КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет валов на усталостную прочность
Нормальные напряжения обусловлены действием изгибающих моментов и продольных сил. Напряжения изгиба изменяются во времени по знакопеременному симметричному циклу в силу вращения вала (рис.3.5 а1). Указанные циклы будут характерны для участков CA и AD, в которых из нормальных напряжений действуют лишь. На участке DB кроме возникают напряжения сжатия. Если принять зацепление зубьев непрерывным, то можно рассматривать силу Fa и нециклическими
На участке DB с несимметричным циклом для выделенных на нем j опасных сечений:
где – изгибающие моменты соответственно на участках СА, АD (DБ) в рассматриваемых i(j) опасных сечениях, устанавливаемых по эпюрам M и зависимости (3.4); – диаметр вала в i (j) сечениях выделенных участков вала. Установленный факт изменения рабочих напряжений по всей длине вала в соответствии со знакопеременным симметричным (участки СА и АD) и асимметричным (участок DБ) циклами предопределяет применение в качестве предельного напряжения, так как асимметричный цикл также приводится к эквивалентному симметричному. При работе валов во второй и третьей зоне кривой усталости предельные напряжения в соответствии с (1.13)
где – коэффициент долговечности. Показатель степени кривой усталости принимают: – для нормализованных и улучшенных материалов валов; – для сечений, подвергаемых термическому или химико-термическому упрочнению. Базовое число циклов. Поскольку продолжительность цикла изменения изгибных напряжений равна времени одного оборота, то суммарное количество циклов напряжений . Если вал работает в третьей зоне кривой усталости, то следует принять или. Максимальное значение, что соответствует достижению предельных напряжений зоны статических разрушений. В случае переменной нагрузки на детали привода, и валы в том числе, заменяется на эквивалентное число циклов напряжений, методика определения которого изложена в разделе 1.
Лекция 16. Тема “Силовой анализ подшипников качения, виды отказов и методы их расчёта’’ Изучению устройства подшипников качения, их классификации и особенностей применения, конструированию подшипниковых узлов посвящены лабораторные работы. В лекционный материал выносятся вопросы, связанные с методикой их расчёта. Как известно, первичные методы проектирования деталей машин и узлов, подшипников в том числе, основаны на создании работоспособного технического объекта, определяемого прежде всего величиной нагрузки и закономерностью её изменения во времени. По этой причине изучение методологии проектирования подшипников начнём с силового анализа.
16.1. Силовой расчёт подшипников качения В разделе, посвященном проектированию валов и осей, были установлены реакции в их опорах, которые и являются нагрузкой на подшипники. Задача силового расчёта подшипников качения – установление нагрузки на отдельные тела качения F1 и закономерности их изменения во времени. Рассмотрим отмеченные вопросы для трёх случаев: 1. Подшипник упорный. Нагрузка на подшипник осевая (равная сумме всех внешних осевых сил, действующих на вал и, естественно, осевой реакции, т.е.) – рис 16.1 a; 2. Подшипник радиально-упорный. Нагрузка – осевая – рис. 16.1 б; 3. Подшипник радиальный. Нагрузка – радиальная (суммарная радиальная реакция в опоре).
1. Анализ рис. 16.1 а показывает, что все тела качения упорного подшипника в случае строгого расположения силы по геометрической оси, отсутствии перекоса колец и искажения размеров тел качения и колец находятся в одинаковых условиях и, следовательно, сила в этом случае равномерно распределяется между всеми Z телами качения. Из условия равновесия всех элементов подшипника () и вала очевидно , где n – число элементов на валу, в которых имеют место осевые силы; Ra – осевая реакция в опоре; F0 – нагрузка на одно тело качения. Однако реальные возможности в точности изготовления элементов подшипников и опоры в целом, деформации валов и осей приводят к неравномерному нагружению тел качения, которое при повышенных требованиях к точности подшипниковых узлов, не превышает 10-20%. При вычислении силы на отдельные тела качения – F0 этот факт можно учесть коэффициентом неравномерности распределения нагрузки – Кн =1,1…1,2 . (16.1)
Рис 16.1. Распределение нагрузки на опору между телами качения: а – осевой Faп – в упорном; б – осевой Faп – в радиально-упорном; в – радиальной Frп – в радиальном подшипниках
2. Нагрузка отдельного тела качения в радиально-упорном подшипнике при нагружении его осевой силой определяется силой взаимодействия тела качения с кольцами, которая в случае пренебрежения силами трения, направлена по нормали к площадке контакта – Fn (рис. 16.1 б). Как известно (см. лаб. раб. № 5) положение нормали в радиально-упорных подшипниках определяется углом контакта. Из силового треугольника, построенного для суммарной силы Fn всех тел качения, нагрузку на один из них по аналогии с предыдущим случаем можно записать так . (16.2) Известно, что для конструктивных исполнений шариковых радиально-упорных подшипников, показанных на рис.16.1 б, =120; 260 и 360. Тогда соответственно F0 (5,6; 2,3; 2,0). Коэффициент Кн зависит от тех же факторов, что и в предыдущем случае и принимает такие же значения (Кн=1,1 1,2). Из сравнения двух рассмотренных случаев при равной осевой силе нагрузка отдельных тел качения при использовании шариковых радиально-упорных подшипников в (5,6…2,0) раза выше, чем для упорных. Особо аккуратно следует отнестись к применению в данном случае радиальных подшипников, способных воспринимать незначительные двухсторонние осевые нагрузки. В них угол <120, а нагрузка отдельного шарика F0, будет существенно превышать максимальное значение 5,6 для подшипника радиально-упорного. 3. Сила F0 на отдельное тело качения при нагружении радиальных, а также радиально-упорных и упорно-радиальных подшипников радиальной нагрузкой Frп (рис.16 в) определяется в соответствии со следующими положениями: Сила Frп вполне очевидно нагружает лишь нижнюю (на рис.16.1 в) половину тел качения и распределяется между 0,5Z нагруженными телами неравномерно. Неравномерность распределения нагрузки, прежде всего, определяется соотношением деформаций тел качения. При установлении закона изменения деформаций предполагают, что радиальные зазоры между телами качения и кольцами отсутствуют, а изгибные деформации колец, а также допуски на размеры силовых элементов подшипников равны нулю. С учётом этих допущений при нагружении подшипника силой Frп ось его внутреннего кольца сместится относительно оси наружного на величину суммарной деформации колец и тела качения, находящегося в плоскости действия силы Frп (рис 16.2 а)
где и – суммарные деформации колец и тела качения в месте контакта соответственно с внутренним и наружным кольцами (на рис.16.2 а кольца схематично представлены окружностями дорожек качения). Как следует из рис. 16.2 б при опускании внутреннего кольца на величину тела качения, расположенные под углом, 2,..., n по отношению к плоскости Frп, деформируются в направлении нормали соответственно на величину: ;, (16.3) где n - угол отклонения «n» тела качения от плоскости действия Frп.
Рис 16.2 Схема деформирования колец и тел качения: a – для тела, находящегося в плоскости действия Frп; б – для тел качения в зависимости от их положения относительно этой плоскости
Таким образом, сформулирована физическая модель закона распределения деформаций отдельных нагруженных тел качения в радиальном подшипнике, а, следовательно, в соответствии с законом Гука о пропорциональности деформации нагрузке, и закона распределения сил F0, F1, F2 и т.д. Для количественной оценки отмеченных сил составим уравнения равновесия элементов подшипника. Очевидно, что в решаемой задаче возможно составить лишь одно из них – ΣZ = 0, поскольку остальные условия не имеют смысла, т.к. относительно оси Х внешняя нагрузка в рассматриваемой задаче отсутствует, а плечи сил F0, F1, F2 и т.д. (относительно оси) равны нулю ; (16.4)
В единственном записанном уравнении значения F0, F1, F2 и т.д. неизвестны и, следовательно, задача их определения относится к статически неопределимым. При решении подобных задач уравнения равновесия дополняют уравнениями совместности перемещений или деформаций тел качения в конкретной решаемой задаче. Уравнения совместности деформации сформулированы ранее при установлении физической модели закономерности распределения нагрузки между телами качения и имеют вид (16.3). Зависимость между силой и деформацией шарика и колец в месте контакта шарикового однорядного радиального подшипника определяется так , (16.5) где С – коэффициент пропорциональности. С учетом этой зависимости уравнения (16.3) можно записать так ,, …, (16.6) После подстановки (16-6) в уравнения равновесия (16.4) получим (16.7) Для получения универсальной формулы оценки F0 в различных подшипниках домножим обе части уравнения на число тел качения z и решим уравнения относительно искомой величины F0 , где. (16.8) Значения коэффициента неравномерности распределения нагрузки между телами качения для радиальных шарикоподшипников с Z =10 20, вычисленные по (16.8), составляет 4.37 0,01. С учетом зазоров между кольцами и телами качения, а также изгибных деформаций наружного кольца, устанавливаемого в посадочное отверстие с зазором, в практических расчетах принимают Кн =5.0. Аналогично решаемая задача применительно однорядных роликовых радиальных подшипников дает теоретическое значение Кн =4.0, которое в практических расчетах по названным причинам увеличивают до 4,6.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |