Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Снижение негативного антропогенного влияния на техносферу

3.1.1 Критерии надежности деятельности оператора.

3.1.2 Способы уменьшения вероятности возникновения ошибок

3.1.2.1. Профессиональный отбор операторов

3.1.2.2 Стимулирование безопасности работы

3.1.2.3 Обучение безопасным приёмам работы

3.1.2.4 Правильная компоновка рабочего места

3.1.2.5 Рациональная организация трудового процесса

 

3.1.1 Критерии надежности деятельности оператора

Большинство технических систем, формирующих техносферу, управляются человеком. При управлении техническими системами, не зависимо от уровня подготовки или квалификации, человек может совершать ошибки, которые приводят к формированию опасностей.

Человеком-оператором является любой человек, использующий для выполнения производственных или бытовых задач технические средства. Деятельность оператора при решении той или иной технологической операции состоит из следующих этапов:

- восприятия информации,

- оценки информации,

- анализа и обобщения информации на основе заранее заданных и сформулированных критериев оценки,

- принятия решения о действиях,

- приведение в исполнение принятого решения.

На каждом из этих этапов возможны ошибки. Причины ошибок, приводящих к травматизму можно объединить в следующие группы:

1) Ошибки ориентации, возникающие в результате неполучения оператором информации из-за слабого сигнала или его отсутствия. Это самые распространенные ошибки.

2) Ошибки принятия решений. Возникают по 2 причинам: во-первых, из-за неспособности принять решение ввиду неправильной оценки ситуации, неприспособленности к работе из-за недостатка знаний, опыта; во-вторых, неправильный выбор действия из-за недостатка знаний, опыта.

3) Ошибки выполнения действий, т.е. неверные действия. Ошибка может быть выражена в бездействии (не усвоенная последовательность действий) или в неправильном выборе действия (неадекватное расположение приборов, недостаточность внимания, усталость и т.д.).

Помимо указанных причин важное место занимают ошибки, связанные с нарушением мотивационной части действий. Проявляются они в нежелании оператора выполнять определенные действия (операции). Это нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым или техническим регламентациям и т.д.) и временным (состояние здоровья, усталость, прием препаратов или алкоголя и т.д.). Свойство человека ошибаться является функцией его психологического состояния. Поэтому оператор технических систем, которые могут стать источником опасности должен обладать рядом психологических свойств и качеств:

· Долговременная выносливость – определяется силой нервной системы. Если она низкая, то к концу работы нарушается координация, снижается устойчивость внимания, ухудшается функциональное состояние (сонливость), вследствие чего растет число ошибок.

· Выносливость к экстремальному напряжению и перенапряжению - определяет способность оператора к оперативному мышлению и принятию правильных решений в экстремальных условиях.

· Помехоустойчивость – способность противостоять отвлекающим внешним стимулам. Определяется силой НС.

· Спонтанная отвлекаемость – обусловлена внутренними причинами колебания внимания.

· Реакция на непредвиденные раздражители - определяется длиной временного периода «психической рефрактерности» (невосприимчивости к последующим воздействиям), который тесно связан с типом нервной системы оператора (min период рефрактерности имеют уравновешенные).

· Переключаемость - определяется лабильностью нервной системы.

· Устойчивость к действию факторов среды (температура, давление, шумы, ускорения, гипоксия…).

В системе «человек-машина» именно человек является наиболее переменчивым элементом. В любой предложенной задаче на его поведение действует множество индивидуальных факторов. Поэтому для определения степени безопасности системы «человек-машина» необходимо проводить оценку надежности не только технической составляющей такой системы, но и эффективности деятельности человека-оператора. В общем виде деятельность оператора характеризуется быстродействием и надежностью работы человека-оператора.

Критерием быстродействия является время решения задачи, т.е. время от момента реагирования оператора на поступивший сигнал до момента окончания управляющих воздействий. Обычно это время прямо пропорционально количеству преобразуемой человеком инфор­мации:

(3.1.1)

где а – скрытое время реакции, т.е. промежуток времени от момента появления сигнала до реакции на него оператора и его значения находятся в пределах 0,2 – 0,6 с;

b – время переработки одной единицы информации (0,15—0,35 м);

Н – количество перерабатыва­емой информации;

Von — средняя скорость переработки информации (2— 4 ед/с) или пропускная способность оператора. Пропускная способность (Voп) характеризует время, в течение которого оператор постигает смысл информации. Зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эрго­номических особенностей систем управления.

Надежность человека-оператора определяет его способность вы­полнять в полном объеме возложенные на него функции при опреде­ленных условиях работы. Надежность определяется силой нервной системы, активностью и гибкостью нервных процессов, стрессоустойчивостью. Различают 2 вида надежности оператора базовую и прагматическую. Базовая надежность - это потенциальная надежность, она определяется медико-биологическими показателями оператора (типа остроты зрения, состояния сердечно-сосудистой системы и т.д.) и свойствами нервной системы оператора (сила, уравновешенность, подвижность). Прагматическая надежность – реальная надежность, определяемая личностными особенностями оператора (отношение к работе, функциональное состояние, морально-волевые качества, компенсаторные возможности). Например, тревожные операторы компенсируют свои недостатки повышенным самоконтролем. С надежностью оператора связана его предрасположенность к несчастным случаям (аксидентальность).

Надежность оператора содержательно различна на разных режимах работы оператора. Принятое оператором решение должно быть правильно и своевременно реализовано. Большинство управляющих действий оператор осуществляет посредством движений, которые подразделяются на четыре группы - скоростные, пространственные, силовые и точностные.

Выделяют следующие режимы функционирования человека-оператора:

1. Учебно-тренировочный. Задачи решаются условно, ответственность минимальна. Надежность связана с высокой мотивацией деятельности.

2. Минимальный режим. Оператор решает наиболее простые задачи. Условия обитания наиболее благоприятны. Минимальна цена ошибки. Низкий уровень требований деятельности к психике оператора. Надежность обусловлена умением противостоять расслабляющим факторам.

3. Оптимальный режим. Продолжительная работа за счет непроизвольной саморегуляции, широкое использование различных навыков, высокая продуктивность деятельности. Надежность зависит от уровня развития навыков, эмоциональной устойчивости, волевой регуляции, мотивации.

4. Экстремальный режим. Выполняются сложные задачи, связанные с опасностью, дефицитом времени, с высокой ценой ошибки, в неблагоприятных условиях. Деятельность предъявляет повышенные требования к психике оператора. Функциональное состояние оператора ухудшается. Деятельность требует произвольной саморегуляции.

Функциональными индикаторами надежности оператора являются:

- безошибочность,

- готовность,

- восстанавливаемость,

- своевременность,

- точность.

Безошибочность оценивается вероятностью безошибочной работы, которая определяется как на уровне отдельной операции, так и в целом. Вероятность Pj безошибочного выполнения операций j вида и интенсивность ошибок λj, допущенных при этом, применительно к фазе устойчивой работы определяется на основе статистических дан­ных:

(3.1.2)

где Nj, Cоj – общее число выполняемых операций j вида и допу­щенное при этом число ошибок;

Тj – среднее время выполнения операции j вида.

Вероятность безошибочного выполнения всей операции в целом определяется при экспоненциальном распределении времени:

(3.1.3)

где Kj — число выполняемых операций j вида;

r — число различных видов операций (j= 1, r)

Коэффициент готовности характеризует вероятность включения человека-оператора в работу в любой произвольный момент времени:

(3.1.4)

где Тб – время, в течение которого человек не может принять поступившую к нему информацию;

Т – общее время работы челове­ка-оператора.

Восстанавливаемость оператора оценивается вероятностью исправ­лений им допущенной им ошибки:

(3.1.5)

где Рк – вероятность выдачи сигнала контрольной системой;

Роб н вероятность обнаружения сигнала оператором;

Рн – вероятность исправления ошибочных действий при повторном выполнении всей операции. Этот показатель позволяет оценить возможность самоконтроля оператором своих действий и исправления допущенных им ошибок.

Своевременность действий оператора оценивается вероятностью выполнения задачи в течение заданного времени. Эта же вероятность может быть определена и по статистическим данным как:

(3.1.6)

где N u Nнс – общее и несвоевременное выполненное число задач.

Точность – степень отклонения измеряемого оператором количес­твенного параметра системы от его истинного, заданного или номина­льного значения. Количественно этот параметр оценивается погрешностью, с кото­рой оператор измеряет, устанавливает или регулирует данный параметр:

(3.1.7)

где Аи – истинное или номинальное значение параметра;

Аоп – фактическое измеряемое или регулируемое оператором значение этого параметра. Точность оператора зависит от: характеристик сигнала, сложности задачи, условий и темпа работы, функционального состояния нервной системы, квалификации, утомляемости и других факторов.

Таким образом, надёжное взаимодействие человека с техническими системами обеспечивается выполнением следующих основных принципов:

1) Принцип минимального рабочего усилия – человек должен выполнять только необходимую работу и не дублировать её;

2) Принцип максимального взаимопонимания;

3) Принцип минимального объёма оперативной памяти, задействуемого человеком;

4) Принцип минимальных производственных стрессов;

5) Принцип ответственности.

 

3.1.2. Способы уменьшения вероятности возникновения ошибок

3.1.2.1 Профессиональный отбор операторов

 

Основные способы уменьшения вероятности возникновения ошибок приведены на рисунке 3.2.1

Рисунок 3.2.1 - Основные способы уменьшения вероятности возникновения ошибок

 

Задача профотбора – определение пригодности чело­века к данной работе. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавли­вается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиоло­гических качеств данного человека конкретному виду деятельности.

Профотбор представляет собой специально организуемое исследо­вание, основанное на четких качественных и количественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время наблюдавших за испытуемым.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиоло­гические факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, на предприятиях конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испы­туемому, в процессе решения которых выявляются те или иные пси­хофизиологические свойства. Этот метод в настоящее время активно используется за рубежом. Тесты делятся на следующие группы:

- тесты определения способностей, которые служат для установ­ления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

- тесты проверки зрения и слуха, назначение которых вытекает из самого названия;

- личностные тесты, ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешен­ность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригиналь­ность мышления;

- тесты определения уровня квалификации, применяемые для проверки профессиональных навыков.

Исходным материалом для проведения работы по профессиональ­ному подбору (отбору) являются профессиограммы, которые состав­ляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, опроса самих работников, использования литературных источников.

Перечень профессиональных показателей важных свойств личности оператора приведен в таблице 3.2.1.

Таблица 3.2.1 – Профессиональные показатели оператора, учитываемые при профотборе

Группа показателей Виды показателей
  Физические Затраты мышечной энергии
Выносливость к физическим нагрузкам
Выносливость к климатическим изменениям
Сила рук
  Психосенсорные Острота и точность зрения, слуха, тактильных и кинестетических ощущений
Чувствительность к различию ощущений
Восприятие предметов в статическом положении и в движении
Восприятие пространства и времени
  Психомоторные Темп движения
Скорость двигательной реакции
Ритм
Координация движений
Устойчивость движений
Точность движений
  Интеллектуальная сфера Особенность внимания
Наблюдательность
Зрительная, слуховая и двигательная память
Воображение
Особенности мышления
Понимание технических устройств и существа технических процессов
  Темперамент и характер Тип высшей нервной деятельности
Эмоционально-волевые качества
Целеустремленность
Настойчивость и инициативность
Старательность
Организованность
  Социально-психологические Способность к сотрудничеству
Чувство товарищества и коллективизма
Отношение к труду

 

3.1.2.2 Стимулирование безопасности работы

 

Стимулирование безопасности деятельности строится по принципу поощрения и наказания. Виды ответственности за несоблюдение безопасных приемов работы, приведших к нарушению технологического процесса или несчастному случаю приведены на рисунке 3.2.2.

Рисунок 3.2.2 – Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

 

Поведение работников зависит от его последствий. В случае, когда за поведение поощряют, человек стремится осуществлять такое поведение более часто; если наказывают, то наказание, наряду с желательным положительным эффектом, почти всегда дает и отрицательные последствия: сокрытие недостатков в работе и технологии, нежелание усовершенствовать процесс, чувство наказания у всех коллег. Главное – люди не учатся правильному поведению, они учатся различать ситуации потенциального наказания и временно изменяют свое поведение. Поэтому на каждом предприятии администрацией совместно с представителями профсоюзов разрабатываются свои системы поощрений и наказаний в рамках существующего законодательства Российской Федерации.

3.1.2.3 Обучение безопасным приёмам работы

 

Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель. Работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, а также работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, государственного надзора и контроля, имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам труда в объёмах программ по профессиям, утверждённым в установленном порядке. Обучение должно быть организовано в соответствии с требованиями «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников ор­ганизаций» от 13.01.2003 г. №1/29.

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда (рис. 3.2.3).

Все виды инструктажей считаются элементами учебы. При инструктаже особое внимание уделяется сотрудникам со стажем до 1 года, а также опытным сотрудникам с большим стажем. Эти категории рабочих наиболее подвержены травматизму. В первом случае - из-за неопытности, во втором - из-за чрезмерной самоуверенности. Разбор несчастных слу­чаев, проработка приказов есть также своеобразная форма обучения. По характеру и вре­менипроведения инструктажи подразделяют на:

1. вводный;

2. первичный на рабочем месте;

3. повторный;

4. внеплановый;

5. целевой.

Вводный инструктаж и первичный на рабочем месте проводятся по утвержденным программам.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране тру­да или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должно­сти, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибыв­шими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заве­дениях. Он знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод­ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного ин­структажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.

Рисунок 3.2.3 Виды инструктажа в процессе трудовой деятельности

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производст­венной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ:

- со всеми работниками, вновь принятыми в организацию, и переводимыми из одного подразделения в другое;

- с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, вре­менными работниками;

- со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации;

- со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материа­лов, могут быть освобождены от первичного инструктажа.

Перечень профессий и должностных работников, освобожденных от первичного ин­структажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом и службой охраны труда

Все работники, в том числе выпускники профтехучилищ, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку по безопасным методам и приемам труда на рабочем месте под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по предприятию (подразделению, цеху, участку и т.п.). Ученики и практиканты прикрепляются к квалифицированным специалистам на время практики.

Повторный инструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, осво­божденных от первичного инструктажа на рабочем месте, не зависимо от их квалифика­ции, образования и стажа работы не реже чем через 6 месяцев. Его проводят с целью про­верки знаний правил и инструкций по охране труда, а также с целью повышения знаний индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инст­руктажа на рабочем месте. По согласованию с соответствующими органами государст­венного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более про­должительный (до 1 года) срок прохождения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте и регистрируется в журнале инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструк­ций по охране труда, а также изменений к ним;

- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудо­вания, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, кото­рые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

- по требованию органов надзора;

- при переводе на новую должность;

- при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Вне­плановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения. Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (преподаватель, мастер).

Целевой инструктаж проводится:

- при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работни­ка по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.);

- при ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы. Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фикси­руется в журнале инструктажей и необходимых случаях - в наряде-допуске.

 

3.1.2.4 Правильная компоновка рабочего места

 

Организация рабочего места оператора существенным образом влияет на его работоспособность. Т.к. большая часть труда студента связана с работой за персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ), рассмотрим особенности рациональной компоновки рабочего места оператора ПЭВМ. Основные требования к организации работы с ПЭВМ, направленные на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Требования охраны труда (ОТ) при работе ПЭВМ приведены на рисунке 3.2.4.

При организации рабочего места оператора необходимо выполнить следующее:

1. Правильно выбрать рабочую позу. Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Нормальной рабочей позой принято считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15˚. Наклоны назад и в сторону нежелательны. Основное требование к рабочей позе – прямая осанка. Выбор рабочей позы зависит от мышечных усилий во время работы, точности и скорости движений и характера работы. Существует 2 вида рабочей позы: стоя и сидя. Работа стоя целесообразнее при необходимости постоянных передвижений, связанных с наладкой и настройкой оборудования. Она создает максимальные возможности для обзора и свободных движений. Но при работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей, а это приводит к дополнительным энергозатратам.

Рисунок 3.2.4 – Требования охраны труда при работе ПЭВМ

Работа в позе сидя более рациональна и менее утомительна, т.к. уменьшается высота центра тяжести над площадью опоры, повышается устойчивость тела, снижается напряженность мышц, уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Однако, принципиальным фактором для определения степени влияния рабочей позы на утомляемость оператора является характер рабочей позы (табл. 3.2.2). Если человек при выполнении трудовой деятельности находится в позах 2 – 4 у него могут возникнуть спазм мышц, застойные явления в органах таза, затруднение работы органов дыхания и кровообращения. Следовательно, для нормализации самочувствия оператора и снижению утомляемости необходима смена рабочей позы и выполнение физкультминуток, способствующих снятию локального утомления (таб. 3.2.3).

Таблица 3.2.2 – Краткая характеристика рабочих поз

Вид позы Характеристика
  Свободная Позволяет изменять рабочее положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук)
  Неудобная Позы с большим наклоном или поворотом туловища, с приподнятым уровнем плеч, неудобным размещением нижних конечностей
  Фиксированная Не позволяет изменять взаимное положение различных частей тела относительно друг друга
  Вынужденная Поза лежа, на коленях, на корточках и т.д.

 

Таблица 3.2.3 – Виды и цели физкультминуток

Вид физкультурной минутки Цель комплекса упражнений
  Упражнения для глаз Снятие напряжение с органов зрения
  Общего воздействия Снятие ощущения общей усталости
  Улучшение мозгового кровообращения Повышение эластичности стенок шейных сосудов; изменение кровенаполнения сосудов головного мозга, повышение интенсивности мозгового кровообращения и облегчение умственной деятельности
  Плечевой пояс и руки Улучшается кровоснабжение и снижается локальное напряжение
  Туловище и ноги Усиливается венозное кровообращение, предотвращаются застойные явления лимфо- и кровообращения, отёчности нижних конечностей.

 

2. Учитывать антропометрические данные (рис. 3.2.5) при выборе мебели и мест размещения элементов управления технической системой (ПЭВМ).

Рисунок 3.2.5 – Виды антропометрических характеристик

 

Разные соотношения на рабочем месте при работе стоя строятся с учетом того, что рост мужчин и женщин, в среднем, отличается на 11.1 см, длина вытянутой руки в сторону – на 6.2 см, длина вытянутой руки вперед на 5.7 см, длина ноги на 6.6см, высота глаз над уровнем пола на 10.1 см. На рабочем месте в позе сидя, различия в размерных соотношениях у мужчин и женщин выражается в том, что длина тела мужчин на 9.8см и высота глаз над сиденьем на 4.4.см больше, чем у женщин.

Приведем основные требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования (рис.3.2.6):

1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

При выполнении творческой работы, требующей значительного умственно­го напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места с ПЭВМ должны быть изолированы друг от друга перегородка­ми высотой 1,5 - 2,0 м.

2. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

 

Рисунок 3.2.6 – Расположение оператора за рабочим столом

 

3. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхно­сти используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выпол­няемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0.5-0.7. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

- две раздельные поверхности: одна для размещения и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 - 15 градусов);

- ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

- опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

- отсутствие ящиков.

4. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, при этом регулировка каждого па­раметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с не­скользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви. В таблице 3.2.4. приведены данные, с помощью которых легко определить необходимые размеры стола и стула для работы с ПЭВМ.

3. Правильно разместить элементы управления машинами и механизмами.

Около 90 % всей информации оператор получает через зрительный анализатор. Важным показателем зрительного восприятия является его объем. Он определяется числом объектов наблюдения, которые оператор способен охватить в течение одной зрительной фиксации. Их число составляет 4 - 8 элементов. Таким образом, для нормальной организации трудовой деятельности оператора (ПЭВМ) необходимо правильно расположить элементы наблюдения (монитор).

 

Таблица 3.2.4 – Необходимые размеры стола и стульев для занятий с ПЭВМ (приложение 4, 5 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03)

Параметр Рост студентов в обуви, см
146-160 161-175 Более175
  Высота над полом поверхности одноместного стола, мм      
  Пространство для ног, не менее, мм      
  Высота сиденья над полом, мм      
  Ширина сиденья, мм      
  Глубина сиденья, мм      
  Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм      
  Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм      
  Высота линии прогиба спинки, не менее, мм      
  Радиус изгиба переднего края сиденья, мм 20-50
  Угол наклона сиденья, град 0-4
  Угол наклона спинки, град 95-108

 

Для этого необходимо помнить, что в горизонтальной плоскости зона обзора без поворота головы составляет 120˚, с поворотом- 225˚; оптимальный угол обзора по горизонтали без поворота головы 30-40˚ (допустимый 60), с поворотом 130˚. Допустимый угол обзора по горизонтали оси зрения составляет 130˚, оптимальный 30˚ вверх и 40˚ вниз (рис.3.2.7). Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от пер­пендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +/- 5 граду­сов, допустимое +/- 10 градусов.

Рисунок 3.2.7 – Зоны зрительного наблюдения в плоскостях: а – горизонтальной; б – вер­тикальной; СП – срединная (сагиттальная) вертикальная плоскость; ГЛВ, НЛВ – гори­зонтальная и нормальная ли­нии взгляда

В целом, все поле зрения оператора условно можно разбить на три зоны, характеристика которых приведена в таблице 3.2.5.

 

Таблица 3.2.5 – Краткая характеристика зон зрительного поля оператора

Название Размер, градусы Характеристика  
  Центральная   Оператор четко различает детали объекта
  Ясного видения 30 – 35 При фиксации взгляда, объект опознается, но детали не различаются
  Периферического зрения 75 - 90 Предметы обнаруживаются, но не распознаются

 

Пространство рабочего стола, в котором осуществляются трудовые процессы, может быть разделено на рабочие зоны. Рабочая поза будет наименее утомительна только при условии правильно сконструированной рабочей зоны. Правильность конструирования рабочих зон определяется соответствием их с оптимальным полем зрения оператора и определяется дугами, которые может описать рука, поворачивающаяся в плече или локте на уровне рабочей поверхности (т.е. учитывая динамические антропометрические характеристики), а движением рук управляет головной мозг человека в соответствии с коррекцией глаз. Поэтому рабочую зону, удобную для действия обеих рук, нужно обязательно совмещать с зоной, удобной для охвата человеческим взором.

На рисунке 3.2.8 представлена структурная схема рабочих зон в позе сидя. Приведем характеристики каждой из зон. Зона 1 является самой благоприятной, поскольку она наиболее применима для точных и мелких сборочных работ, так как в ней

Рисунок 3.2.8 – Рационально организованное рабочее место при выполнении работ сидя

 

работают обе руки и хорошо осуществляется зрительный контроль. В случае оперативной работы в этой зоне следует разместить органы управления и индикаторы, которыми оператору придется пользоваться наиболее часто, интенсивно и быстро.

Зоны 2 и 3 хорошо доступны для одной и мало доступны для другой руки; зрительный контроль осложнен. В этих зонах удобно размещать инструменты и материалы, которые рабочий часто берет правой (левой) рукой, или органы управления, зрительный контроль за которыми не требуется постоянно. Т.о. правильно организованное рабочее место человека- оператора, позволяющее ему плодотворно работать при наличии 5 видов совместимости человека и технических систем (рис. 3.2.9).

Рисунок 3.2.9 - Виды совместимостей человека-оператора и машины

3.1.2.5 Рациональная организация трудового процесса

 

Организация работы с ПЭВМ осуществляется в зависимости от вида и категории трудовой дея­тельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

- группа А - работа по считыванию информации с экрана ВД Тс предварительным запросом;

- группа Б - работа по вводу информации;

- группа В - творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ принимают такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ (рис.3.2.10). В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов (табл. 3.2.6).

Таблица 3.2.6 – Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ

Катего­рия ра­боты с ПЭВМ Суммарное время регламен­тированных перерывов, мин.
    при 8-часовой смене при 12-часо­вой смене
I    
II    
III    

 

Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПЭВМ необходимо орга­низовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием ПЭВМ и без него. При возникновении у работающих с ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъ­ективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований, ре­комендуется применять индивидуальный подход с ограничением времени работы с ПЭВМ. В случаях, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ВДТ (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодиче­ского переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организа­ция перерывов на 10 - 15 мин. через каждые 45 - 60 мин. работы.

 

 

Рисунок 3.2.10 – Виды и категории трудовой деятельности операторов ПЭВМ

 

 

При этом продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 1 ч. При работе с ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 ч), независимо от категории и вида трудовой дея­тельности, продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30%.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения раз­вития позотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений (табл.3.2.3).

Работающим на ПЭВМ с высоким уровнем напряженности, во время регламентированных переры­вов и в конце рабочего дня рекомендуется психологическая разгрузка в специально оборудованных помеще­ниях (комната психологической разгрузки).

Организация занятий с ПЭВМ студентов в учреждениях высшего профессионального образования имеет следующие особенности:

- во-первых, длительность работы студентов на занятиях с использованием ПЭВМ определяется курсом обуче­ния, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий.

- во-вторых, время работы за ПЭВМ зависит от возраста студента. Так, для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 ч, для студентов старших курсов - 2 ч с обязательным соблюдением между двумя академиче­скими часами занятий перерыва длительностью 15 - 20 мин. Допускается время учебных занятий с ВДТ или ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 ч, а для студентов старших курсов до 3 академических часов, при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ, и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.

Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

- проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 мин. работы за ВДТ или ПЭВМ;

- устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 мин.;

- проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязатель­ным выходом из него студентов;

- осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3-4 мин.;

- проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 мин. для снятия локального утомления, ко­торые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости;

- замена комплексов упражнений один раз в 2 - 3 недели.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы возрастной психологии | Способы представления синусоидальных величин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.