КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экстернальность — интернальность
Ригидность — гибкость познавательного контроля. Когнитивная простота — сложность. Когнитивная сложность определяет дифференцированность и многообразие категорий, с помощью которых субъект классифицирует объекты внешнего мира и социального окружения. Когнитивная сложность определяется количеством оснований классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой-нибудь содержательной области. Когнитивный стиль субъекта может быть разным в различных сферах (например, он может обладать высокой когнитивной сложностью в области спорта и выраженной когнитивной простотой — в сфере межличностного восприятия). В качестве инструмента исследования данного параметра когнитивного стиля Дж. Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (см. Приложение А). Индивиды, характеризующиеся когнитивной простотой, имеют когнитивную систему, в которой неясны различия между конструктами. Для них свойственно игнорировать информацию, которая противоречит их сложившемуся впечатлению о других. Они чрезвычайно просты и не разнообразны в межличностном общении, им трудно увидеть разницу между собой и другими. Те, кто характеризуется когнитивной сложностью, имеет конструктивную систему с четко дифференцированными конструктами. Для них свойственна тенденция кодировать все нюансы и тонкости личности другого человека, включая неизбежные противоречия, они могут с высокой точностью прогнозировать поведение других. Ригидность (от лат. п§гс1и5 — жесткий, твердый) — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности, стиле реагирования, способе решения задач в условиях, объективно требующих перестройки. При высокой степени ригидности субъекты испытывают затруднения в переходе на новый способ решения из-за установочного эффекта предыдущих задач, при низкой — эффективно переключаются на новые способы и виды деятельности. В зависимости от области исследования выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившихся ситуациях, аффективная выражается в косности аффектов, мотивационная — в тугоподвиж-ности системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Данный параметр когнитивного стиля характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним факторам (экстернальность), либо собственным способностям и усилиям (интернальность). По словам С. К. Нартовой-Бочавер, когнитивные стили — это «психологические качества, которые, будучи относимыми в большинстве работ к формально-динамическим свойствам, тем не менее представляются наиболее перспективными в решении проблемы интеграции когнитивных и аффективных процессов, динамического и содержательного в структуре индивидуальности». Индивидуальные особенности когнитивного стиля заключаются в предпочтении тех или иных стратегий и связаны с особенностями нервной системы, типом темперамента, типом сигнальной системы, межполушарной асимметрией, особенностями воспитания, обучения и профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |