государственной молодежной политики.

С начала реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занятых в сфере молодежной политики, стоят в ряду приоритетных.

Целенаправленно ведется работа по развитию кадрового потенциала молодежной политики в различных регионах Российской Федерации. Особо заслуживает внимания и распространения положительный опыт Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Белгородской, Костромской, Волгоградской, Владимирской, Свердловской областей. Хабаровского края.

Сегодня можно констатировать, что в стране имеются некоторые элементы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с молодежью. В их обучении участвуют более 100 образовательных учреждений, среди которых РАГС и ее филиалы, институты и центры повышения квалификации в учебных заведениях республиканских и областных центров, Московская гуманитарно-социальная академия, Уральский институт молодежи, Волгоградский институт социальной работы и молодежной политики, в ряде регионов созданы научные, учебно-методические центры органов по делам молодежи, активно используются возможности опорно-экспериментальных центров Департамента по молодежной политике Минобразования России. На их базе проводится большое количество учебно-практических семинаров, научно-практических конференций, тренингов.

В ноябре 2001 г. создан экспертно-методический совет по кадровому обеспечению государственной молодежной политики.

На заседании Правительственной комиссии по делам молодежи 5 декабря 2001 г. рассмотрен вопрос "О кадровом обеспечении государственной молодежной политики в современных условиях". В результате рассмотрения Правительственная комиссия по делам молодежи рекомендовала федеральным органам исполнительной власти, имеющим структурные подразделения и учреждения, занимающиеся вопросами молодежной политики, провести анализ кадрового обеспечения этой деятельности и проработать вопрос о введении в штатное расписание специалистов сферы государственной молодежной политики; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации развивать систему региональных (межведомственных) учебно-методических центров переподготовки и повышения квалификации работников сферы государственной молодежной политики.

12.04.2002 г. утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дополнительной к высшему профессиональному образованию квалификации "Работник сферы государственной молодежной политики", которые будут реализовываться на базе опорно-экспериментальных центров Департамента по молодежной политике по кадровому обеспечению, ряда других образовательных учреждений. В стадии разработки находятся проекты государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.

01.04.2002 г. утвержден нагрудный знак "Почетный работник сферы молодежной политики", призванный стимулировать решение кадровых проблем молодежной политики в регионах Российской Федерации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Типы тектонических движений и рельефообразование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.