КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5 методы формирования физической культуры личности
5.1 Исходные понятия: "метод", "методический прием", "методика", "методический подход", "методическое направление". Перед педагогом при решении воспитательно-образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательных действий, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств. Встает вопрос: "Что же следует понимать под методом и какие их разновидности применяются в практике?". Существуют разные определения методов. Чаще всего понятие "метод" определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата соответствующего намеченной цели; как форму освоения учебного материала и др. Несмотря на некоторые различия в понимании категории "метод" можно выделить ряд общих существенных признаков, присущих многим из этих определений: 1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ - это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология его освоения. 2. Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности. 3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др. 4. Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 5. В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий. 6. Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели, т.е. намеченному результату. Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а для решения определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач. Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие "метод" в самой общем виде можно определить следующим образом: МЕТОД - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности. В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия "метод" используется и термин "методический прием". Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Прием - это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов. Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыслах: • в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазания, плавания и т.д.); • в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания - в дошкольных учреждениях в школе, в вузе и пр.). В литературе встречаются также понятия "методический подход" и "методическое направление", которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к "методическому подходу" относит то, что в другом именует "методическим направлением". Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не находит отражения вопрос: "В каких же отношениях между собой находятся данные понятия с понятиями "метод", "методический прием"? На основе изучения литературных источников нами предпринята попытка рассмотреть содержание этих понятий. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздействии педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития. К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный). МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого- то одного доминирующего фактора. К примеру, при создании максимальных силовых напряжений в процессе развития силовых способностей выделяют следующие методические направления: • преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений; • использование предельных отягощений с непредельным числом повторений; • преодолением сопротивлений с предельной скоростью и др. Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении технических приемов или применять физические упражнения при различных состояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движений (на фоне утомления, эмоционального напряжения, при выключении или ограничении деятельности какого-либо анализатора). Наоборот, при частичной перестройке двигательных навыков, совершенствования кинематики и динамики отдельных деталей навыка создаются облегченные условия выполнения технических действий. Все рассмотренные выше понятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Это можно представить в виде соответствующей схемы (Рис. 5.1.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |