КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности
Физическая культура, как отмечалось ранее, структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты материального и духовного труда в сфере физической культуры, а личностная характеризуется результатами деятельности, воплощенной в самом человеке, физической культуре личности. Формирование физической культуры человека может осуществляться с позиций двух основных подходов: 1. Нормативно-механистического, характеризующегося чисто внешней подгонкой личности под усредненные нормы и требования (например, комплекс ГТО). 2. Личностно-гуманистического, проявляющегося в приобщении людей к духовным и материальным ценностям физической культуры. В этом процессе можно выделить три основных компонента: 1.Социально-психологическое воспитание направлено на формирование мировоззрения, ценностных ориентации, мотивов и интересов к активной физкультурно-спортивной деятельности. 2. Интеллектуальное воспитание наполняет человека знаниями, формирующими его общеобразовательную и специальную подготовленность в сфере физической культуры. 3. Телесно-двигательное воспитание нацелено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических кондиций человека и совершенствование его телосложения. Все указанные компоненты должны реализовываться в любом педагогическом процессе, ориентированном на формирование физической культуры личности. В принципиальном плане педагогический процесс можно представить как процесс управления. В общем виде это будет проявляться в том, что педагог (субъект управления) на основании определенной информации оказывает влияние (педагогическое воздействие) на занимающегося (объект управления) для того, чтобы в нем произошли определенные позитивные изменения, направленные на достижение поставленных целей и решение конкретных задач. Данные структурные компоненты имеют место в любом педагогическом процессе. Субъект и объект педагогического процесса в принципе могут оставаться постоянными (например, учитель и ученик в начальной школе). Поэтому, основные отличия между педагогическими процессами различной направленности заключены в их цели, конкретизирующих ее задачах и используемых для решения задач педагогических воздействиях. Помимо этого, общепедагогический процесс характеризуется рядом признаков, среди которых важнейшими являются: • направляющая роль педагога специалиста; • соответствие деятельности педагогическим принципам; • наличие конкретных педагогических задач; • учет индивидуальных особенностей занимающихся. Общие признаки педагогического процесса характерны и для физического воспитания. Но имеются и отличительные особенности: • преимущественное воздействие на двигательные способности человека; • непосредственное создание оздоровительного эффекта. Также, в физическом воспитании выделяют две специфические стороны:
I. Обучение двигательным действиям. II. Развитие физических способностей (качеств). Выделение указанных аспектов физического воспитания в значительной мере условно, поскольку процесс обучения двигательным действиям обязательно сопряжен с развитием тех или иных физических способностей и, наоборот. Но в то же время, оно имеет под собой объективные причины, поскольку процесс обучения двигательным действиям в основном зависит от процессов происходящих в центральной нервной системе, а развитие физических способностей в существенной степени определяется биохимическими сдвигами и морфологическими изменениями в организме.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |