Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоицизм. Название школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые сто­ики




Название школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые сто­ики. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона.

Таблица 26 Три периода в истории стоицизма

Название периода Время Крупнейшие представители
Древняя Стоя III—II вв. до н.э. Зенон, Клеанф, Хрисипп
Средняя Стоя II—I вв. до н.э. Панетий, Посидоний
Поздняя Стоя I—II вв. Сенека, Марк Аврелий

Основные труды. До нас дошли только отдельные фрагменты со­чинений стоиков двух начальных периодов. Зато сохранилось большое количество работ Сенеки, важнейшая из которых — «Нравственные письма к Луцилию», и сочинение императора Марка Аврелия «Наеди­не с собой».

Философские воззрения. Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с са­дом или яйцом (схема 30). Так, логика — это ограда сада, деревья — фи­зика, а плоды на деревьях — этика; или скорлупа яйца — логика, бе­лок — физика, желток — этика. Логика, устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логи­ку; жить надо сообразно природе — отсюда необходимо знать физику. Этика — это высшая наука, так как учит нас достойному поведению. Логика и гносеология. Стоики опирались на аристотелевскую ло­гику, обогатив ее своими исследованиями в области языка.

Источник любого знания — ощущения. Накапливаясь в нашей па­мяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сход­ства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым образовывать понятия. Отсюда понятия (общее) не имеют са­мостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи.

Физика. Космос — живое, разумное и материальное целое сфери­ческой формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное — все­проникающий сперматический логос (Бог).

Космология и космогония. Саморазвитие мира происходит цик­лично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все суще­ствующее воспламеняется и становится огнем. В начале нового цикла творческий огонь-логос, содержащий в себе семена всех вещей, порож­дает из себя четыре стихии, а из них — все тела в мире. Космология принимается аристотелевская.

Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с возду­хом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая пронизывает весь мир и связывает его в единое целое.

Логос устраивает мир целесообразно, где все части имеют свое предназначение (телеологизм). Логос же является и природным зако­ном, управляющим мировым развитием и тем самым судьбой, рассмат­риваемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерми­низм). В позднем стоицизме судьба и необходимость отождествляют-:я (фатализм).

Антропология. Человек, как и весь космос, состоит из четырех сти­хий: тело — из Земли и Воды, а душа — из Воздуха и Огня (пневмы). Эгненная часть души — разум — есть часть мирового разума, а iyiua — часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут:уществовать после смерти тела до очередного мирового пожара.

Этика. Конечная цель человеческой жизни — счастье. Счастье "юнимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая кизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, юстигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе, кизнь которого и душевное состояние не зависят от внешних обстоя-'ельств (примером такого мудреца считался Сократ). Стоики разрабо-али ряд аргументов, объясняющих существование в мире зла и тем амым играющих роль теодицеи1 — оправдания Бога.

Аргументы, оправдывающие существование в мире зла

Этический Зло нужно для того, чтобы мудрецы могли упражняться в терпении и добродетели.
Физический Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкива­ется на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога.
Космологический То, что для части является злом, может быть добром для целого.
Логический Если бы не существовало зла, то не было бы и добра.

Судьба учения. Стоицизм сыграл существенную роль в развитии философии эллинистического периода. Ряд его идей вошел в неопла­тонизм, значительное влияние оказал стоицизм (учение о Логосе и этика) на становление христианской философии (схема 32), а затем на средневековую мусульманскую философию. Прослеживается и неко­торое влияние стоицизма на философию Нового времени: на Декарта, Спинозу и др. В XX в. к стоицизму обратился Делёз.

Схема




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.