Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговая прибыль




Пример

Предположим, что сотрудник банка, получавший в ме­сяц 2 тыс. долл., решил уйти и открыть собственное дело: организовать у себя в садовом домике мини-пекарню, так как все равно он в этом до­мике не жил, а сдавал его на лето знакомым за 1 тыс. долл.

В создание мини-пекарни бывший банкир вложил свои сбережения в сумме 10 тыс. долл.

После первого года деятельности бухгалтер фирмы представил вла­дельцу следующий отчет о результатах производственно-коммерческих операций (с учетом уплаты налогов):

Выручка от продаж155 тыс. долл.

Издержки130 тыс. долл.

Прибыль25 тыс. долл.

Но банкир, будучи человеком экономически грамотным, не удовлет­ворился радостным сообщением о получении фирмой бухгалтерской при­были в размере 25 тыс. долл. и сел считать.

Его заинтересовало, во что обошлась деятельность фирмы ему са­мому. Для этого он рассчитал внутренние (неявные) издержки своей фир­мы.

Эта величина сложилась у него из:

1) потерянного заработка в банке: 2 тыс. долл. за 12 месяцев = 24 тыс. долл.;

2) потерянных доходов от сдачи домика в аренду = 1 тыс. долл.;

3) потерянных доходов от хранения сбережений в банке (что могло обеспечить ему получение 20% на каждый доллар, помещенный в банк) = 2,0 тыс. долл.

Таким образом, внутренние издержки составили: 24 + 1 + 2 = 27 тыс. долл.

Определив теперь величину экономической прибыли (для чего он вы­чел из бухгалтерской прибыли общую сумму внутренних затрат), он об­наружил, что, став предпринимателем, не только не увеличил свои до­ходы, но даже получил на 2 тыс. долл. меньше, чем мог бы, не создай он собственную фирму.

Понятно, что карьера предпринимателя теперь будет привлекать его куда меньше и он всерьез задумается о ликвидации фирмы и возвращении в банк.

Если записать это в виде уравнений, то получим:

       
 
 
   

 

 


Опираясь на различное понимание прибыли экономистами и бухгал­терами, мы можем прийти к различным выводам относительно поло­жения дел в фирме и перспектив ее развития. А это проблемы, немало­важные для любого владельца фирмы или ее управляющего.

Наличие у фирмы бухгалтерской прибыли еще не говорит о том, что у нее есть шансы на успешное развитие в будущем.

Ведь эта прибыль может быть равна или даже меньше нормальной прибыли предпринимателя. И если он возьмет эту нормальную прибыль для личных нужд, то у фирмы не останется собственных денежных средств для развития. А значит, перспективы развития станут весьма со­мнительными – они теперь будут зависеть только от возможности взять деньги в долг.

Если фирма имеет экономическую прибыль, то это уже серьезный признак ее благополучия и перспективности. Ведь это значит, что она работает настолько хорошо, что прибыли хватает и на удовлетворение требований собственника, и на покрытие расходов, на дальнейшее раз­витие в размерах больших, чем у фирм, имеющих только нормальную прибыль.

А чем больше средств вкладывается в развитие фирмы и чем рациональнее они расходуются, тем больше ее шансы победить конку­рентов в рекламе, маркетинге, освоении новых товаров или повышении качества уже выпускаемых изделий.

Таким образом, чистая экономическая прибыль равна выручке от реализации за вычетом экономических издержек производства (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль).

Чистая прибыль – часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Количественно определение чистой прибыли предприятия, вычленением ее из совокупных доходов можно представить схематично (рис. 1):

 

 


Рисунок 1. Определение чистой прибыли

 

Оставшаяся в распоряжении предприятия чистая (нераспределённая) прибыль используется на следующие цели:

- расширение и совершенствование собственного производства;

- развитие социальной сферы предприятия, решения социальных задач;

- материальное поощрение высокопроизводительного труда;

- погашение ссуд и уплата процентов по ссудам;

- выплата арендной платы;

- отчисления на социальное страхование работников и др.

Таким образом добиться увеличения прибыли фирма может тремя основными путями:

1) увеличением объёма продаж;

2) повышением цены на товар;

3) снижением издержек производства на единицу продукции.

Поэтому в нормальных экономических условиях фирмы должны стре­миться к снижению издержек за счет следующих мер:

1) совершенствование технологии и организации своей производствен­но-коммерческой деятельности;

2) проведение режима жесткой экономии всех средств;

3) повышение производительности труда работников за счет самых действенных методов их поощрения.

Фирма в своей практической деятельности выбирает такой вариант максимизации прибыли, который позволяет на данный момент рыночная конъюнктура и собственные возможности. Однако все варианты, связанные с увеличением цены на рынках малопригодны. Поэтому основной путь увеличения прибыли в рыночной экономике – это снижение затрат и увеличение объёма производства.

Масса получаемой прибыли – есть главная цель и результирующий показатель деятельности фирмы. Однако этот показатель не даёт представления об эффективности работы предприятия. Так прибыль в 10 тыс. руб. при собственном капитале предприятия в 100 тыс. руб. говорит об эффективной его работе, а та же прибыль при капитале в 1 млн. руб. свидетельствует о низкой эффективности.

Для оценки эффективности работы предприятия служит показатель «рентабельность».

Рентабельность характеризует конечный результат деятельности фирмы за определённый период и определяется величиной полученной прибыли по отношению к функционирующему капиталу фирмы.

Рентабельность отражает эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, показывает степень прибыльности предприятия.

Уровень рентабельности измеряется двумя показателями:

1. Показатель нормы прибыли, определяется отношением массы полученной прибыли к сумме основного и оборотного капитала.

 

 

Норма прибыли ориентирует фирмы на рациональное использование всех элементов применяемого капитала.

2. Показатель нормы рентабельности. Исчисляется как отношение массы прибыли к себестоимости продукции:

 

 

Данный показатель характеризует эффективность текущих затрат. Если норма рентабельности выше нуля, это значит, что фирма не только окупила все издержки производства, но и получила определённую прибыль, на каждый затраченный рубль.

Например, в РФ в 2002 году рентабельность в промышленности составляла 12 %.

Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли:

– величина прибыли (все, что умножает массу прибыли, пря­мо сказывается на степени выгодности бизнеса);

– структура затрат капитала (предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходова­но относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а следовательно, будет выше ее норма);

– скорость оборота капитала (когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге увеличивается эффективность бизнеса);

– экономия затрат на средства производства (в результате снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы);

– масштабы производства (на практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким: при увеличении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию снижаются. Такой эффект достигается вследствие углубления разделения труда, применения более производительного обо­рудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности).

Образование торговой прибыли прямо свя­зано с особенностями и экономической ро­лью торгового бизнеса. Еще на начальной фазе капитализма возникли два вида предприни­мательства: бизнес в производстве и бизнес в сфере торговли.

Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Фирмы-изготовители не содержат сети розничных магазинов по реали­зации своей продукции. Они быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширить произ­водство.

В свою очередь, торговый бизнес сосредоточивает свои усилия на оптовой закупке и продаже товаров через розничную торговлю, создавая сеть универсальных и специализированных магазинов. Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей.

Торговый бизнес осуществляется в соответствии с формулой:

Д – Т – Д',

где Д – денежные затраты на торговую деятельность (на приобретение товаров по оптовым ценам);

Т – товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу);

Д' – денежная выручка (сумма продаж) от реализации товаров по розничным ценам.

Торговая прибыль Пт – разница ме­жду суммой продаж и первоначально авансированной на торговое дело суммой:

Пт = Д' – Д

Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли П'т.

П'т = Пт / Д х 100

Норма прибыли торгового капитала – это отношение торговой при­были к авансированному торговому капиталу, выраженное в процен­тах.

Теперь детально проанализируем торговую прибыль, чтобы затем лучше представить себе то, от каких факторов зависит ее величина. Нач­нем с выяснения первоначальных затрат Д на торговый бизнес. Эти за­траты (на торговую деятельность) складываются из двух основных элементов:

расходов на закупку товаров по оптовым ценам Ро;

торговых издержек Ст (затрат по организации торгового предприятия).

Следовательно, величина авансированного торгового капитала будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех товаров Q по их оптовым ценам Р0 и, во-вторых, торговых издержек:

Д = Q х Р0 + Ст

В свою очередь, сумма продаж продукции по ее розничным ценам – это произведение количества реализованных товаров Q на их розничную цену Рр:

Д' = Q х Рр.

Соответственно формула торговой прибыли приобретает следующий вид:

Пт = Q х Рр – (Q х Ро + Ст)

Очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит от:

а) количества реализованных товаров;

б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними;

в) издержек торговой деятельности.

Само собой разумеется, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами.

Не все указанные факторы подконтрольны торговому бизнесу. От его деятельности в большой мере зависят торговые издержки.

Издержки по организации розничной торговли Ит подразделяются на два вида.

Первый вид издержекпрямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров:

а) затраты на покупку товаров по оптовым ценам;

б) транспортные расходы.

Второй вид расходовкосвенные (или условно постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции: расходы по содержанию торгового предприятия: заработная плата сотрудников, плата за аренду помещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электричество и т. п.).

Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, прямые (переменные) расходы в расчете на один товар не меняются, а косвенные (постоянные) издержки сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность торговых бизнесменов в увеличении объема проданных товаров. Поскольку косвенные расходы в расчете на один товар сокращаются, то торговая прибыль увеличивается.

Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к торговым издержкам в расчете на один товар.

Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене товара приплюсовывается торговая надбавка. Торговая надбавка Тн покрывает торговые издержки и включает торговую прибыль:

Тн = ИТТ

Розничная иена, включающая торговую надбавку, не может устанавливаться чисто произвольно, если иметь в виду нормальные условия торговых сделок. Когда определяются такие условия, важно учитывать два ограничителя при установлении розничных цен:

цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);

цену покупателя, выше которой он не будет платить за товар.

Выводы по 2 вопросу

Конечной целью и главным результатом, деятельности фирмы является прибыль. Степень прибыльности фирмы зависит от множества факторов: рационального использования ресурсов, эффективности применяемой технологии, организации – производства и труда, обоснованности принимаемых решений и т.д. Решая задачу повышения прибыльности фирма руководствуется правилом наименьших затрат и правилом максимизации прибыли, используя сопоставление таких величин как предельные издержки, предельный доход и цены ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.