КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионально-значимые качества специалиста в сфере управления
Тема 2.3. Профессионально значимые качества и профессиональное мастерство специалиста-управленца План: 1. Профессионально-значимые качества специалиста в сфере управления. 2. Психологическая характеристика профессионального мастерства специалиста-управленца.
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Она отражает устойчивое разделение труда по основным направлениям производства, профессиональной деятельности. То особенное, что является более углубленной характеристикой профессии, как общей категории, входит в понятие «специальность». Она требует более частных знаний и конкретного практического опыта, является фундаментом профессии. В непосредственной связи с понятиями «профессия» и «специальность» находится категория «квалификаци я». Последняя отражает степень овладения работником суммой знаний, умений и навыков, которые относятся к данной профессии или специальности (т.е. степень овладения профессионально значимыми качествами). Профессионально-значимые качества специалиста-управленца — это совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять необходимые профессиональные функции в системе управления. Образованию профессионально-значимых качеств способствуют активные формы и методы обучения, т.е. способы организации процесса обучения, а также взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленные на реализацию модели профессиональной деятельности. Процесс обучения (усвоения социального опыта) определяется как внешними, объективными условиями (т.е. способами организации процесса обучения, способами взаимодействия преподавателя и обучающихся, содержанием образования и др.), так и внутренней позицией обучающегося, совокупностью мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооценка. Поэтому внешние условия должны быть нацелены прежде всего на развитие собственной активности личности самого учащегося, на включение его в самостоятельную поисковую деятельность, развитие творческого мышления и умения приобретать знания. В основе активных форм и методов обучения лежит личностно-деятельностный подход, суть которого состоит в следующем: эффективное усвоение знаний, умений и навыков возможно лишь в результате включения личности в активную самостоятельную деятельность, которая соответствует возможностям и склонностям личности и осознается ею как значимая для ее профессионального и личностного развития. Важнейшим условием реализации этого подхода является профессионализация обучения. Она предполагает воссоздание предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности, на канву которого могут быть наложены процессы познания, усвоения абстрактных знаний. Повышение активности и творческой самодеятельности слушателей в усвоении знаний, формировании умений, навыков и применения их на практике обеспечивается такими активными формами обучения, как: деловые, ролевые, интеллектуальные игры; моделирование, анализ и проигрывание ситуаций; видеотренинги и обратная связь с помощью видеоустановок; опыт межличностного общения; экспериментальные учебные упражнения; самообучение и самоконтроль; взаимодействие с другими членами аудитории; проблемные лекции и семинары. Среди активных форм обучения особое внимание следует уделять деловой игре. В деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по своим основным характеристикам с той, которая присуща реальной деятельности сотрудника ОВД. При этом воспроизводятся лишь наиболее типичные ситуации в сжатом масштабе времени. Сочетание опыта и знаний, требуемое деловой игрой и ею формируемое, позволяет яснее увидеть целостность процесса будущей профессиональной деятельности, лучше понять смысл обучения, увидеть свои ошибки и оценить приобретения. Наглядность, осязаемость процесса поиска и получения результатов приводят к глубокому пониманию учебного материала. В кругу активных методов обучения наибольшее распространение получил проблемный метод, который обеспечивает максимальную активизацию поисковой деятельности слушателей в процессе решения познавательных задач. Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знания в «готовом виде», а формирует проблемные задачи, ставя слушателя в позицию первооткрывателя и побуждая искать способы их нестандартного решения. Вузовская подготовка должна сформировать специалиста, обладающего важнейшими творческими способностями, т.е. умеющего самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки, собрать данные, предложить методику их обработки, проанализировать их, сделать выводы, увидеть возможность приложения полученных результатов и т.д. Таким образом, профессионально-значимые качества возникают и развиваются в совместной деятельности и общении, через другого человека, во взаимодействии и диалоге с ним. Их становление происходит на уровне мотивационно-потребностной сферы личности, мировоззрения и предполагает, в первую очередь, формирование личностного смысла выбранной профессии.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |