КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Торговая прибыль
Пример Предположим, что сотрудник банка, получавший в месяц 2 тыс. долл., решил уйти и открыть собственное дело: организовать у себя в садовом домике мини-пекарню, так как все равно он в этом домике не жил, а сдавал его на лето знакомым за 1 тыс. долл. В создание мини-пекарни бывший банкир вложил свои сбережения в сумме 10 тыс. долл. После первого года деятельности бухгалтер фирмы представил владельцу следующий отчет о результатах производственно-коммерческих операций (с учетом уплаты налогов): Выручка от продаж – 155 тыс. долл. Издержки – 130 тыс. долл. Прибыль – 25 тыс. долл. Но банкир, будучи человеком экономически грамотным, не удовлетворился радостным сообщением о получении фирмой бухгалтерской прибыли в размере 25 тыс. долл. и сел считать. Его заинтересовало, во что обошлась деятельность фирмы ему самому. Для этого он рассчитал внутренние (неявные) издержки своей фирмы. Эта величина сложилась у него из: 1) потерянного заработка в банке: 2 тыс. долл. за 12 месяцев = 24 тыс. долл.; 2) потерянных доходов от сдачи домика в аренду = 1 тыс. долл.; 3) потерянных доходов от хранения сбережений в банке (что могло обеспечить ему получение 20% на каждый доллар, помещенный в банк) = 2,0 тыс. долл. Таким образом, внутренние издержки составили: 24 + 1 + 2 = 27 тыс. долл. Определив теперь величину экономической прибыли (для чего он вычел из бухгалтерской прибыли общую сумму внутренних затрат), он обнаружил, что, став предпринимателем, не только не увеличил свои доходы, но даже получил на 2 тыс. долл. меньше, чем мог бы, не создай он собственную фирму. Понятно, что карьера предпринимателя теперь будет привлекать его куда меньше и он всерьез задумается о ликвидации фирмы и возвращении в банк. Если записать это в виде уравнений, то получим:
Опираясь на различное понимание прибыли экономистами и бухгалтерами, мы можем прийти к различным выводам относительно положения дел в фирме и перспектив ее развития. А это проблемы, немаловажные для любого владельца фирмы или ее управляющего. Наличие у фирмы бухгалтерской прибыли еще не говорит о том, что у нее есть шансы на успешное развитие в будущем. Ведь эта прибыль может быть равна или даже меньше нормальной прибыли предпринимателя. И если он возьмет эту нормальную прибыль для личных нужд, то у фирмы не останется собственных денежных средств для развития. А значит, перспективы развития станут весьма сомнительными – они теперь будут зависеть только от возможности взять деньги в долг. Если фирма имеет экономическую прибыль, то это уже серьезный признак ее благополучия и перспективности. Ведь это значит, что она работает настолько хорошо, что прибыли хватает и на удовлетворение требований собственника, и на покрытие расходов, на дальнейшее развитие в размерах больших, чем у фирм, имеющих только нормальную прибыль. А чем больше средств вкладывается в развитие фирмы и чем рациональнее они расходуются, тем больше ее шансы победить конкурентов в рекламе, маркетинге, освоении новых товаров или повышении качества уже выпускаемых изделий. Таким образом, чистая экономическая прибыль равна выручке от реализации за вычетом экономических издержек производства (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль). Чистая прибыль – часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Количественно определение чистой прибыли предприятия, вычленением ее из совокупных доходов можно представить схематично (рис. 1):
Рисунок 1. Определение чистой прибыли
Оставшаяся в распоряжении предприятия чистая (нераспределённая) прибыль используется на следующие цели: - расширение и совершенствование собственного производства; - развитие социальной сферы предприятия, решения социальных задач; - материальное поощрение высокопроизводительного труда; - погашение ссуд и уплата процентов по ссудам; - выплата арендной платы; - отчисления на социальное страхование работников и др. Таким образом добиться увеличения прибыли фирма может тремя основными путями: 1) увеличением объёма продаж; 2) повышением цены на товар; 3) снижением издержек производства на единицу продукции. Поэтому в нормальных экономических условиях фирмы должны стремиться к снижению издержек за счет следующих мер: 1) совершенствование технологии и организации своей производственно-коммерческой деятельности; 2) проведение режима жесткой экономии всех средств; 3) повышение производительности труда работников за счет самых действенных методов их поощрения. Фирма в своей практической деятельности выбирает такой вариант максимизации прибыли, который позволяет на данный момент рыночная конъюнктура и собственные возможности. Однако все варианты, связанные с увеличением цены на рынках малопригодны. Поэтому основной путь увеличения прибыли в рыночной экономике – это снижение затрат и увеличение объёма производства. Масса получаемой прибыли – есть главная цель и результирующий показатель деятельности фирмы. Однако этот показатель не даёт представления об эффективности работы предприятия. Так прибыль в 10 тыс. руб. при собственном капитале предприятия в 100 тыс. руб. говорит об эффективной его работе, а та же прибыль при капитале в 1 млн. руб. свидетельствует о низкой эффективности. Для оценки эффективности работы предприятия служит показатель «рентабельность». Рентабельность характеризует конечный результат деятельности фирмы за определённый период и определяется величиной полученной прибыли по отношению к функционирующему капиталу фирмы. Рентабельность отражает эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, показывает степень прибыльности предприятия. Уровень рентабельности измеряется двумя показателями: 1. Показатель нормы прибыли, определяется отношением массы полученной прибыли к сумме основного и оборотного капитала.
Норма прибыли ориентирует фирмы на рациональное использование всех элементов применяемого капитала. 2. Показатель нормы рентабельности. Исчисляется как отношение массы прибыли к себестоимости продукции:
Данный показатель характеризует эффективность текущих затрат. Если норма рентабельности выше нуля, это значит, что фирма не только окупила все издержки производства, но и получила определённую прибыль, на каждый затраченный рубль. Например, в РФ в 2002 году рентабельность в промышленности составляла 12 %. Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли: – величина прибыли (все, что умножает массу прибыли, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса); – структура затрат капитала (предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а следовательно, будет выше ее норма); – скорость оборота капитала (когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге увеличивается эффективность бизнеса); – экономия затрат на средства производства (в результате снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы); – масштабы производства (на практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким: при увеличении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию снижаются. Такой эффект достигается вследствие углубления разделения труда, применения более производительного оборудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности). Образование торговой прибыли прямо связано с особенностями и экономической ролью торгового бизнеса. Еще на начальной фазе капитализма возникли два вида предпринимательства: бизнес в производстве и бизнес в сфере торговли. Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Фирмы-изготовители не содержат сети розничных магазинов по реализации своей продукции. Они быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширить производство. В свою очередь, торговый бизнес сосредоточивает свои усилия на оптовой закупке и продаже товаров через розничную торговлю, создавая сеть универсальных и специализированных магазинов. Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей. Торговый бизнес осуществляется в соответствии с формулой: Д – Т – Д', где Д – денежные затраты на торговую деятельность (на приобретение товаров по оптовым ценам); Т – товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу); Д' – денежная выручка (сумма продаж) от реализации товаров по розничным ценам. Торговая прибыль Пт – разница между суммой продаж и первоначально авансированной на торговое дело суммой: Пт = Д' – Д Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли П'т. П'т = Пт / Д х 100 Норма прибыли торгового капитала – это отношение торговой прибыли к авансированному торговому капиталу, выраженное в процентах. Теперь детально проанализируем торговую прибыль, чтобы затем лучше представить себе то, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат Д на торговый бизнес. Эти затраты (на торговую деятельность) складываются из двух основных элементов: • расходов на закупку товаров по оптовым ценам Ро; • торговых издержек Ст (затрат по организации торгового предприятия). Следовательно, величина авансированного торгового капитала будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех товаров Q по их оптовым ценам Р0 и, во-вторых, торговых издержек: Д = Q х Р0 + Ст В свою очередь, сумма продаж продукции по ее розничным ценам – это произведение количества реализованных товаров Q на их розничную цену Рр: Д' = Q х Рр. Соответственно формула торговой прибыли приобретает следующий вид: Пт = Q х Рр – (Q х Ро + Ст) Очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит от: а) количества реализованных товаров; б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними; в) издержек торговой деятельности. Само собой разумеется, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами. Не все указанные факторы подконтрольны торговому бизнесу. От его деятельности в большой мере зависят торговые издержки. Издержки по организации розничной торговли Ит подразделяются на два вида. Первый вид издержек – прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров: а) затраты на покупку товаров по оптовым ценам; б) транспортные расходы. Второй вид расходов – косвенные (или условно постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции: расходы по содержанию торгового предприятия: заработная плата сотрудников, плата за аренду помещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электричество и т. п.). Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, прямые (переменные) расходы в расчете на один товар не меняются, а косвенные (постоянные) издержки сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность торговых бизнесменов в увеличении объема проданных товаров. Поскольку косвенные расходы в расчете на один товар сокращаются, то торговая прибыль увеличивается. Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к торговым издержкам в расчете на один товар. Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене товара приплюсовывается торговая надбавка. Торговая надбавка Тн покрывает торговые издержки и включает торговую прибыль: Тн = ИТ+ПТ Розничная иена, включающая торговую надбавку, не может устанавливаться чисто произвольно, если иметь в виду нормальные условия торговых сделок. Когда определяются такие условия, важно учитывать два ограничителя при установлении розничных цен: – цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли); – цену покупателя, выше которой он не будет платить за товар. Выводы по 2 вопросу Конечной целью и главным результатом, деятельности фирмы является прибыль. Степень прибыльности фирмы зависит от множества факторов: рационального использования ресурсов, эффективности применяемой технологии, организации – производства и труда, обоснованности принимаемых решений и т.д. Решая задачу повышения прибыльности фирма руководствуется правилом наименьших затрат и правилом максимизации прибыли, используя сопоставление таких величин как предельные издержки, предельный доход и цены ресурсов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |