Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, направленные на приобретение знаний

Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.

Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закреплен­ную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фак­тов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точ­ный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом ус­пешность овладения техникой движений.

Методы, направленные на приобретение знаний, условно делятся на 3 группы:

  1. методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации.
  2. методы, связанные с передачей и усвоением печатной инфор­мации.
  3. методы усвоения и использования знаний на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы).

1. Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное из­ложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

Рассказ - это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сооб­щаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники.движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным ма­териалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый пос­ледующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода - строгая система продуман­ных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы яв­ляется разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процес­сов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результа­тов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых - совместным, коллективным.

Описание - это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого уп­ражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Характеристика - это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: "Как делать?". К примеру, вы­полнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.

Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполня­емых движений. Главная особенность этого метода-теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двига­тельной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материа­ла, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: "Зачем это нужно делать?" и "Почему так, а не иначе?".

Разновидностью объяснения являются:

сопроводительные пояснения - лаконичные комментарии и замечания, которы­ми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;

инструктирование - точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых дей­ствий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.

Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осуществля­ется с помощью указания, команд, подсчета, распоряжений, приказа и др.

При передаче, получении и анализе информации в целях оценки и стимулирова­ния результатов учебной деятельности широко применяются различные формы сло­весных оценок: оценочные суждения ("верно", "хорошо"), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, самооценки обучаемых, одобрение, по­хвала педагогом действий занимающихся.

Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо отдель­ных их сторон широко применяется метод "самопроговаривания". Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем "про себя" - во внутрен­ней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках дей­ствия.

Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной трениров ки- Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает каче­ство обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совер­шенствованию двигательных навыков.

Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий называют обычно методами словесной саморегуляции. Они весьма раз­нообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя слов прика­зов,-типа таких, как "сильнее", "выше", "энергичнее" и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обу­чения движениям.

2. Следующая группа методов связана с передачей и усвоением печатной инфор­мации путем работы обучаемых с учебниками, книгами, учебными карточками, про­граммированными пособиями и пр. Эти методы применяются, главным образом, для стимулирования познавательного интереса, активности занимающихся, углуб­ления их знаний в области спортивной техники, методике технической подготовки. Они позволяют получить более полные и достоверные знания о правилах и особен­ностях судейства в каком-то виде спорта, условиях проведения соревнований, воз­можностях эффективного использования того или иного технического приема в этих условиях.

3. И наконец, следующая группа методов усвоения и использования знаний пост­роена на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы). Важную роль здесь играют зрение, кинестезический ана­лизатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприя­тия изучаемого действия. Ощущения и восприятия - это первичный образ о дей­ствии. Они предшествуют представлениям или вторичным, чувственно-наглядным образам. Представления могут возникать в сознании обучаемых при отсутствии не­посредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образного мышления. По мере освоения двигательных действий фор­мируются специализированные восприятия: "чувство снаряда", "чувство мяча", "чув­ство штанги", повышающие сенсорную культуру двигательной деятельности зани­мающихся.

Применение данных методов поднимает эмоциональный настрой, интерес обу­чаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способствует созданию бо­лее яркого и точного сенсорно-перцептивного образа (модели) техники действий, их характеристиках, осмыслению и тщательному анализу структуры и условий его выполнения.

Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слуховые и дру­гие ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формироваться в результате воздействия на обучаемого двух групп, факторов, различающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании.

Одна группа факторов связана с передачей информации, адресованной обучае­мому извне и относящейся к "чужому" исполнению движения. Такой подход к по­знанию движения порождает представление о нем, которое обычно называют "эк­зогенным", т.е. внешнего происхождения.

Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим

исполнителем упражнения. Эти факторы порождают соответственно "эндогенные, т.е. внутренние ощущения, восприятия, представления.

В связи с этим применяются экзогенные или эндогенные способы и приемы со­здания чувственного образа изучаемых упражнений.

В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражне-ния педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем. фотографий, кино и видеомагнитофонных записей, предметных и символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой и т.д.), звуковая и све­товая демонстрация.

Во втором случае применяются методы направленного "прочувствования" дви­жения, содействующие созданию эндогенной "картины движения". В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяю­щих принудительно задавать требуемые параметры движений и тем самым лучше прочувствовать их.

Обучить тонкому дифференцированию отдельных параметров движения можно используя методы "срочной информации". Целесообразно также применять спе­циальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощуще­ний: выполнение упражнений с выключением зрения, использование безнагрузоч­ного напряжения мышц со зрительным контролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экранах векторэлектрокардиоскоп.ов или тактильным контролем "на ощущение".

Для выяснения правильности формирования восприятия техники движений, их характеристик1 педагог должен постоянно получать информацию о них от самих обу­чаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, гра­фической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при пере­движении всего тела в пространстве и времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
От чего зависит выбор метода? | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.