Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5 методы формирования физической культуры личности

5.1 Исходные понятия: "метод", "методический прием", "методика", "методический подход", "методическое направление".

Перед педагогом при решении воспитательно-образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной трениров­ки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и про­дуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обуче­ния двигательных действий, развития физических качеств (способностей) и воспи­тания личностных свойств.

Встает вопрос: "Что же следует понимать под методом и какие их разновидности применяются в практике?". Существуют разные определения методов. Чаще всего понятие "метод" определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, за­ранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определен­ного круга задач; как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. си­стему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата соответ­ствующего намеченной цели; как форму освоения учебного материала и др. Несмот­ря на некоторые различия в понимании категории "метод" можно выделить ряд об­щих существенных признаков, присущих многим из этих определений:

1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенап­равленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ - это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология его освоения.

2. Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, ко­торая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последо­вательность которых определяется субъектом деятельности.

3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.

4. Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свой­ствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъек­том воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность уче­ников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

5. В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития лич­ности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов дей­ствий.

6. Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели, т.е. намеченному результату.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод приме­няется, как правило, для решения не одной-двух, а для решения определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.

Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие "метод" в самой общем виде можно определить следующим образом:

МЕТОД - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное приме­нение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигатель­ных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-орга­низатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо по­нятия "метод" используется и термин "методический прием".

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или ино­го метода в конкретной педагогической ситуации.

Прием - это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные дей­ствия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методичес­кие приемы. Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыс­лах:

• в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазания, плавания и т.д.);

• в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм органи­зации занятий (методики физического воспитания - в дошкольных учреждениях в школе, в вузе и пр.).

В литературе встречаются также понятия "методический подход" и "методичес­кое направление", которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к "методическому подходу" относит то, что в другом именует "методическим направлением".

Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не находит отраже­ния вопрос: "В каких же отношениях между собой находятся данные понятия с поня­тиями "метод", "методический прием"? На основе изучения литературных источни­ков нами предпринята попытка рассмотреть содержание этих понятий.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздей­ствии педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной науч­ной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и не­традиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обуче­ния с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: ана­литический (избирательный) и целостный (интегральный).

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это один из путей в методике обучения двига­тельным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на исполь­зование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, по­зволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого- то одного до­минирующего фактора.

К примеру, при создании максимальных силовых напряжений в процессе разви­тия силовых способностей выделяют следующие методические направления:

• преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным чис­лом повторений;

• использование предельных отягощений с непредельным числом повторений;

• преодолением сопротивлений с предельной скоростью и др.

Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении технических приемов или применять физические упражнения при различных состояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движений (на фоне утомления, эмоционально­го напряжения, при выключении или ограничении деятельности какого-либо анали­затора). Наоборот, при частичной перестройке двигательных навыков, совершен­ствования кинематики и динамики отдельных деталей навыка создаются облегчен­ные условия выполнения технических действий. Все рассмотренные выше понятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Это можно предста­вить в виде соответствующей схемы (Рис. 5.1.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Укусы животных | От чего зависит выбор метода?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.