Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличия современных затворов от своего прародителя не так уж велики

Читайте также:
  1. RISC и CISC-архитектуры процессоров. Преимущества и недостатки. Примеры современных процессоров с RISC и CISC-архитектурой.
  2. Административные системы современных государств
  3. Базы данных – основа современных CASE – технологий
  4. В какой мере эффект опыта отличается от эффекта масштаба? Это разные эффекты, даже если на практике их и трудно различить. Их главные отличия в следующем.
  5. Виды приобретенного иммунитета. Механизм осуществления иммунологической реактивности. Принципиальные отличия иммунологической реактивности от неспецифической резистентности
  6. Виды современных компьютеров
  7. Вознесённые Владыки говорят через своего Посланника Элизабет Клер Профет.
  8. Вопрос 1. Задачи, функции и структура PR-служб в современных органах государственного и муниципального управления
  9. Вопрос 1. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем
  10. Вопрос 10.1: Возникновение научного мировоззрения как снятие спекулятивно философского мировоззрения и отличия науки от спекулятивной философии.
  11. Вопрос 11: Научная философия, ее место в составе научного мировоззрения и отличия от спекулятивной философии.
  12. Вопрос 9: Отличия спекулятивной философии от мифологии.

Во-первых, шторки переориентированы на короткую сторону кадра (движутся не справа налево, а сверху вниз).

Во-вторых, прорезиненная ткань заменена либо металлической (латунной) гофрированной лентой, впервые примененной в немецких камерах Contax, либо набором подвижно скрепленных лепестков - ламелей, выполненных из легких (для снижения массы) сплавов или углепластика.

Модификация шторно-щелевого затвора - ламельный затвор. Это компромиссная технология. Экспозиция производится, как и в шторном затворе, щелью, образуемой металлическими ламелями. Но сами ламели не собраны в шторку, а закреплены в одном узле, то есть при срабатывании поворачиваются, а не движутся одна за другой. Таким образом, ламельный затвор имеет много общего и с шторно-щелевым, и с центральным затвором, но по характеристикам все же ближе к первому.

Вместо пружины, которая перемещает шторки в классическом затворе Барнака, в современных камерах применяются электромагниты. Их преимущество - высокая точность отрабатывания выдержек, недостаток - невозможность работы камеры без элементов питания. Поэтому в профессиональных фотоаппаратах чаще используют механические затворы, дополненные различными механизмами "мягкого" спуска и электронного контроля выдержек...

Что больше всего напоминает старая и поистине вечная Leica, когда мы берем эту камеру в руки? Наверное... револьвер. И хорошие механические часы.

С револьвером этот фотоаппарат роднит слаженная работа механики. Но почему - часы? Возможно, потому, что взвод затвора и перевод кадра (транспортировка пленки) производится заводной головкой, как у часов. Правда, самые первые Leica и ее последователи имели отдельные, не совмещенные механизмы взвода затвора и транспортировки пленки. Оскар Барнак следовал устоявшейся традиции - в популярных на тот момент пластиночных камерах перематывать было попросту нечего. Кстати, курковый взвод появился уже после Барнака. Головка взвода долго "сопротивлялась", но, в конце концов, уступила место удобному и быстрому взводу специальным рычагом, которым фотограф одномоментно и перематывал пленку на следующий кадр, и взводил пружину затвора.

Наконец, механизм фокусировки, примененный Барнаком в фотоаппарате Leica. Все современные камеры, если они не снабжены объективом с фиксированным фокусом, наследовали механизм фокусировки у этого славного немецкого прародителя. Классический дальномер - это два визира в одном окуляре. Вспомогательный визир передает изображение посредством зеркала, которое через рычаг поворачивается при выдвижении оправы объектива - во время наводки на резкость. Совмещение двух картинок в одну (устранение двойного изображения) и есть процедура фокусировки. Точность обеспечивается специальной юстировкой, в те времена - ручной индивидуальной, в наше время - соблюдением технических допусков при массовом производстве.



Первые дальномеры были вынесены за пределы штатного видоискателя. В распоряжении фотографа было два окуляра. Через один он наводил резкость, через второй компоновал кадр. Затем оба оптических устройства были совмещены. Площадь вспомогательного визира была уменьшена, зона наводки на фокус сократилась до небольшого участка в центре окна видоискателя. Это повысило оперативность съемки.


Рис. 1.16. Дальномер

Любопытно, но дальномер Барнака также применяется в современной аппаратуре, в том числе и цифровой. Правда, не в классическом виде, но основные принципы остаются неизменными.

Подробней об устройстве механизмов фокусировки объектива поговорим отдельно, пока же в качестве примера нетленности находок Оскара Барнака кратко обозначим применяемые сегодня системы фокусировки фотоаппаратов.

В современных цифровых и пленочных камерах используются две технологии - активная и пассивная. Активная фокусировка - это классический дальномер с моторным приводом и инфракрасным светодиодным прожектором. Пассивная фокусировка (контрастного типа) применяется в зеркальных фотоаппаратах. Кинематическая схема пассивного дальномера выглядит проще, но светочувствительный элемент (обычно не один, а целая матрица из подобных элементов) и электронная схема управления сложнее. Логическая электронная схема фотоаппарата дает команду моторному приводу фокусировочного механизма объектива на выбор расстояния фокусировки. Как только контраст изображения на датчиках, установленных на пентапризме, достигает максимума (а следовательно, максимальным становится и ток на выводах светочувствительных элементов), фотоаппарат "делает вывод", что фокус наведен. При недостаточном освещении на помощь пассивному автофокусу приходят лампы подсветки - встроенный в корпус фотокамеры прожектор или встроенная вспышка. Прожектор включается на короткое время, вспышка дает серию маломощных засветок. Этого вполне достаточно для срабатывания механизма автоматической фокусировки даже в полной темноте.

Кроме описанных схем автоматической фокусировки есть множество различных вариантов, например, ультразвуковая фокусировка. Это та же активная автофокусировка, но вместо инфракрасного луча здесь используются излучаемые камерой ультразвуковые волны. В фотоаппаратах для общего применения подобные схемы используются редко, поскольку точность ультразвукового дальномера невысока.

Кстати, принцип измерения яркости светового потока используется и в экспонометрических системах автоматических камер. Но во времена Барнака подобные устройства (экспонометры) только проектировались...

Обладатели классических Leica - счастливые люди. Они могут себе позволить купить одну из самых дорогих малоформатных камер, либо владеют экземпляром старого фотоаппарата, который до сих пор работает (неработающая Leica, когда бы она ни была выпущена, такая же редкость, как не умеющая плавать рыба).

Даже в наши дни, когда пленка стремительно выходит из обращения, фотоаппарат Leica остается мечтой многих фотографов, предметом коллекционирования и даже поклонения. Дело, конечно, не только и не столько в высокой надежности и долговечности этой камеры. Секрет неугасающей востребованности фотоаппарата Оскара Барнака в том, что Leica редчайший пример того, как специализированное устройство вполне прикладного назначения превратилось в подлинный предмет искусства.

 


Лекция: От пленки к "цифре"

На первый взгляд преимущества цифровой фотографии перед фотографией традиционной не вполне очевидны. Но на самом деле это настоящая революция в светописи, полностью устраняющую само понятие старения оригиналов снимков. Кроме этого цифровые методы фиксации изображений сделали фотографию поистине массовой.

Как это ни удивительно, родоначальницей цифровой фотографии стала не "фотографическая" компания, а электронный гигант Sony. Именно в недрах лабораторий Sony в начале восьмидесятых годов двадцатого века родился проект Mavica, в котором были сформулированы, а затем и реализованы основные принципы цифровой фотографии, в основе своей оставшиеся незыблемыми до сих пор.

В чем принципиальное отличие цифровой фотографии от фотографии пленочной? В способе регистрации и хранения изображений. Традиционная фотография фиксирует изображение в аналоговом виде. Свет, проходящий через объектив и сфокусированный на поверхности пленки, вызывает изменение оптической плотности солей серебра светочувствительной эмульсии. Степень потемнения эмульсии соответствует уровню засветки. То есть светочувствительный элемент пленки - зерно галогенида серебра - изменяет свои характеристики пропорционально экспозиции.

Для получения окончательного результата съемки - готового отпечатка - пленку подвергают химической обработке, то есть проявлению, закреплению, промывке и сушке. Пленка в традиционной фотографии - это промежуточный носитель информации. При этом изображение на фотопленке после проявки становится видимым, но негативным и зеркально обращенным.

Далее с пленочного негатива изображение переносят на фотобумагу посредством повторной экспозиции. Через увеличитель или станок для контактной печати негативное изображение проецируется на поверхность светочувствительной фотобумаги. Затем проэкспонированная бумага проявляется, фиксируется, промывается и просушивается. Этот процесс практически идентичен процессу обработки фотопленки. Фотобумага в данном случае становится окончательным носителем информации…

Эта, казалось бы, элементарно простая технология получения фотоизображений на самом деле слишком сложна. Многоступенчатая обработка еще не самый большой ее минус. Основной недостаток традиционной фотографии в том, что в ней используются разнородные и несовместимые ни с чем носители информации.

Попробуйте, к примеру, проиллюстрировать обычное письмо какой-нибудь "бумажной" фотографией. Способ лишь один - наклеить фотоотпечаток на лист бумаги, на котором написано это письмо (то есть попытаться совместить два принципиально несовместимых носителя информации)… А если речь идет о печатном издании? А о видеофильме, который необходимо дополнить фотоизображениями (да еще и специальным образом трансформированными)?

Далее - хранение снимков. Мы привыкли к тому, что личный или семейный фотоархив хранится в виде фотоальбома - бумажной книги с вклеенными в него (или закрепленными каким-либо иным образом) фотоотпечатками. Но иногда возникает необходимость восстановить утраченные или испорченные временем снимки. Без повторной печати здесь не обойтись. Поэтому мы вынуждены хранить еще и архив пленочных негативов.

Сохранность проявленной фотопленки, как, впрочем, и бумажных фотоотпечатков, зависит от двух факторов - от физических характеристик самой пленки (или бумаги) и от соблюдения технологии ее химической обработки.

Старые негативные пленки имели целлулоидную подложку. Со временем целлулоид подложки обезвоживается и становится ломким. Старые негативы очень трудно сохранить неповрежденными.

Весьма непросто обстоит дело и с сохранностью эмульсии. Изготовленная на основе желатина эмульсия также подвержена высыханию. Кроме того, эмульсия старых пленок и бумаги склонна к изменению цвета - с годами она желтеет.

В современных фототехнических материалах проблема долговременного хранения негативов и готовых снимков в значительной степени решена. Подложка пленки изготавливается из долговечного лавсана и иных искусственных материалов, эмульсионный слой пленки защищен лаком, а бумаги - полимерным покрытием. Но это не снимает проблемы механических повреждений негативов. Пленку можно поцарапать, испачкать, повредить растворителями и так далее.

Еще одно неприятное свойство архива пленочных негативов - его абсолютная нефункциональность. Что такое архив негативов? Пыльные коробки с отснятыми пленками, которые хранятся где-нибудь в шкафу и не используются никак. Негативы нужны лишь в качестве страховой копии альбомных фотоотпечатков, это единственное их предназначение. А место в пространстве наших домов и офисов они занимают (и немалое, если фотолюбитель снимает более-менее активно, и огромное, если речь идет о редакции периодического издания или о специализированном архиве).

Главное достоинство цифровой фотографии в том, что отснятые изображения сохраняются в виде цифрового кода. Цифровой фотоснимок - это некий объем оцифрованной информации, которая может использоваться совместно с цифровыми данными любого другого типа, например, с текстовыми. Компьютер считывает цифровые данные с носителя информации и строит на экране монитора изображение, идентичное тому, что было зафиксировано светочувствительным сенсором фотоаппарата в момент съемки.

Цифровые фотографии хранятся в памяти компьютера или на носителях в виде графических файлов стандартных типов. Это позволяет унифицировать снимки, сделав их совместимыми с любыми компьютерами, печатающими устройствами, другими цифровыми фотоаппаратами. К примеру, снимки, полученные при помощи одного фотоаппарата, можно переписать на карту флэш-памяти, перенести на другой фотоаппарат и просмотреть их на его встроенном контрольном дисплее. Ясно, что потребности в подобной процедуре не возникает (а сама возможность существует только теоретически, поскольку каждому снимку компьютер фотоаппарата присваивает уникальное имя и работает только с ним). Гораздо чаще нам приходится переносить цифровые фотографии с компьютера на компьютер, в том числе и на карманный, или распечатывать на разного рода печатающих устройствах. И то, и другое не вызывает проблем именно по причине того, что снимки хранятся в виде стандартных графических файлов.

Процесс оцифровки изображения цифровым фотоаппаратом выглядит следующимобразом. Световой поток фокусируется объективом (таким же, как и в пленочном фотоаппарате) на поверхности матрицы микроскопических полупроводниковых светочувствительных элементов. В момент срабатывания затвора или запуска электронного механизма мгновенного считывания состояния матрицы (последнее применяется в камерах начального уровня) компьютер фотокамеры фиксирует состояние засвеченных элементов. При этом аналого-цифровой преобразователь (АЦП) фотоаппарата преобразует электрические потенциалы каждого элемента в набор цифровых сигналов (логических нулей и единиц). Информация фиксируется в дискретном виде - засвечен элемент матрицы или не засвечен. Затем оцифрованное АЦП изображение записывается в память фотоаппарата.

Это предельно упрощенная схема работы цифровой камеры, дающая лишь общее представление о принципиальных различиях между традиционной пленочной и цифровой фотографией. Но и она показывает, что усложнение технологии фиксации изображения на самом деле приводит к значительному упрощению его дальнейшей обработки и повышению точности работы фотоаппарата.

Сначала обратимся именно к точности. От чего зависит техническое качество пленочного снимка? По всей видимости, от конструкции самого фотоаппарата (его объектива и затвора), правильной установки экспозиционных параметров и, самое главное, от характеристик и качества изготовления применяемых фотоматериалов.

Светочувствительный слой негативной фотопленки состоит из зерен галогенидов серебра, равномерно распределенных в толще эмульсии. Однако величина и форма зерен не идентичны - даже при современном уровне технологий достичь этого невозможно. Следовательно, некоторые зерна галогенидов обладают более высокой светочувствительностью (поскольку в них больше солей серебра), другие - меньшей. Значит, и степень фиксации засветки на разных участках эмульсии будет хоть незначительно, но отличаться.

Затем наступает очередь самого вещества эмульсии. Полив эмульсии на подложку пленки осуществляется специальной машиной. Скорость протяжки прозрачной лавсановой ленты постоянна, но не абсолютна. А сопла, из которых эмульсия вытекает на подложку, могут менять пропускную способность - засоряться, находиться в различных температурных режимах (сотые доли градуса, и эмульсия становится чуть более жидкой или вязкой). И так далее… Все это укладывается в нормы технологических допусков, но убеждает в том, что никакая фотопленка не способна давать при экспонировании абсолютно идентичные результаты даже в области кадрового окна фотоаппарата, не говоря уже обо всей поверхности ролика пленки.

В отличие от фотопленки светочувствительная матрица цифрового фотоаппарата фиксирует дискретные значения засветки. То есть там, где зерно галогенида серебра может иметь разную степень затемнения, элемент матрицы выдаст точную информацию - есть засветка элемента или нет. И матрица, таким образом, работает гораздо точнее, чем эмульсия фотопленки. Но только теоретически. На практике конкурировать с фотопленкой светочувствительному сенсору цифрового фотоаппарата пока трудно.

Дело в том, что самый миниатюрный светочувствительный элемент цифровой матрицы оказывается намного крупней зерна галогенида серебра самой крупнозернистой фотопленки. Сам элемент - это полупроводниковый прибор с вмонтированными в него проводниками. Обеспечить такую степень миниатюризации, чтобы элемент сенсора был хотя бы сравним с зерном фотоэмульсии по величине, современные технологии пока не в состоянии.

Это первая причина. Вторая причина кроется в способах получения цветного изображения. На фотопленке цветное изображение строится при помощи трех (иногда более) светочувствительных слоев, каждый из которых отделен от предыдущего окрашенным прозрачным слоем, выполняющим функции светофильтра. На светочувствительности и величине зернистости пленки это сказывается мало (хотя величина зерен галогенидов в глубинных слоях эмульсии должна быть больше, чем в слоях наружных - для обеспечения равномерной цветочувствительности).

В цифровом сенсоре для получения цветного изображения используются, в основном, два способа. В более совершенных цифровых камерах профессионального уровня (в специальных фото и в большинстве массовых и профессиональных видеокамер высокого уровня) применяются три раздельные матрицы, каждая из которых снабжена светофильтром базового цвета - красным, зеленым, синим. Матрицы располагаются под углом друг к другу. Лучи света, проходящие через объектив, преломляются специальной призмой и делятся на три потока, каждый из которых экспонирует "свою" матрицу. На основе трех базовых цветовых каналов электроникой камеры и строится полноцветное изображение.

В большинстве цифровых фотоаппаратов применяется иная технология. Поток сфокусированного объективом света проходит через массив цветных светофильтров так называемой "цветовой модели Байера". В этой системе красные, зеленые и синие фильтры расположены в шахматном порядке, а количество зеленых фильтров в два раза больше, чем красных или синих. При этом красные и синие фильтры расположены между зелеными. Большее количество зеленых фильтров обусловлено тем, что наши глаза более чувствительны к зеленому цвету.

Массив фильтров состоит из множества микроскопических светофильтров, каждый из которых взаимодействует с одной ячейкой светочувствительной матрицы. То есть можно сказать, что каждый элемент цветного изображения (пиксель) состоит из трех субэлементов. Но при этом разрешение сенсора не уменьшается втрое, поскольку изображение строится на основе механизмов интерполяции, то есть с учетом яркости (интенсивности генерируемого ячейками электрического сигнала) всех элементов.

В фотоаппаратах с сенсорами ПЗС (CCD) формирование цветного изображения строится в специальном устройстве после преобразования аналогового сигнала в цифровой сигнал. В фотоаппаратах с сенсорами архитектуры КМОП (CMOS) смешение цветов может производиться непосредственно в самом сенсоре. Но и в том, и в другом случае, повторим еще раз, цветное изображение строится по специальным математическим алгоритмам методом интерполяции - то есть с учетом яркости соседних элементов каждого из базовых цветов.

Сенсоры цифровых фотоаппаратов проигрывают фотопленке по множеству параметров. Сенсоры имеют небольшой динамический диапазон (число различимых градаций между абсолютно белым и абсолютно черным), склонны к цветовым шумам (ореолам вокруг границ, разделяющих элементы изображения с большим перепадом яркости, например, вокруг фигур, снятых на освещенном фоне), имеют невысокую светочувствительность (обычно около 50-100 единиц ISO). Наконец, физический размер наиболее распространенных сенсоров меньше, чем стандартный для узкой пленки размер кадрового окна 24х36 мм.

Последний параметр - физический размер - имеет принципиально важное значение. Аргумент элементарно простой - на большей площади кадра умещается большее количество светочувствительных элементов, зерен галогенида серебра или электронных элементов сенсора. Чем больше светочувствительных элементов, тем больше мелких деталей изображения будет зафиксировано фотоаппаратом. И тем больше будет разрешение снимка, позволяющее увеличивать фотографии при печати без видимой потери качества.

В истории фотографии известны случаи попыток введения новых стандартов на узкую пленку. В тридцатые годы прошлого века в Латвии был выпущен сверхкомпактный фотоаппарат Minox, предназначенный для съемки на 16-миллиметровую неперфорированную негативную пленку. Фотоаппарат имел специальное назначение (он применялся в разведке) и получился очень удачным. В шестидесятые-семидесятые годы в СССР выпускались его функциональные аналоги - фотоаппараты "Нарцисс" и "Киев-Вега". Современные варианты 16-мм фотоаппаратов выпускаются швейцарской фирмой Minox и сегодня, но только в качестве миниатюрных копий классических камер Leica, предназначенных для коллекционеров и любителей такого рода техники.

16-миллиметровый формат пленки не прижился потому, что площадь кадра была недостаточной для печати бумажных снимков размером больше, чем 9х12 сантиметров. Даже сегодня, когда цветная негативная пленка крупнейших мировых производителей имеет максимальную, приближающуюся к теоретическому пределу, разрешающую способность, 16-миллиметровый формат для получения отпечатков нормального размера явно недостаточен (хотя подобная пленка выпускается и продается в небольших количествах под той же маркой Minox).

Этот пример показывает значимость такой характеристики, как размер кадрового окна, а в цифровом фотоаппарате - светочувствительного сенсора.

Положение усугубляется еще и тем, что матрица цифрового фотоаппарата используется не полностью. Область кадрового окна занимает большую часть центральной области сенсора, но крайние ряды элементов сенсора в фиксации изображения не участвуют, выполняя служебные функции (поэтому говорят о полном и эффективном значениях разрешения матрицы).

Не следует забывать и о "врожденных пороках" светочувствительных сенсоров, в частности, о "битых пикселях". В процессе массового производства изготовить стопроцентно работоспособную матрицу практически невозможно. Каждый элемент сенсора имеет настолько малые размеры, что начинают сказываться особенности молекулярного строения применяемых материалов. Несколько молекул газа, проникшего в область пограничного слоя полупроводника, способны вывести светочувствительный элемент из строя. В результате сенсоры всех цифровых фотоаппаратов имеют несколько неработающих светочувствительных элементов. Но без специальных тестовых операций обнаружить эти пороки трудно, поскольку единичные неработающие элементы по краям кадрового окна незаметны, а сенсоры с "битыми" элементами в группах отбраковываются на заводе.

Еще одно несомненное преимущество цифровой фотографии состоит в простоте обработки готовых снимков. Для занятий творческой фотографией обладателю пленочной камеры придется обзавестись необходимым оборудованием - проявочной машиной (или набором бачков и ванночек), увеличителем, набором реактивов и самой темной комнатой. Что практически равнозначно приобретению в личное пользование всего комплекса оборудования мини-лаборатории (которые, как мы уже говорили, изживают себя, уступая место цифровым мини-лабам). Либо… все же сменить пленочную камеру на цифровой фотоаппарат и персональный компьютер.

Именно персональный компьютер является фотолабораторией для цифровой фотографии. Сам фотоаппарат при этом можно рассматривать как очередное периферийное устройство для ПК, трехмерный сканер с возможностью удаленного и автономного функционирования.

Но в последние годы фотолюбители получили более широкие возможности. Помимо услуг специализированных лабораторий или приобретения персонального компьютера, они могут приобрести небольшой и недорогой принтер для прямой печати снимков. Речь о сублимационных и струйных цветных принтерах, рассчитанных на фиксированный формат отпечатка (обычно 10х15 см и, в качестве опции, меньше). Впрочем, эти недорогие печатающие устройства приобретаются чаще всего не вместо компьютера, а в дополнение к нему - в качестве портативного принтера, позволяющего получать фотоотпечатки, когда компьютер недоступен. Если же использовать только пару "фотоаппарат - принтер" и попытаться обойтись без компьютера, то фотолюбитель получит более дорогой аналог услуг мини-лаборатории, работающей с пленочными негативами. Набор инструментов для обработки снимков будет чуть расширен (станут доступными экспокоррекция при печати, исправление цветовых искажений и, возможно, небольшое масштабирование), но для творчества останется явно недостаточным.

Наконец, еще об одном очевидном преимуществе цифрового фотоаппарата перед пленочным. Любая современная цифровая камера оснащена цветным дисплеем. И это замечательный инструмент для обучения азам фотографии и совершенствования мастерства, который трудно переоценить.

Только что отснятый кадр выводится на встроенный в камеру экран. Снимок можно увеличить, чтобы разглядеть детали. Можно оценить правильность выбора экспозиционных параметров и композиционное решение. Если фотограф чем-то не удовлетворен, переснять кадр можно тут же, не дожидаясь лабораторной обработки и распечатки на бумаге. Согласитесь, лучшего фотоаппарата для обучения не найти. Даже с очень качественным пленочным фотоаппаратом начинающий фотолюбитель не получит ни малейшего представления о том, ошибся ли он только что, сняв любопытный кадр, насколько снимок оказался удачным, что следует изменить, дабы не допустить подобных ошибок в будущем. Вспомнить обстоятельства съемки потом, когда мини-лаборатория отпечатает готовые фотографии, очень непросто. Особенно если в лабораторию сдается несколько пленок скопом (как обычно и случается).

Другое важное достоинство встроенного контрольного дисплея - возможность его использования в качестве электронного видоискателя, функционального аналога матового стекла. Этот изрядно забытый инструмент - матовое стекло - применялся в пластиночных и зеркальных одно- и двухобъективных среднеформатных камерах для точного построения кадра. В принципе, пользоваться контрольным дисплеем цифрового фотоаппарата, как видоискателем, даже удобней, поскольку классическое матовое стекло дает перевернутое изображение.

Дисплей способен функционально заменить и видоискатель узкопленочных зеркальных фотоаппаратов со встроенной оборачивающей пентапризмой. Изображение на контрольном экране цифрового фотоаппарата соответствует изображению, которое фиксируется светочувствительным сенсором. То есть фотограф видит на экране именно то, что будет отснято. Очень удобно для макросъемки и съемки через микроскоп.

Более того, в компактных и ультракомпактных камерах начального и среднего уровня, в просьюмерских аппаратах, предназначенных для творческой съемки и даже в таких полупрофессиональных "ультразумах", как Sony DSC-R1, электронный цветной дисплей используется в качестве основного и единственного видоискателя. Хотя в зеркальных цифровых камерах (и в этом их несомненное достоинство) используется исключительно оптический видоискатель реального изображения, а контрольный дисплей используется лишь для просмотра готовых снимков и для управления камерой посредством системы экранных меню.


Условная классификация цифровых фотоаппаратов

 

Цифровые фотоаппараты, как совсем недавно фотоаппараты пленочные, по своему назначению подразделяются на несколько групп. В самом "низу" - дешевые и простые автоматические "компакты" или "мыльницы" (их назвали так потому, что корпуса этих камер и в самом деле напоминают пластмассовые мыльницы). Однако, параллель с пленочными автоматическими камерами здесь довольно условная.

Любая простейшая пленочная "мыльница" и цифровой фотоаппарат начального уровня это далеко не одно и то же. Начнем с того, что цифровой фотоаппарат устроен намного сложней пленочного "аналога". Его светочувствительным элементом, заменившим пленку, является сенсор - светочувствительный датчик, состоящий из сотен тысяч и миллионов (количество зависит от класса камеры) микроскопических элементов, собранных в прямоугольную плоскую матрицу. Каждый элемент можно сравнить с крупинкой галогенида серебра фотопленки. Только изображение здесь строится по совершенно иным физическим принципам.

Далее - в цифровой камере работает мощный компьютер, который устанавливает экспозицию (выдержку и диафрагму), преобразует электрические сигналы, получаемые с матрицы, в цифровой код, управляет всеми узлами фотоаппарата.

Наконец, оптика. В дешевых пленочных "мыльницах" очень часто устанавливали простой объектив, линзы которого были изготовлены из пластмассы. Пластиковая оптика встречается и в цифровых камерах начального уровня. Но совсем примитивных оптических схем, как и оптики невысокого качества, здесь не встретишь. Какой смысл устанавливать за примитивной пластиковой линзой дорогой высокотехнологичный сенсор?..

Еще четыре-пять лет назад классификация цифровых камер начиналась с недорогих (до 100 долларов) цифровых фотоаппаратов с сенсорами CMOS, имеющими разрешение VGA - 350 тысяч элементов (пикселей). Но этот класс аппаратуры сошел со сцены прямо на наших глазах. Сегодня он полностью вытеснен недорогими сотовыми телефонами с такими же сенсорами VGA и такой же простой оптикой.

Эти камеры - первая жертва развития цифровых фототехнологий. Но дело они свое сделали, став стартовой площадкой для камерофонов и задав начальный уровень цифровых фотоаппаратов. Дело в том, что эти дешевые камеры (вспомним марки - Aiptek, Agfa, Volkano и так далее) воспринимались, скорее, как игрушки, нежели серьезная замена пленочному фотоаппарату. Так оно, в принципе, и было. Сделать технически совершенный снимок простой камерой было невозможно (как невозможно сделать его сотовым телефоном с сенсором VGA).

Но сегодняшние простые камеры вовсе не так просты, как кажутся (особенно, если судить об их оснащенности по ценникам). Это полноценные фотоаппараты, которыми можно делать очень неплохие снимки. Даже в руках не самого умелого фотолюбителя цифровая камера начального уровня будет уже не игрушкой, а самым что ни на есть фотоинструментом. И технический уровень современных цифровых фотоаппаратов можно смело сравнить с уровнем дальномерных и автофокусных пленочных фотоаппаратов недавнего прошлого, относящихся к средней ценовой категории.

Об особенностях устройства цифровых "мыльниц" поговорим чуть ниже. Пока же об отличиях внутри этой группы. Зайдя в магазин цифровой техники, легко заметить, что компактные цифровые фотоаппараты очень по-разному стоят. Среди них есть демократичные модели, продающиеся за 120 долларов и есть миниатюрные камеры за 400-500 и более долларов. Откуда эта разница в цене? В чем тут дело?

Может показаться, что главная причина - разрешение сенсора. Это и так, и не так одновременно. Дело в том, что камеры всех ценовых групп стремятся (не сами камеры, конечно, а их конструкторы и производители) к увеличению разрешения. И сегодня 120-долларовая "мыльница" может иметь сенсор разрешением в 4 или 5 мегапикселей, а камера за 500 долларов - сенсор 6-ти или 7-мегапиксельного разрешения. Разница совсем невелика. И можно надеяться, что в ближайшем будущем эта разница станет либо еще меньше, либо вовсе исчезнет.

На самом деле цена камеры зависит от множества факторов. Помимо сенсора - а в дешевые камеры встраивают обычно сенсоры предыдущего поколения, в то время, как дорогие компакты оснащают сенсорами новейших разработок (а это и разрешение, и светочувствительность, и динамический диапазон и множество других характеристик, о которых обязательно поговорим) - фотоаппарат еще содержит в себе высококачественную светосильную оптику, быстродействующий процессор обработки изображений (тот самый компьютер, который мы уже упоминали), электромеханический затвор (простейшие камеры VGA, которых уже не встретишь в магазинах, и фототелефоны затвора не имеют вовсе). Плюс материал корпуса, аккумулятор, плюс яркий цветной дисплей. Вот и набегают немалые деньги. Не будем забывать и о том, что в стоимость новейших моделей входят расходы на перспективные разработки и научные изыскания. Цифровая фотография - одна из наиболее наукоемких отраслей, требующая постоянных финансовых вливаний и интенсивных научных исследований.

Вот и получается, что в группу цифровых "компактов" можно включить и недорогие фотоаппараты, и камеры уровнем повыше... В чем отличия? Их множество. Одно из основных - размеры камеры. Фотоаппараты начального уровня компактны, но не миниатюрны. Это обусловлено и конструкцией объектива, и спецификой автономного питания. В этих фотоаппаратах в качестве источника питания используются стандартные никель-металлгидридные аккумуляторы формата АА (так называемые "пальчиковые"). В комплект самых дешевых камер они не входят - фотоаппараты комплектуются "пробными" щелочными элементами, которые мы называем "алкалиновыми батарейками". С этими элементами камера работает плохо. Щелочной элемент не способен долгое время отдавать большой ток, а энергопотребление фотоаппарата таково, что в некоторые моменты он потребляет ток силой в 1 и даже в 2 ампера (и больше, не будем забывать про энергоемкий конденсатор встроенной вспышки, яркий дисплей с лампой подсветки и сам сенсор). В результате элементы разряжаются быстро и в самый неподходящий момент. Предсказать время разряда невозможно. Но после короткого "голодного обморока" алкалиновые элементы восстанавливают свою энергоемкость и могут служить некоторое время источником питания - до следующего непредсказуемого быстрого разряда.

В более дорогих камерах используются литиевые (литий-ионные или литий-полимерные) аккумуляторы. И это, между прочим, один из плюсов недорогих камер, помимо повсеместно распространенного формата аккумуляторов. А плюсом более "продвинутых цифромыльниц" является то, что их аккумуляторы более компактны и обладают высокой емкостью. То, что они имеют нестандартный, не универсальный формат недостатком считать вряд ли все-таки следует, ибо внутри модельной линейки каждой компании-производителя аккумуляторы жестко стандартизированы. То есть к своей камере, которой уже не первый год от роду, аккумулятор можно подобрать без большого труда - если камера эта носит имя известного производителя (Canon, Nikon, Sony и так далее).

Следующая причина повышения стоимости компактных камер - уменьшение размеров корпуса до рекордных величин при одновременном увеличении размера матрицы ЖК экрана и применении в конструкции фотоаппарата высокопрочного легкого металла (обычно это магниевый сплав). Посмотрите сами - крошечные камеры от Sony, Olympus, Canon сделаны сплошь из металла. Дисплеи покрывают практически всю тыльную часть корпуса фотоаппарата. А оптического видоискателя здесь не найти... Еще один плюс бюджетных фотоаппаратов? Да, наверное. Но в ультракомпактный корпус телескопический видоискатель, такой, чтобы с ним можно было реально работать, встроить невозможно в принципе. Поэтому во всех ультракомпактных камерах в качестве видоискателя используется только жидкокристаллический дисплей.

О не столь явных отличиях поговорим ниже. А сейчас обратимся к следующему классу фотосъемочной аппаратуры - к камерам для энтузиастов. Их еще называют "просьюмерками" (от Professional Consumer, можно вольно перевести как "профессиональный потребитель"). Просьюмерки - это большие цифровые камеры с жестковстроенной (несменной) оптикой, сенсорами больших размеров, развитой автоматикой, наличием ручных режимов (в том числе и ручной фокусировки), но при полном отсутствии оптического видоискателя. Вместо телескопического или зеркального видоискателя в этих камерах используются большой внешний и маленький внутренний (встроенный в окуляр) дисплеи. По одному можно ориентироваться или строить кадр на некотором расстоянии от камеры, по другому - прильнув к окуляру, как в случае с зеркальным или классическим дальномерным фотоаппаратом.

Ярчайший пример отличной просьюмерки - камера Sony DSC-R1. Очень хороший фотоаппарат. Но... Это снова этакий цифровой бронтозавр, представитель вымирающего класса фотоаппаратуры. Да, да, едва появившись, прожив бурную жизнь, полную новаций, открытий, стремительного роста, просьюмерки уступают дорогу зеркальным камерам.

Это неизбежный процесс. Пленочная фототехника совершенствовалась почти двести лет и пришла к оптимальным формам - к зеркальной оптической схеме и тем пропорциям, которые мы прекрасно знаем по профессиональным фотоаппаратам Canon, Nikon, Minolta. И цифровая съемочная техника пройдя короткий путь эксперимента с формой корпуса, с эргономикой кнопок и дисков управления, возвращается к проверенным решениям. Все идет к тому, что на рынке останутся только компактные "мыльницы" (которые все же достаточно разнообразны и по форме корпуса и по техническим решениям) и близкие к классическим пропорциям зеркальные камеры.

Чем хорош зеркальный фотоаппарат и в чем его минусы? Для неискушенного фотолюбителя эти особенности могут быть неочевидными. Тем не менее то, что может зеркальная камера, компакту не по силам в принципе. Речь о магической аббревиатуре ГРИП - о глубине резко изображаемого пространства. А также о связанной с ним ручной фокусировке объектива...

Но не ГРИПом единым жива творческая фотография. Зеркальный видоискатель позволяет очень точно строить кадр, поскольку наш глаз видит ровно то, что отображается на поверхности светочувствительного сенсора. Зеркальная камера работает очень быстро, досадные задержки между двумя нажатиями на спусковую кнопку затвора отсутствуют в принципе (на самом деле просто очень малы). Владельцы "цифромыльниц" знают, какая это неприятная штука - длительная задержка между кадрами. Задержками страдают даже дорогие просьюмерки. К примеру, у той же Sony DSC-R1 при сохранении кадров в RAW (особый некомпрессированный формат графического файла, который используется профессионалами для корректировки параметров изображения на компьютере) задержка может составлять до 10 с. Сенсоры зеркальных камер имеют самые большие физические размеры - они в 1,6-1,5 раза меньше стандартного кадрового окна пленочной камеры (24х36 мм). Чем больше физический размер сенсора, тем выше качество снимка.

Наконец, с зеркальной камерой можно использовать весь парк сменной оптики, что выпущен ведущими компаниями мира за десятилетия производства пленочных зеркальных фотоаппаратов.

А недостатки? Их тоже хватает. Первое - цена. Самая дешевая цифровая "зеркалка" стоит около 600 долларов. Второе - дисплей зеркальной камеры не работает в качестве видоискателя (примечание: информация устарела, в современных зеркальных фотоаппаратах есть такой режим). На ЖК экране можно только просмотреть уже отснятые кадры. Третье - зеркальная камера не умеет снимать видео (информация устарела, уже умеет). И четвертое, едва ли не самое главное... Сенсор зеркального фотоаппарата со сменной оптикой может быть засорен пылью. Удалить эту пыль самостоятельно очень сложно (в современных камерах есть режим кода пыль удаляется с матрицы ультразвуком). Элементы светочувствительной матрицы имеют микронные размеры. Крошечная пылинка закрывает сразу несколько десятков ячеек, соответственно, выводя из строя несколько десятков пикселей.

В дорогих (и не очень) камерах используются схемы ультразвукового стряхивания пыли с поверхности сенсора (например, в зеркальных камерах Olympus). Все камеры имеют специальный режим очистки сенсора, когда зеркало поднимается и удерживается до выключения камеры. В этот момент с камеры снимают объектив и сдувают пыль специальной резиновой грушей или посредством баллона со сжатым воздухом. Но, как показывает практика, полное обеспыливание сенсора возможно только в условиях хорошо оснащенной мастерской...

Помимо описанных групп цифровой фототехники особняком стоят фотоаппараты профессиональные. Они классифицируются по собственным правилам, рассматривать которые мы здесь не будем... Проще всего ориентироваться по стоимости. Любительская аппаратура - зеркальный фотоаппарат с "китовым" объективом (с самым простым объективом-трансфокатором) - стоит от 600 до 1200 долларов. Профессиональные камеры - от 1500 и до 30 и более тысяч долларов. Но тут же заметим, что оснащенность современных любительских "зеркалок" равна оснащенности профессиональных цифровых фотоаппаратов шести-семилетней давности. То есть совершенствуется профессиональная аппаратура, а вместе с ней совершенствуется и аппаратура любительская, перенимая у профессиональной все ее недавние достижения и технологии.

Детально говорить о профессиональной технике смысла нет, поскольку это отдельная и совершенно самостоятельная тема. Здесь же отметим лишь наиболее характерные особенности подобных камер.

Профессиональные фотоаппараты оснащаются сенсорами с большими физическими размерами - до 24х36 мм, то есть полностью совпадающих с размерами малоформатного пленочного кадра. Это позволяет использовать весь парк сменной оптики без учета кроп-фактора (увеличения фокусного расстояния объектива из-за уменьшения физических размеров сенсора). В любительских камерах стандартный 50-мм объектив имеет фокусное расстояние либо 75, либо 80 мм для сенсоров с кроп-фактором 1,5 и 1,6 соответственно. То есть вместо хорошего нормального объектива получается "портретник" и даже "телевик". Наибольшие проблемы в связи с этим вызывает применение широкоугольной оптики - профессиональные камеры этих трудностей лишены.

Далее - со светочувствительностью и прочими характеристиками ясно и так, в дорогую аппаратуру устанавливают самые новые, самые совершенные сенсоры. А вот с другими характеристиками дело сложней.

Есть в профессиональном фотообиходе такое понятие, как ресурс камеры. Эта весьма субъективная и приблизительная характеристика пришла из области пленочной аппаратуры. Ранее считалось, что зеркальная пленочная камера любительского уровня (с пластмассовым фильмовым каналом, электромотором, ламельным металлическим затвором, автофокусом) имела ресурс примерно в 20-30 тысяч кадров. То есть жизнь камеры до ее износа ограничивалась съемкой от 600, до 1000 36-кадровых пленок... Скажете, мало? Но многие ли из нас, у кого были (и есть) пленочные Nikon, Canon, Olympus или Minolta сталкивались с тем, что камера рассыпалась от старости? Думается, очень немногие.

Так вот, профессиональные пленочные камеры имеют ресурс на порядок выше - до 100 тысяч кадров. К подобным камерам можно отнести в полном смысле великий механический фотоаппарат Nikon FM2. Ну а камеры Nikon F3 и дальномерные фотоаппараты Leica имели фантастическую долговечность в несколько сотен тысяч кадров.

Каков ресурс современных цифровых профессиональных "зеркалок", сказать трудно. Износ пленочной камеры определялся больше изнашиванием затвора и механизма транспортировки пленки, того самого узла, который испытывал нешуточные перегрузки (на морозе пленка становилась твердой, в жару прилипала к направляющим и прижимному столику). В цифровой камере пленки нет. Есть затвор, оптика и сенсор. Ресурс затвора очень велик - никак не меньше 100 тысяч срабатываний. В этом смысле любительские камеры от профессиональных отличаются не столь сильно, как может показаться. А вот сенсор... Его долговечность пока никто не проверял. Цифровые камеры Kodak, выпущенные в начале 90-х годов на основе топовых моделей пленочных камер Nikon, работают до сих пор. Хотя светочувствительность сенсора должна за эти годы (около 14 лет!) снизиться.

Как бы там ни было, но в профессиональной аппаратуре используются металлические корпуса, высокоточные и высоконадежные ламельные затворы. И случаи поломок у этих сложнейших камер крайне редки. Профессиональная техника должна быть безупречной. Иначе - кому она будет нужна? Кому угодно, только не настоящим репортерам и художникам...

В индустрии цифровой съемочной аппаратуры сложилась собственная иерархия брендов. Увы, не все классические марки выжили. Вспыхнула и погасла Minolta, которая сегодня возрождается в образе потрясающей зеркальной камеры Sony Alpha DSLR-A100 (конструкция была куплена японским гигантом Sony у консорциума Konica Minolta). Некоторые могущественные в прошлом компании, вроде Polaroid, просто обанкротились. Но возникли и новые имена, которые раньше отношения к фототехнике не имели - например, Panasonic (торговая марка компании Matsushita).

Совершим краткий экскурс по модельному ряду цифровых фотоаппаратов известнейших мировых производителей. При этом будем иметь в виду, что этот обзор ни в коей мере не может считаться исчерпывающим. В области производства цифровой фототехники работает огромное количество электронных компаний...

Компания Canon. Модельный ряд фотоаппаратов этого крупнейшего мирового производителя прямо-таки поражает. Чего здесь только нет... Заметим, что ведущие компании в области фототехники обычно производят и светочувствительные сенсоры для своей аппаратуры. Они же продают эти сенсоры компаниям-конкурентам. К примеру, в фотоаппаратах Nikon (в зеркальных точно) используются сенсоры производства Sony.

Так вот, все цифровые камеры Canon (говорим только о фото, компания выпускает еще и великолепные видеокамеры) подразделяются на несколько групп. Открывает модельную линейку камеры PowerShot Axxx. Это любительские камеры начального и среднего уровня. Все они отличаются довольно крупными (по меркам компактных цифровых фотоаппаратов) корпусами из пластика, наличием телескопического видоискателя (есть, разумеется, и ЖК дисплей) и питанием от элементов (аккумуляторов) формата АА. Серия A4xx включает четыре модели - A420, А430, А450 и А460 - выполненные в едином конструктиве, имеющем вытянутую форму, и оснащенные 1/3-дюймовыми сенсорами. Отличия в разрешении сенсоров (от 4 мегапикселей у А420, до 5 мегапикселей у А460), в оптике (3-х и 4-х кратные зумы) и в размерах контрольных дисплеев (1,8 дюйма по диагонали у младших моделей и 2 дюйма по диагонали у старших). Это самые простые и самые доступные камеры в семействе Canon, которые, тем не менее, пригодны для занятия творческой фотографией, поскольку наделены полуавтоматическими режимами, и дают превосходные снимки.

Серия PowerShot A5xx, выполненная в более "ухватистом" корпусе, включает в себя три модели - А530, А540 и А550 (до 7 мегапикселей). Отличия примерно такие же, как и в серии А4хх. Серия PowerShot А6хх - это две модели А630 и А640 (разрешение сенсора до 10 мегапикселей). Серия PowerShot А7хх - две модели А700 и А710 (до 7,1 мегапикселей).

Компактные камеры среднего класса представлены огромной модельной линейкой Digital IXUS, включающей ни много, ни мало 10 моделей фотоаппаратов. Их отличия - компактный металлический (комбинированный, с применением пластика) корпус, применение фирменных аккумуляторов (внутреннего корпоративного стандарта). При этом некоторые модели не обделены телескопическим видоискателем. Canon Digital IXUS первый ультракомпакт на рынке цифровой фотоаппаратуры. Правда, уже давно не единственный.

недавних пор любительская цифровая зеркальная камера Canon EOS 400D сменила популярную модель EOS 350D. Помимо этого фотоаппарата компания выпускает еще 4 модели полупрофессиональных и профессиональных зеркальных камер, самая известная из которых EOS-1D Mark II N c 8,5-мегапиксельным сенсором и ресурсом в 200 тысяч кадров.

Компания Canon один из мировых лидеров производства цифровой фотоаппаратуры. В недорогие цифровые камеры она ставит сенсоры CCD собственного производства, а в зеркальные камеры уникальные сенсоры CMOS, также своего производства. И это весьма примечательный факт... Об устройстве сенсоров мы еще поговорим, а сейчас отметим одну характерную особенность этого типа светочувствительных датчиков - они очень стабильны и долговечны. Сенсоры CCD склонны к деградации. Со временем у них понижается чувствительность, снижаются характеристики, выходят из строя отдельные светочувствительные ячейки. Сенсоры CMOS этим порокам не подвержены, осторожно добавим - теоретически. Практика показывает, что зеркальные камеры с сенсорами CMOS и CCD в плане стабильности характеристик друг от друга не отличаются.

Модельный ряд ведущих мировых компаний постоянно меняется. Выходят новые камеры, снимаются с производства старые. Новые фотоаппараты Canon получают сенсоры более высокого разрешения, новые процессоры, новые контрастные, яркие дисплеи. Так что угнаться за всеми новинками очень и очень непросто...

То же самое - существенная коррекция модельного ряда цифровых фотоаппаратов - происходит и в другой великой компании мира, известной своими выдающимися во всех отношениями камерами. Речь о Nikon, имя которой давно стало символом надежности и качества.

Nikon, как и ее могущественный конкурент Canon, выпускает полный спектр моделей фотосъемочной аппаратуры, начиная с простых любительских камер, заканчивая сложнейшими моделями для профессионалов.

Модели, предназначенные для фотолюбителей, Nikon назвал Coolpix. Компактные камеры (цифровые "мыльницы") компания подразделяет на три группы - простую, в которую входят модели Coolpix Lxx, среднего уровня (так называемая "стильная" серия), в которую включены модели Sxx и премиум-класса, в которую входят модели Coolpix Pxxx. "Просьюмерок" Nikon больше не выпускает, сделав основной акцент на производстве зеркальных камер любительского уровня. Ну и само собой разумеется - камеры профессиональные. Здесь у Nikon конкурентов мало (помимо Canon).

Начальная серия Coolpix Lxx - это 7 моделей (на февраль-март 2007 года), начиная с самой дешевой L2 (с 6-мегапиксельным сенсором), заканчивая камерой L12 (с 7,1-мегапиксельным разрешением). Основные особенности серии Lxx - пластмассовый конструктив, применение в качестве носителей информации карт памяти формата SD (Secure Digital), трехкратный объектив-трансфокатор, отсутствие оптического видоискателя (в его роли выступает жидкокристаллический цветной дисплей), большой набор автоматических режимов отработки экспозиции и полное отсутствие ручных режимов. Камеры Nikon Coolpix Lxx - отличный выбор для начинающих фотолюбителей и для людей, стремящихся обладать техникой известнейшего производителя за относительно небольшие деньги.

Средняя группа любительских камер - Nikon Coolpix Sxxx. В этой серии выпускаются 8 компактных моделей, которые значительно отличаются друг от друга (отличий больше, чем в серии Lxx). Модельный ряд открывается камерой S5. Это ультракомпакт в тонком металлическом корпусе, с оптикой особого устройства (оправа объектива не выступает за пределы корпуса), с ЖК-дисплеем в качестве видоискателя.

Старшая модель линейки S500 оснащена мощным трансфокатором, оправа которого выступает за пределы корпуса камеры, и 7,1-мегапиксельным сенсором.

Камеры модельного ряда Coolpix Sxxx годятся и для начинающего фотолюбителя, и для фотографа-любителя средней квалификации. А для поездок и путешествий эти камеры просто незаменимы, поскольку предельно компактны, прочны и позволяют добиться высокого качества карточек.

Модельная линейка Nikon Coolpix Pxxx - всего три камеры. Но какие камеры! Самая младшая P4 наделена сенсором с разрешением в 8,1-мегапикселя, мощной оптикой и традиционным (позаимствованным в части эргономики у пленочных камер) корпусом. Отличный инструмент для творчества, поскольку здесь есть и оптическая стабилизация объектива (защита от непроизвольных смещений и дрожания рук), и режим приоритета диафрагмы (можно вручную выбрать выдержку), и отличная оптика.

 


Рис. 3.20. Nikon Coolpix P4

Еще интересней P3. Несмотря на младший индекс, она чуть совершенней модели P4, поскольку обладает встроенным беспроводным адаптером Wi-Fi (остальные характеристики те же). Что это дает фотографу? Возможность переписывать снимки на компьютер, печатать, обмениваться снимками с другими портативными устройствами без кабельного подключения. Уникальная функция, которую трудно переоценить.

Наконец, модель Coolpix P5000. Самый совершенный компакт от Nikon, оснащенный 10-мегапиксельным сенсором, 3,5-кратным зумом с оптической стабилизацией, набором автоматических и ручным режимами установки экспозиции, обладающий рекордным для компактных камер быстродействием. Камеру P5000 можно смело назвать наследницей просьюмерок Nikon, которая будет полезна и обычному, и "профессиональному" фотолюбителю (есть такой условный термин в области фотодела).

Зеркальные камеры Nikon - особая тема. Моделей истинно любительского класса всего три - D40, D50 и D70s (остальные модели полупрофессионального и профессионального уровня, их мы рассматривать не будем из-за высокой стоимости и их недвусмысленного назначения). Nikon D40 - самая доступная зеркальная камера для фотолюбителей, оснащенная полноразмерным сенсором формата APS (то есть уменьшенным в 1,5 раза по сравнению со стандартным кадровым окном пленочной камеры). По сравнению с камерой D50 у младшей модели нет целого ряда вспомогательных механизмов и упрощен сам фотоаппарат. К примеру, в этой камере нет кнопки закрытия диафрагмы для оценки ГРИП (глубины резкого изображения). В корпус камеры не встроен мотор привода автофокусировки - поэтому с камерой в режиме автофокуса работают только специальные объективы со встроенным мотором. Уменьшено количество датчиков (до 3-х) в сенсоре автофокуса. Nikon D40 оснащается 6-мегапиксельным CCD сенсором производства Sony, а новейшая модификация D40x - 10-мегапиксельной матрицей.

Камера D50 занимает в этом ряду среднее положение. От D40 ее отличают более крупные размеры и наличие второго монохромного дисплея на верхней панели фотоаппарата (плюс уже отмеченные отличия). А от D70s - применение карт памяти SD вместо Compact Flash и отсутствие защиты контрольного дисплея специальной крышкой. В D50 и D70s встраиваются 6-мегапиксельные сенсоры CCD (тоже производства Sony).

Из пятерки ведущих мировых производителей пленочной аппаратуры в цифровую эпоху на плаву остались четыре - Canon, Nikon, Pentax и Olympus. Для российских фотолюбителей особый интерес представляет Olympus, поскольку эта компания помимо великолепных цифровых компактов выпускает доступные по цене цифровые зеркальные фотоаппараты.

Эти камеры (самый яркий пример Olympus E-300 и E-400) отличаются от цифровых зеркальных камер других производителей тем, что компания Olympus отказалась от совместимости фотоаппаратов с оптикой для пленочных камер своего производства - в этих зеркалках используется "своя", ни с чем более несовместимая оптика. Причина такого решения - в применении сенсора формата 4/3 дюйма (то есть 22,5 мм по диагонали). Это вдвое меньше диагонали 35-мм узкопленочного кадра. Следовательно, применение оптики от пленочных камер Olympus возможно только с учетом двукратного увеличения фокусного расстояния объективов (кроп-фактор), что зачастую вряд ли приемлемо.

Среди других отличий зеркальных камер от Olympus - наличие специального ультразвукового механизма самоочистки сенсора от пыли. А в компактных цифровых камерах этой компании используются карты уникального стандарта xD-Picture Card, что приходится учитывать при покупке камеры.

Цифровые камеры Pentax (и компакты, и зеркальные, выпускаемые японской компанией Asahi Optical) отличает высокое качество объективов и сбалансированность характеристик. Нельзя сказать, что компания сохранила в полной мере свои позиции на рынке любительской аппаратуры, но свое место она удерживает прочно. Качество и продуманность конструкции камер Pentax по-прежнему привлекает к ним немалую часть фотолюбителей...

На рынке цифровой фотоаппаратуры немало достойных игроков. Часть из них - это крупные электронные компании, освоившие новую для себя область. Пример - камеры под маркой Panasonic Lumix, над разработкой которых компания Matsushita работает совместно с прославленной Leica. Эти камеры отличает фирменная оптика (именно под маркой Leica), сенсоры собственной разработки и производства, отличное сочетание характеристик и, как следствие - популярность у фотолюбителей. В модельном ряду компании есть и простые модели, и "имиджевые" ультракомпакты, и просьюмерки, и зеркальная камера (формата 4/3, как и Olympus).

Наконец - Sony. Несмотря на "не фотографический" имидж крупнейшего мирового производителя потребительской электроники, эта грандиозная по своим масштабам компания в области цифровой аппаратуры занимает особое положение. Именно Sony подарила нам цифровой фотоаппарат таким, каким мы его знаем сегодня. Именно Sony выпустила в начале 80-х годов прошлого века первые цифровые фотоаппараты (знаменитый проект Mavica). Тем удивительней огромная пауза между выпуском первых камер и выпуском на широкий рынок зеркального фотоаппарата под этим брендом. Мы говорим об уникальной по сочетанию характеристик 10-мегапиксельной цифровой "зеркалке" Sony DSLR-A100 Alpha. Эта камера - наследница цифровой зеркалки Minolta (модели 5D). Соответственно, к ней подходит оптика от пленочных фотоаппаратов Minolta.

Что же касается цифровых компактных камер Sony, то их количество столь велико, что даже краткое описание займет не одну страницу. Эти фотоаппараты отличаются высоким качеством изготовления и применением карт памяти фирменного стандарта Memory Stick (разновидности - Duo, Pro Duo).

Помимо упомянутых компаний, цифровую фотоаппартуру выпускают и другие гранды производства электроники, например, Samsung...

Марка камеры значение, конечно, имеет. Но не менее важны и характеристики конкретной модели. Этим характеристикам мы уделим особое внимание, но сначала присмотримся к основным узлам цифрового фотоаппарата. Хотя бы для того, чтобы понять, о каких, собственно, характеристиках пойдет речь.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Отличия современных затворов от своего прародителя не так уж велики

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. RISC и CISC-архитектуры процессоров. Преимущества и недостатки. Примеры современных процессоров с RISC и CISC-архитектурой.
  2. Административные системы современных государств
  3. Базы данных – основа современных CASE – технологий
  4. В какой мере эффект опыта отличается от эффекта масштаба? Это разные эффекты, даже если на практике их и трудно различить. Их главные отличия в следующем.
  5. Виды приобретенного иммунитета. Механизм осуществления иммунологической реактивности. Принципиальные отличия иммунологической реактивности от неспецифической резистентности
  6. Виды современных компьютеров
  7. Вознесённые Владыки говорят через своего Посланника Элизабет Клер Профет.
  8. Вопрос 1. Задачи, функции и структура PR-служб в современных органах государственного и муниципального управления
  9. Вопрос 1. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем
  10. Вопрос 10.1: Возникновение научного мировоззрения как снятие спекулятивно философского мировоззрения и отличия науки от спекулятивной философии.
  11. Вопрос 11: Научная философия, ее место в составе научного мировоззрения и отличия от спекулятивной философии.
  12. Вопрос 9: Отличия спекулятивной философии от мифологии.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.224.150.24
Генерация страницы за: 0.023 сек.