Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая торговля сельскохозяйственными товарами




Основные тенденции развития аграрных рынков. На развивающиеся страны приходится порядка 1/3 миро­вого экспорта и импорта продовольствия. Экспорт из этой группы государств всегда отличался концентрацией на не­скольких основных позициях, однако в 90-е годы в условиях расширения либерализации мировой торговли наметилось уве­личение количества товарных групп, поставляемых на внешние рынки товаров из этих стран.

При том, что основной объем производства продовольст­вия сосредоточен в самых развитых государствах мира, степень обеспеченности которых базовыми продуктами превышает 100%, они выступают на мировом рынке продовольствия не только как экспортеры, но и как импортеры.

Эти государства широко используют для формирования своей "продовольственной корзины" сравнительные природные и экономические преимущества других регионов, а также воз­можности, предоставляемые международной специализацией и кооперацией в агропроизводстве.

На продовольственном рынке выделяются также геогра­фические сегменты с высокой долей внутрирегиональной тор­говли. Это страны Западной Европы, Азии, Латинской Амери­ки. Основным географическим направлением мировой торгов­ли продовольствием во второй половине XX века являлась тем не менее торговля развитых государств между собой независи­мо от их региональной принадлежности.

Для группы готовых сельскохозяйственных товаров анализ географической структуры рынка в последние два десятилетия стал представлять некоторую методологическую проблему.

Страной происхождения товара по существующим в ми­ровой практике правилам является страна производства. Одна­ко в условиях расширения деятельности аграрных ТНК произ­веденный в любой точке мира на предприятии, принадлежащем такой структуре, готовый продукт при поставке на внешний рынок лишь косвенно может считаться объектом экспорта кон­кретного государства. Хотя по данным таможенной статистики он включается в совокупный экспорт страны производства, по сути он представляет собой глобальный продукт. Его экспорт ни в коей мере не отражает состояние внутреннего рынка стра­ны-экспортера, не связан с национальной внешнеэкономиче­ской политикой и неадекватен уровню экономической безопас­ности государства.

В наибольшей степени это утверждение относится к но­вым типам продовольствия, появившимся в результате послед­ней волны НТП в аграрных отраслях. Подтверждением этого положения является тот факт, что экспорт сельскохозяйствен­ных товаров из развивающихся стран вырос с 1990 по 1999 г. более чем на 35%, а продуктов питания - на 37 % при хрониче­ском недопотреблении продовольствия местным населением76.

Такая ситуация объясняется распространением на сель­скохозяйственный сектор международной торговли общемировой тенденции к углублению связи между торговлей и прямы­ми иностранными инвестициями ТНК. За счет этого происхо­дит затушевывание истинной картины экспортных возможно­стей и импортных потребностей государств, вывозящих и вво­зящих аграрную продукцию. Например, экономически обосно­ванный экспорт продовольствия для многих стран, особенно развивающихся, является стратегически важным для получения валютных ресурсов, а импорт — для обеспечения продовольст­венной безопасности. Однако фактически внешние товаропото-ки страны подменяются внутрифирменными поставками ТНК или их торговлей в рамках глобальных программ.

Товарная структура торговли. Классическая схема изучения конъюнктуры рынков сель­скохозяйственных товаров предусматривала использование то­варной структуры рынка, основанной на отраслевом делении товаропотоков, в рамках которой происходило их разделение по степени обработки. В настоящее время наиболее оптималь­ной представляется комплексная схема, учитывающая совре­менный уровень товарной диверсификации рынка и тип произ­водства товара (традиционный, генетически модифицирован­ный, органический).

В секторе непродовольственных сельскохозяйственных товаров выделяют лес и продукцию его переработки, натураль­ный каучук, хлопок, лен, шерсть, другие волокна, кожсырье, технические растительные масла.

В структуре мировой продовольственной торговли из ба­зовых продуктов доминируют: фрукты и овощи, зерно и про­дукты его переработки, рыба и морепродукты, мясные и мо­лочные изделия, маслосемена, тропические товары, сахар. При широком ассортименте изделий, поступающих в оборот, для мировой торговли продовольствием характерно преобладание крупных товарных групп с относительно небольшим набором сырьевых продуктов.

За последнее десятилетие товарная структура мировой торговли базовыми продуктами претерпела лишь незначитель­ные изменения.

В стоимостном объеме мировой торговли лидирует продук­ция растениеводства, которая отличается высокой степенью многотоварности. Объем торговли фруктами и овощами разной степени переработки в последнее десятилетие превысил прочие позиции, что связано с развитием тепличного хозяйства, а также с совершен­ствованием методов длительного хранения скоропортящихся това­ров и их транспортировки на большие расстояния. Основными по­зициями в данной подгруппе являются картофель, бобовые, лук, помидоры, перец, виноград, цитрусовые, яблоки, персики.

Лидирующая роль в формировании тенденций конъюнк­туры рынков продовольствия тем не менее по-прежнему при­надлежит зерновым. В этой подгруппе крупнейшими позиция­ми являются пшеница, кукуруза и рис. Весьма значительные объемы мировой торговли приходятся также на ячмень, овес, сорго и рожь. В подгруппу маслосемян входят порядка десяти наименований, среди которых доминирующую роль играют со­евые бобы, подсолнечник, рапс, арахис.

Старейшей и традиционно значимой позицией продоволь­ственной торговли являются тропические товары: чай, кофе, какао, пряности, специи.

Сахар, мед и изделия из них — одна из наименее дивер­сифицированных товарных групп, основное место в которой занимают сахар-сырец и рафинированный сахар.

Сопоставимы по месту в мировой продовольственной тор­говле мясные и рыбные товары, на которые приходится соответ­ственно 13 и 15% экспорта продовольствия77. Если все мясные то­вары, поступающие в международный товарооборот, производят­ся на базе небольшого количества основных сырьевых позиций (говядина, свинина, баранина, птица), то рыбные — из сотен ви­дов морских и пресноводных живых ресурсов, включающих не только рыбу, но и другие биологические объекты промысла (бес­позвоночные, ракообразные, животные, растительные), обитаюшие в Мировом океане, пресноводных водоемах или выращивае­мые в отраслях аквакультуры. Такое многообразие сырьевой базы и производимых на ее основе продуктов, являющихся важнейшим источником протеинов в структуре питания человека, обусловило необходимость выделения этой товарной позиции в самостоя­тельную группу. Показатели мировой торговли по ней, так же как и производство, исчисляются и отслеживаются отдельно (анало­гично лесным товарам в непродовольственном аграрном секторе).

Растительные масла и жиры представлены в мировой тор­говле в основном соевым, подсолнечным, оливковым, арахисо­вым, рапсовым и их смесями. В последние десятилетия в этой подгруппе выросла доля твердых жиров, используемых в про­изводстве маргаринов, например кокосового и пальмового.

Среди молочных товаров наиболее значимыми позициями являются сливочное масло, сыры, сухое обезжиренное и сухое цельное молоко, кисломолочные продукты. Жидкое молоко длительного хранения — в основном объект внутрирегиональ­ной и приграничной торговли.

В структуре продовольственного экспорта выделена товар­ная группа "корма", в которую входят шроты, жмыхи, отруби, рыбная, костная, мясокостная и мясная мука, то есть фактически побочные продукты переработки сельскохозяйственного сырья, представляющие собой одновременно ресурс для производства мясных и молочных изделий, а также продукции аквакультуры.

На уровне более глубокой детализации в рамках несырье­вых товарных групп мировая торговля продовольствием пре­терпевает ряд кардинальных изменений. Эти изменения, преж­де всего, касаются торговли готовыми к употреблению продук­тами с высокой долей добавленной стоимости, способными из­менить структуру потребления в развитых странах в направле­нии достижения более высоких диетических и медицинских стандартов питания. В этом сегменте темпы роста экспорта и импорта выше, чем в сырьевом.

В группе переработанных продуктов растет доля экологи­чески чистых и специальных продуктов — медикаментов ("нутрицевтиков"), а также продуктов быстрого приготовления. Од­новременно в мировом товарообороте появились продукты, изготовленные на основе генетически модифицированного сы­рья с заданными свойствами. Эти изменения пока не нашли от­ражения в официальной системе учета перемещения товаров через границы государств, то есть в таможенной статистике, однако уже оказали влияние на реальное разделение продо­вольственного рынка на новые сегменты.

Общим направлением качественных и количественных из­менений товарной структуры мировой торговли продовольствием является углубление процессов диверсификации на уровне про­дуктов высокой степени переработки и напитков при сохранении существующих пропорций в торговле базовыми продуктами.

Следует также отметить, что для отдельных товарных групп на мировом рынке продовольствия характерна разная степень глобализации (или, наоборот, внутристрановой локали­зации) торговли, которая определяется по общемировой экс­портной или импортной квоте по каждому товару (соответст­венно доля экспорта в производстве и импорта в потреблении).

Особенности ценообразования на аграрных рынках. Колебания цен на отдельные товарные группы отличаются, как правило, разной амплитудой. Так, в середине 90-х годов рост цен на зерновые составил порядка 60 индексных пунктов по сравнению с уровнем 1990 г., на молочные продукты - 40-45 пунктов, на масла и жиры - 50-60, в то время как на мясо - лишь 8-10 пунктов

Масштабные взлеты и падения цен: на сельскохозяйствен­ные товары основываются на низкой эластичности спроса и предложения по цене. Ценовым индикатором для производите­лей сельскохозяйственного продовольственного сырья, даю­щим импульс к переориентации в краткосрочном периоде с вы­ращивания одних растениеводческих культур или видов скота на другие, являются соотношения индексов цен на технологи­чески взаимозаменяемые объекты производства. Эти соотно­шения отражают положение в сырьевом секторе продовольст­венного рынка.

Наиболее показательным из них является соотношение индекса цен на зерновые (в основном пшеницу и кукурузу) и индекса цен на масличные (соя, подсолнечник, рапс). В период стабилизации на рынке продовольствия колеба­ния соотношения индекса цен на зерновые и масличные дости­гают 5-10%, в период дестабилизации такое соотношение мо­жет меняться на 40-50%, как это было в кризисном 1996 г

Другая группа соотношений ценовых индексов на аграр­ном рынке свидетельствует не столько о возможной переори­ентации производителей на другие товары, сколько об относи­тельной эффективности отдельных товарных секторов в крат­косрочном периоде. Это соотношение также отражает состоя­ние конъюнктуры в некоторых сырьевых отраслях, но в боль­шей степени данный показатель используется для анализа си­туации в производстве готовых продуктов.

К примеру, рыночная эффективность производства мяс­ных и молочных изделий определяется по соотношению цен на продукцию интенсивного животноводства и цен на зерновые и масличные продукты, являющиеся компонентами кормов.

Оптимальное соответствие индекса цен на переработан­ные и сырьевые товары встречается чрезвычайно редко — не более одного-двух раз в десятилетие. Нормальными отклоне­ниями являются показатели от -10% до +10%, экстремальные достигают от -30% до +40%.

Для аграрных рынков характерно наличие фактора взаи­мозамещения и взаимодополнения отдельных продуктов, что определяет особенности межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции в потреблении, а также воздействует на ценовые и неценовые конъюнктурообразующие факторы.

Безусловно, наличие товаров-субститутов на сельскохо­зяйственном рынке предоставляет возможность полноценного замещения лишь по ограниченному кругу товаров высокой степени обработки. Тем не менее, с повышением технологиче­ского уровня пищевых отраслей значение данного фактора раз­вития международной торговли продовольствием возрастает.

Например, на рынке пшеницы влияние субститутов ощути­мо как на уровне формирования предложения, что проявляется в переходе на выращивание других культур в зависимости от со­стояния рынка, так и при формировании спроса, когда использу­ется менее дефицитное зерно для откорма скота. Степень взаимо­заменяемости отдельных видов пшеницы при этом низка, так как ее отдельные сорта могут быть использованы в специальных от­раслях. Локальным примером товарозамещения на рынке пше­ницы может служить переход на повышенное потребление риса в странах Азии в периоды повышения цен на пшеницу.

Хотя на аграрных рынках межотраслевое товарозамещение распространено довольно широко (к примеру, потребление свинины при определенных условиях замещается в развитых странах лососевыми, говядины — тунцом, животных жиров — растительными), внутриотраслевому воздействию товаров-субститутов на рынки продовольствия принадлежит в настоя­щее время ведущая роль.

Именно поэтому в условиях современного этапа НТП ди­версификация ассортимента на рассматриваемых рынках идет по пути расширения количества вариантов, сортов и видов то­варов в рамках одного наименования. Строго говоря, на мировом рынке больше нет, например, товара "кукуруза", а сущест­вует несколько десятков его разновидностей, отличающихся друг от друга по ряду характеристик и конкурирующих друг с другом. По мере нахождения новых научных решений в облас­ти обеспечения населения Земли продовольствием будет про­исходить дальнейший отход от унифицированного сырьевого продукта, что даст толчок очередному витку расширения то­варной диверсификации сельскохозяйственного рынка.

Влияние продовольственной помощи на состояние агропромышленного сектора мировой экономики. Беднейшие потребители из развивающихся стран получают часть продуктов питания через систему продовольственной по­мощи в форме даров, не увязанных с коммерческим экспортом товаров и услуг. Эти товаропотоки, на первый взгляд находящие­ся за пределами рыночной среды, оказывают определенное влия­ние на мировую торговлю базовыми продуктами питания.

По данным Мировой продовольственной программы, че­рез проекты, программы и систему срочной помощи в 2000 г. было поставлено 10,2 млн тонн зерна, что составило 0,7% его производства, столько же — потребления и 4,7% объема миро­вой торговли78. Кроме зерна, в списке продуктов, поставляемых в рамках международной помощи беднейшим странам, нахо­дятся бобовые, сливочное и растительные масла, сухое молоко, сахар, семена и компоненты традиционного рациона уязвимых групп населения. Поставки зерна в рамках продовольственной помощи необходимо рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны, гуманитарный аспект продовольственной помощи со­ответствует нынешней политике мирового сообщества и обще­человеческим ценностям. Такая помощь спасает от голодной смерти тысячи людей и, безусловно, необходима. Одновременно поставки базовых товаров в рамках помощи имеют и чисто рыночные аспекты. Почти 5% поставляемого на внешние рын­ки зерна фактически изымаются из конкурентной среды. Более того, программы помощи предусматривают государственное субсидирование производства в размере таких поставок.

С учетом того, что более 60% зерна, поставляемого в рам­ках программ помощи, поступает из США79, а остальные объемы приходятся на ЕС, Японию и несколько других государств, можно говорить о скрытом субсидировании производства и экспорта продовольствия в развитых странах под предлогом оказания помощи.

Получателями продовольственной помощи являются го­сударства, расположенные к югу от Сахары, а также в Север­ной и Восточной Африке, беднейшие страны Азии и Латинской Америки, в отдельные годы — государства с переходной эко­номикой. Такое положение привело к появлению в 90-е годы мнений среди представителей развитых стран о необходимости пересмотра механизма продовольственной помощи и перехода от прямых поставок базовых продуктов к росту инвестиций в сектор производства основных видов продовольствия.

Рыночный эффект поставок в рамках продовольственной помощи заключается в некотором сглаживании амплитуды ко­лебаний цен, рассасывании запасов у основных экспортеров, стабилизации взаимодействия спроса и предложения.

Поскольку расширение спроса на продовольствие в разви­тых государствах будет происходить лишь на отдельных то­варных сегментах, количественный рост импорта будет обеспе­чиваться в большей степени развивающимися странами по ме­ре роста среднедушевых доходов. Группа таких стран с относи­тельно высокими доходами может стать нетто-импортерами продовольствия, что будет способствовать формированию но­вой географической структуры импорта продовольствия.

В развитых государствах некоторый рост импорта сырье­вых продовольственных товаров в натуральном выражении бу­дет происходить за счет изменения его структуры под воздей­ствием процессов дальнейшей либерализации торговли сель­скохозяйственными товарами. В стоимостном выражении сырьевой импорт в развитые страны останется относительно стабильным за счет падения цен на базовые сельскохозяйст­венные товары.

Можно предположить также, что произойдет перераспре­деление сил в группе экспортеров. США сохранят свои пози­ции лидера на мировом рынке продовольствия, а страны ЕС ус­тупят их Австралии и Новой Зеландии

5. Организационная структура аграрного рынка

Общие принципы организации рынков сельскохозяйственных товаров. Мировая сельскохозяйственная система организационно представлена сложной и разветвленной совокупностью субъек­тов рынка, производящих ресурсы, сельскохозяйственное сырье, готовые продукты питания, а также занятых сбытом, транспор­тировкой, торговлей или функционирующих в секторе общест­венного питания. К субъектам сельскохозяйственной системы можно отнести также научные организации, осуществляющие прикладные исследования в перечисленных выше отраслях, и косвенно — структуры, принимающие решения по управлению и развитию продовольственного сектора экономики на националь­ном уровне, а также формирующие основные направления разви­тия продовольственной политики на международном уровне.

В отраслях, производящих ресурсы для сельского хозяй­ства, оперируют как специализированные структуры, так и ши­роко диверсифицированные машино-технические ("Форд", "Фиат", "Рено", "Джон Дир") и химические компании ("Байер", "Хехст", "Басф", "Дюпон", "Монсанто"), а также компании по производству кормов и семян ("Каргилл", "Континентал"). При этом часто ресурсы для сельского хозяйства поставляют ком­пании, для которых этот вид деятельности является не основ­ным. Например, один из крупнейших производителей кормов в мире — дочерняя фирма нефтяной компании "Бритиш Петро­леум". Многие из ныне действующих фирм ресурсного сель­скохозяйственного сектора появились в результате слияний от­делений промышленных корпораций в 80-90-х годах.

В развитых странах на 4-7 компаний ресурсного сектора приходится до 50-60% рынка соответствующих товаров. Одна­ко при столь высокой концентрации существует ниша для средних и мелких фирм, в основном узкоспециализированных на отдельных видах сельскохозяйственного и пищевого обору­дования или кормов и семян.

Предприятия, производящие сельскохозяйственное сырье, делятся на семейные фермерские хозяйства, кооперативные объединения сельскохозяйственных производителей для со­вместного функционирования в какой-то определенной сфере деятельности (для снабжения ресурсами или сбыта готовой продукции) и вертикально-интегрированные компании, объе­диняющие весь цикл производства продовольствия и доставки его конечному потребителю.

Сектор переработки сельскохозяйственного сырья, так же как и сырьевой, представлен разными по размеру и формам собственности предприятиями. При том, что в этой сфере важ­ное значение имеет фактор достижения конкурентных преиму­ществ в зависимости от масштаба производства, каждое из бо­лее чем половины перерабатывающих предприятий развитых стран насчитывает менее 20 занятых81. Как правило, это сель­ские кооперативные предприятия по обработке местного сырья. Большая часть готовой продукции производится тем не менее крупными фирмами, в основном транснациональными корпо­рациями. Например, в 90-е годы доля крупнейших корпораций в производстве отдельных видов продовольствия, таких, как кофе, сахар, растительные масла, достигала 70-80%82.

Для 9 из 20 крупнейших продовольственных компаний мира данная сфера деятельности является единственной, для 8 - значительно превышает 50%, у "Юнилевер" составляет 50% и лишь у таких гигантов, как "Филип Моррис", "Каргилл", не достигает половины, составляя соответственно 8% и 47%83.

Сбытовой сектор сельскохозяйственной системы (оптовое и розничное звенья) в последние десятилетия практически выде­лился в самостоятельную сферу агробизнеса, в которой опери­руют специализированные оптовые и розничные фирмы либо со­ответствующие подразделения вертикально интегрированных компаний. Появление супермаркетов и торговых центров, явив­шихся фактически новыми для рынка структурами, интегри­рующими последние звенья продовольственной и промышлен­ной цепочек, привело к концентрации и централизации капитала в нисходящем секторе сельскохозяйственного производства.

Поскольку первая группа отраслей, поставляющая ресур­сы для сельского хозяйства (так называемые восходящие от­расли), раньше других была затронута "генной" волной научно-технического процесса, она претерпела наибольшее количество организационных изменений.

В этой группе выделяются две категории фирм. Прежде всего, это фирмы "первого поколения", действующие на рынке продукции аграрных биотехнологий с 70-х - начала 80-х годов, как правило с мощной широко диверсифицированной исследо­вательской базой, зарекомендовавшие себя в качестве провод­ников НТП в отрасли. Другая категория — фирмы "второго по­коления", специализированно занимающиеся отдельными ви­дами исследований — от расшифровки генома растений до создания "дружественных окружающей среде" пестицидов и растений, вырабатывающих вакцины. Многие мелкие фирмы "второго поколения" стараются дистанцироваться от сотрудни­чества с крупными компаниями по производству ГМ ресурсов для сельского хозяйства именно из-за репутации последних как последовательных приверженцев генных технологий.

Из всей многоотраслевой системы производства ресурсов для сельского хозяйства в наибольшей степени подверженными воздействию новой волны НТП на организационную структуру оказались такие подразделения, как производство семян, кор­мов, посадочного материала в аквакультуре, микроорганизмов, агрохимикатов (главным образом пестицидов, гербицидов, ре­гуляторов роста, ветеринарных вакцин и препаратов). Соответ­ственно биотехнологические фирмы, оперирующие в этих от­раслях, имея достаточно узкую научно-исследовательскую специализацию, методологически могут быть отнесены одно­временно к нескольким отраслям экономики. Однако, если сле­довать принципу товарно-отраслевой классификации, то не ме­нее трети таких фирм можно отнести к ресурсному сельскохо­зяйственному сектору.

В отраслях, производящих сельскохозяйственную технику и пищевое оборудование, организационные изменения, связанные с "генной" волной НТП, в настоящее время минимальны. По­требность сельского хозяйства в специальных машинах для об­работки почвы под ГМ культурами, для перевозки и обработки ГМ урожая, а также для его конечной переработки, не вылилась в создание специальных фирм или подразделений из-за того, что процесс сегрегации товаропотоков не предполагает на современ­ном этапе развития науки кардинального функционального из­менения машин и оборудования. Существует лишь необходи­мость раздельного использования современного оборудования.

Безусловно, некоторое отставание процессов организаци­онного реформирования технического подразделения ресурс­ного аграрного сектора от химического, семенного и кормово­го, объясняется лишь естественными процессами развития но­вых технологических систем.

В сфере собственно сельскохозяйственного производства организационная структура и размер предприятий, использую­щих ГМ ресурс и выращивающих ГМ культуры, весьма разнооб­разны — от мелких семейных ферм до крупных агропродовольственных ТНК. Такое же разнообразие характерно и для органи­ческого сектора. Однако существует принципиальное различие в системе хозяйственного взаимодействия фирм трех секторов.

Производители органических сельскохозяйственных това­ров объединяют хозяйственные усилия по принципу верти­кальной и горизонтальной интеграции, а также создают кооперативы для реализации продукции почти исключительно в рам­ках сектора. Исключения делаются для ситуаций, когда не на­лажены должным образом специфические каналы сбыта гото­вой скоропортящейся продукции, например молока в горных или труднодоступных районах. В таком случае возможны объ­единения с фирмами традиционного сектора. Альянсы с произ­водителями ГМП не зафиксированы.

Традиционный сектор производства сельскохозяйственно­го сырья организационно претерпевает деформации, связанные в большей степени с общеэкономическими и общеотраслевыми изменениями, чем с разделением производства по секторам.

Для нисходящего сектора агробизнеса, обеспечивающего переработку и продвижение сельскохозяйственной продукции к конечному потребителю через оптовую и розничную сеть и систему общественного питания, характерны противополож­ные тенденции.

Если организационная структура сельскохозяйственных предприятий традиционного сектора даже США и Канады, раньше других стран перешедших к коммерческому выращива­нию ГМ культур, пока не претерпела принципиальных измене­ний под воздействием "генной" революции, то в нисходящем секторе такие изменения стали реальностью. В области перера­ботки эти изменения связаны с процессом создания специальных линий и производств с использованием сырья с заданными свой­ствами на основе новых технологий, что повлекло за собой орга­низационно-технологическую дифференциацию фирм и их под­разделений в пищевой промышленности и сбытовом секторе.

Ближе всего к потребителю находятся сфера розничной торговли и система общественного питания, для которых конец 90-х годов стал периодом радикальных организационных пере­мен, общим направлением которых было разделение по типам продовольственных товаров. Эта тенденция является результа­том взаимодействия весьма противоречивых и разнонаправ­ленных составляющих.

С одной стороны, производители и потребители органиче­ских продуктов предпочитают четкую идентификацию конеч­ного товара, что возможно лишь при соответствующей организационной структуре и наличии отдельной товаропроводящей сети. С другой стороны, организационное разделение оптовых и розничных продовольственных фирм означает значительные затраты, как для традиционного, так и для ГМ секторов и вы­зывает их определенное противодействие. При этом функцио­нальное разделение уже фактически началось и неизбежно приведет к организационной дифференциации сбытового звена, однако, не в столь явных формах, как в органическом секторе. Потребитель, даже в развитых странах, в ближайшее десятиле­тие вряд ли встретит вывески над продовольственным магази­ном или супермаркетом, означающие, что здесь продаются только генетически модифицированные продукты. Более ве­роятен сценарий создания специальных отделов по продаже продуктов, свободных от ГМ компонентов. Однако функцио­нально система закупки и реализации таких продуктов диффе­ренцируется уже сейчас.

В 2000 г. на долю трех крупнейших мировых производи­телей приходилось лишь 5% всех продаж продовольствия и на­питков. При этом их совместный объем продаж в 1995 г. со­ставлял 97 млрд долл., в 1997 г. - 99 млрд и в середине 2001 г. -96,7 млрд долл.. Совокупный объем продаж продовольствия 5 крупнейших мировых производителей оценивался в 2001 г. в 140 млрд долл., на 1,5% выше уровня предыдущего года83.

При относительно низкой концентрации производства в отрасли лидирует крупный бизнес, определяющий направления развития продовольственной системы. Уровень концентрации и централизации капитала в общемировом масштабе выше у фирм ресурсного сектора, затем следует сектор переработки, то есть собственно пищевая промышленность, и система сбыта, далее — производство сельскохозяйственного сырья и система общественного питания.

В целом организационно-технический фактор явился од­ним из ключевых в процессе проникновения новых технологий в аграрный сектор и формирования современной товарной структуры продовольственной цепи. За неполное десятилетие коммерческого использования ГМ и органических продуктов уже сложилась новая фирменная структура рынка.

Новые сектора рынка — органических и ГМ продуктов — возникли в развитых странах в период, когда организационно-техническое направление развития мировой продовольствен­ной системы окончательно сформировалось по принципу вер­тикальной интеграции.

Вертикальная интеграция агробизнеса на современном этапе. Термином "вертикальная интеграция" определяется объе­динение функций различных воспроизводственных секторов и входящих в них отраслей в единую производственную цепь и создание организационных структур для реализации этих функ­ций. Вертикальная интеграция в аграрных отраслях объективно способствует эффективному проникновению достижений НТП во все звенья продовольственной цепи, является основой унифи­кации технологических процессов и как следствие этого — по­вышения эффективности сельскохозяйственного производства в целом.

Вертикальная интеграция хозяйствующих субъектов на рынке сельскохозяйственных товаров отражает объективно сложившиеся в ходе экономической эволюции условия функ­ционирования всей продовольственной системы. При этом "вертикальная интеграция служит фирме для того, чтобы за счет внутрифирменной организации компенсировались трудно­сти на рынках промежуточных продуктов"86.

Для сельскохозяйственных рынков 90-х годов стало особо актуально утверждение Л. Маккензи, цитируемое и принимае­мое многими зарубежными исследователями, о том, что "мате­риальные стимулы, побуждающие фирму, расположенную"ниже" по технологической цепочке, неэффективно (с точки зрения уровня реальных издержек производства) сочетать фак­торы производства, исчезают в тех случаях, когда монополи­стическое предложение соответствующих товаров или услуг и фирма, занятая промежуточным использованием товаров или услуг, объединяются между собой"87.

Формирование тесного взаимодействия комплекса отрас­лей по производству и переработке сельскохозяйственной про­дукции в целом шло параллельно развитию производительных сил и производственных отношений.

Изначально более динамичные отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья, производству ресурсов, а также сфера общественного питания, транспортная и сбытовая ин­фраструктура тяготели к преодолению нестабильности и не­предсказуемости, характерных для сырьевого сектора. К фак­торам, способствующим развитию вертикальной интеграции, можно отнести концентрацию в перерабатывающих отраслях, при которой возросли требования к качественным и технологи­ческим характеристикам сельскохозяйственного сырья, его го­могенизации, необходимости гарантирования точности его по­ставок по срокам и объемам, а также новые требования торгов­ли к продовольствию по упаковке, однородности качества, ритмичности поставок.

Однако главным побудительным мотивом формирования организационной структуры аграрно-промышленного комплекса по принципу вертикальной интеграции во всех странах является стремление производителей к минимизации фактора неопреде­ленности и непредсказуемости сельскохозяйственного рынка.

Совокупность основных и смежных отраслей по выращи­ванию сырьевого сельскохозяйственного продукта, его сбору, хранению, транспортировке и переработке до уровня готового к употреблению в системе общественного питания или дома, а также по сбыту через оптово-розничную систему получила об­щее название "аграрно-промышленный комплекс" (АПК) или агробизнес.

Степень зрелости межхозяйственной вертикальной инте­грации напрямую зависит от общеэкономического уровня разви­тия страны. Развитым странам в большей степени, чем разви­вающимся, присуща функционально-отраслевая структура агро­бизнеса. Это значит, что процесс вертикальной интеграции охва­тывает несколько групп или уровней отраслей и соответственно это находит отражение в организационной структуре рынка.

Уровень вертикальной интеграции в развитых странах выше, чем в развивающихся. Если во многих развивающихся странах АПК имеет фрагментарный характер, а в некоторых из них лишь формируются общие предпосылки для его развития, то в развитых государствах сельское хозяйство и пищевая про­мышленность уже несколько десятилетий предлагают рынку фактически единый, общий товар — продовольствие.

Первоначально вертикальная интеграция возникла в овощном и семеноводческом секторах сельского хозяйства США. По данным П. Шарканя, уже в 1958 г. в этой стране в рамках вертикальной интеграции производилось до 90% ово­щей, предназначенных для переработки на консервных заводах и морозильных фабриках. Затем этот процесс распространил­ся на страны Западной Европы, и в настоящее время им охва­чены практически все страны мира.

В целом национальная продовольственная система разви­той страны состоит из совокупности аграрно-промышленных комплексов, сформированных по продуктовому (товарному), функциональному, территориальному принципам. Эта сово­купность дополняется незначительным количеством семейных хозяйств, не входящих в АПК.

Продуктовый принцип строения АПК предполагает, что составными элементами комплекса являются товарные отрасли (мясная, молочная, зерновая, овощная, сахарная, прочие).

Функциональное строение трактуется как совокупность отраслей, выполняющих в рамках комплекса определенные за­дачи (обеспечение ресурсами, НИОКР, производство сырья, переработка, хранение, транспортировка, сбыт). Территориальное строение АПК рассматривается как объединение по регио­нально-географическому принципу структур, занятых в пере­численных выше отраслях, с учетом природно-климатических факторов и особенностей их функционирования.

В 90-е годы создались предпосылки для более широкой трактовки АПК развитой страны, включения в устоявшуюся систему классификации его структуры нового параметра — ти­па производства конечного продукта (традиционного, органи­ческого, генетически модифицированного). При этом представ­ляется преждевременным говорить об универсальности и рав­ноценности такого нового выделения структур АПК во всех развитых странах.

Производственно-типовая форма организации АПК зарож­дается лишь в США, Канаде, ЕС, то есть в странах с развитой аграрно-биотехнологической отраслью и одновременно со сло­жившейся культурой органического агропроизводства. В других странах проникновение новых типов продовольственных това­ров на рынок обеспечивается за счет вертикально-интегри­рованных транснациональных корпораций (см. 3.3).

В развивающихся странах элементы АПК сформированы в основном в отраслях, либо имеющих экспортное значение, либо получивших поддержку в период "зеленой" революции с целью достижения самообеспечения продовольствием.

Рассматривая проблемы формирования аграрно-промыш-ленных комплексов в развивающихся странах в контексте эво­люции продовольственной проблемы, российский ученый М.Г. Борисов отмечает: "Формирование АПК — общее явление для всех стран, достигших определенного этапа экономическо­го развития. Страновые АПК сильно отличаются по своей зре­лости. В большинстве стран Востока АПК пока что носит фрагментарный, анклавный характер". Соответственно этому сформирована и организационная структура национальных сельскохозяйственных рынков этих стран.

Однако в последнее десятилетие XX века в условиях гло­бализации мировой продовольственной системы недостающие звенья в структуре АПК развивающихся стран замещаются за счет внешнего фактора. При этом каналами восполнения недос­тающей функции или отсутствия продукции какой-либо отрасли в рамках национальных АПК развивающихся стран являются не столько обычная внешняя торговля или другие формы внешне­экономических связей, сколько внутрифирменные поставки, прямые иностранные инвестиции, передача технологий, обуче­ние специалистов и все прочие виды деятельности ТНК.

Например, продовольственные фирмы государств Запад­ной Европы в период благоприятной конъюнктуры рынка орга­нических продуктов в середине 90-х годов приступили к фор­мированию производственной базы по выращиванию отдель­ных видов овощей в развивающихся странах на основе прин­ципов органического ведения сельского хозяйства по стандар­там, принятым в ЕС. При отсутствии объективных националь­ных экономических условий для формирования таких секторов продовольственного рынка (низкий уровень доходов населения и, как следствие этого, отсутствие платежеспособного спроса, неразвитость материально-технической базы и соответствую­щей инфраструктуры, неинформированность производителей и потребителей о преимуществах биопродуктов), но при наличии внешних предпосылок (высокий спрос и высокие цены на био­продукты в развитых странах) западноевропейским ТНК уда­лось сформировать органический сектор в ряде африканских, азиатских и латиноамериканских стран.

Таким же образом в конце 90-х годов XX века североаме­риканские ТНК приступили к созданию' в развивающихся стра­нах зависимой от их научной базы подотрасли АПК по произ­водству ГМП.

Аналогичная схема формирования анклавов АПК в разви­вающихся странах присуща и тем отраслям традиционного сек­тора продовольственной системы, для которых характерно на­личие длительных тенденций благоприятной конъюнктуры или которые не могут быть должным образом сформированы в развитых странах из-за природно-климатических особенностей производства сырья (тропические товары, морепродукты и др.).

Вертикальная интеграция в продовольственных отраслях развивающихся стран, таким образом, складывается под воз­действием не только и не столько национальных общеэкономи­ческих, сколько общемировых тенденций развития рынков продовольствия.

Фирмы, объединяющие функции производства, перера­ботки и сбыта продовольствия, а также материально-техни­ческого снабжения сельскохозяйственных производителей не­обходимыми ресурсами, получили название "вертикально-интегрированные компании" (ВИК).

Организационно вертикально-интегрированные фирмы в аграрных секторах развитых стран представлены двумя разно­видностями:

- агропромышленные и агроторговые объединения с концен­трацией управляющих функций в едином центре, осуществ­ляющем руководство всеми направлениями хозяйственной деятельности и проводящем единую производственную, тех­нологическую, инновационную, сбытовую политику. Взаи­моотношения сельскохозяйственных производителей и дру­гих функциональных подразделений в такой системе строят­ся на основе внутрифирменных договоров. Вся технологиче­ская цепочка при этом подчинена общей корпоративной кон­цепции с использованием всего арсенала средств и методов современного маркетинга;

- компании, вовлекающие мелких и средних производителей сельскохозяйственной продукции в процесс вертикальной интеграции на основе контрактных отношений на поставку сельскохозяйственного сырья или, наоборот, на обеспечение их необходимыми средствами производства. Как правило, это фирмы, занятые переработкой и сбытом сельскохозяйст­венной продукции или производящие ресурсы для отрасли.

Высшей формой вертикальной интеграции является пер­вая из названных, получившая название "корпоративная инте­грация". Она предполагает интеграцию собственности на пред­приятия, оперирующие в нескольких стадиях технологического процесса производства и сбыта продовольствия. Эта форма бо­лее характерна для развитых стран. Причем ее становление во многих товарных секторах происходило при непосредственной помощи государства через реализацию программ поддержки сельского хозяйства, особенно в таких отраслях, как производ­ство зерновых и масличных культур.

Вторая форма вертикальной интеграции получила назва­ние "контрактация". Она распространена во всех странах мира в основном в овощеводстве, картофелеводстве, сахарной про­мышленности, а также в бройлерном птицеводстве, свиновод­стве и семеноводстве. Для этой формы характерно множество вариантов взаимоотношений между контрагентами и соответ­ственно разная глубина проникновения стратегии фирмы-интегратора по технологической продовольственной цепочке.

Фирмы-интеграторы, в свою очередь, значительно разнят­ся по основным функциям, размеру, степени технической ос­нащенности, организационной структуре. В последнем десяти­летии к этим критериям добавились и параметры наукоемкости конечного продукта фирмы, а также элементы специализации на типе товара.

Обе эти разновидности вертикально-интегрированных компаний предполагают наличие собственной инфраструктуры по хранению, транспортировке, первичной и глубокой перера­ботке сырья, а также вовлечение в технологический процесс, в случае необходимости, внешних ресурсов.

Глубина вертикальной интеграции, то есть количество звеньев продовольственной цепи, на которые распространяется деятельность структур сельскохозяйственного и продовольст­венного бизнеса, различна в отдельных товарных отраслях. Она также может меняться в отдельные периоды времени в зависи­мости от среднесрочных колебаний конъюнктуры.

До середины 90-х годов в пищевой отрасли в целом пре­обладала тенденция к углублению вертикальной интеграции, которая проявлялась в товарной и функциональной диверсифи­кации агробизнеса. В конце 90-х годов, в период замедления темпов экономического роста в развитых странах и преодоле­ния последствий кризиса в Юго-Восточной Азии, снижение

нормы прибыли в продовольственном секторе вызвало волну структурных перемен во всех звеньях вертикально интегри­рованной продовольственной цепи. При этом инициирующим перемены звеном стал нисходящий сектор, а именно, сфера розничной торговли и система общественного питания.

Под воздействием концентрации и горизонтальной инте­грации в этих нисходящих отраслях в пищевой промышленно­сти усилились тенденции сосредоточения хозяйственных уси­лий на основных видах деятельности с целью экономии на масштабах и удержания позиций крупных поставщиков унифи­цированных товаров для концентрированной розничной сети.

Углубление специализации на отдельных группах высо­кодоходных товаров, в основном с известными торговыми мар­ками, у некоторых продовольственных фирм достигло степени девертикализации, когда снижается количество охватываемых хозяйственной структурой производственных уровней, в ос­новном за счет восходящих отраслей.

Например, корпорация "Сара Ли" повысила прибыль­ность, последовательно реализуя в конце 90-х годов программу девертикализации, предусматривающую концентрацию дея­тельности фирмы на продуктах с высокой долей добавленной стоимости и соответствующую организационную реформу. Экономический эффект от такой реорганизации составил, по оценкам, от 25 до 50 млн долл. в год. По мнению руководства компании, минимизация уровней вертикальной интеграции по­зволила снизить капиталоемкость бизнеса и повысить конку­рентоспособность фирмы. "Не стоит преувеличивать влияние глобализации на наш бизнес. В наше время успеха добиваются не те компании, которые производят товары, а те, которые ге­нерируют идеи", — заявил генеральный директор компании Дж.Х. Брайан91.

Одновременно другие продовольственные компании, кон­центрируя основную деятельность, стремятся сосредоточить контроль над большим количеством производственных уров­ней в рамках углубляющейся специализации.

В становлении всех форм вертикальной интеграции тра­диционно весьма значительна и многогранна роль государства. Через программы поддержки сельского хозяйства осуществля­ется частичное субсидирование производства сырья, особенно в специфических районах с неблагоприятными условиями про­изводства, с целью решения не столько отраслевых, сколько социальных проблем в сельской местности. Кроме того, госу­дарство участвует в создании и поддержании транспортной, складской, торговой, а в последние годы и информационной инфраструктуры отрасли.

Формированию вертикальной интеграции способствуют также программы стимулирования экспорта, создание системы стандартов на продовольствие, регламентация экологических, юридических, технологических аспектов взаимоотношений структур, занятых в АПК.

Законодательное закрепление прав интеллектуальной соб­ственности на технологию производства наукоемких товаров, в том числе нового типа продовольствия, на национальном уров­не, а также в рамках ГАТТ/ВТО на международном способст­вовало зарождению противоположной тенденции — усилению роли частного сектора в формировании тенденций вертикаль­ной интеграции в сельском хозяйстве как развитых, так и раз­вивающихся стран.

И интеграция собственности, то есть корпоративная инте­грация, и производственная контрактация являются в настоя­щее время той единственной организационной формой сель­скохозяйственного производства и сбыта, которая в условиях жесткой защиты прав интеллектуальной собственности обеспе­чивает проникновение наукоемких технологий во все звенья продовольственной цепи.

Фирма-интегратор, выполняющая управленческую функ­цию, определяет направления товарной политики на основе имеющихся в ее распоряжении прав собственности на технологию производства генетически модифицированного или, что бывает значительно реже, органического сырьевого сельскохозяйствен­ного товара.

Участники корпоративной вертикальной интеграции не имеют права стратегического управления хозяйственной дея­тельностью, поэтому для них участие в том или ином типе про­изводства (традиционном, генетически модифицированном, ор­ганическом) является императивным. Изменения в номенкла­туре высеваемых культур и ассортименте выпускаемой готовой продукции происходят одновременно по всей вертикали техно­логической цепи. При этом хозяйственные риски распределя­ются также по всей вертикали. Именно на эту разновидность вертикально-интегрированных предприятий в пищевом секторе приходится большая часть производства ГМП.

Напротив, при производственной контрактации фермер­ское хозяйство формально не привязано столь жестко к типу производства и имеет возможность заключать контрактные от­ношения с фирмой-интегратором по своему усмотрению.

Несмотря на наличие действенных экономических рычагов по изменению номенклатуры и качества сельскохозяйственной продукции с целью минимизации издержек производства во всей технологической вертикали со стороны фирмы-интегратора, с которой у фермера существуют устоявшиеся традиционные до­говорные отношения, использование ГМ семян и посадочного материала явилось той проблемой, которую фермер решает са­мостоятельно не только на основе своего хозяйственного опыта, но и с учетом его мировоззренческих и даже религиозных взгля­дов. Хозяйственные риски за принятие решения в пользу того или иного типа производства при этом ложатся на фермера.

Агропромышленные и агроторговые фирмы тех развитых стран, где ГМ культуры разрешены к выращиванию, вовлекают фермеров в контрактные отношения, предлагая более дешевый ресурс и обосновывая снижение издержек производства за счет улучшенных агрономических свойств ГМ семян.

В развивающихся странах национальные АПК не имеют в настоящее время собственных возможностей для реализации такой наукоемкой формы вертикальной интеграции. Фермеры из этой группы государств вовлекаются в производство ГМП

через систему взаимоотношений с вертикально интегрирован­ными ТНК.

Товарная политика вертикально-интегрированных круп­ных фирм стала вызывать в конце 90-х годов весьма негатив­ную реакцию мелких и средних фермеров, работающих на принципах контрактации. Эта категория производителей вы­нужденно будет привязана к товаропроводящей сети какого-то конкретного монополиста по конкретному товару и соответст­венно будет лишена возможности определять собственную це­новую политику. Мелкие фермеры вынуждены будут покупать ГМ семена для посева по ценам вертикально-интегрированной структуры и продавать свой урожай этим же фирмам по навя­занным ими же ценам.

Как образно выразился один канадский фермер, такая сис­тема корпоративного контроля является ничем иным, как моде­лью централизованного планирования, практиковавшегося ра­нее в Советском Союзе. Фермерам все равно, кто будет лишать их возможности самостоятельно вести хозяйственную деятель­ность и решать за них, с кем и как торговать, — государство или корпорация. Поэтому опросы фермеров в США и Канаде в конце 90-х годов показали, что лишь 5% из них считают, что вертикальная интеграция в сфере производства и сбыта ГМП дает положительный эффект, 9% — не оказывает никакого воз­действия на рынок и 86% — влияет негативно 3.

Безусловно, мелкие и средние производители ГМП, осо­бенно в растениеводстве, прекрасно понимают, что они лиша­ются контроля за спросом и предложением товара, возможно­сти свободно конкурировать и что на внешний рынок их товар будет поставляться по мировым ценам, которые обычно ниже внутренних. Однако система технологической зависимости в рамках этого типа производства объективно не оставляет фермеру после принятия им решения о выращивании ГМ культур выбора цепи реализации своего продукта.

По мере развития аграрных биотехнологий и создания ГМО со все более уникальными свойствами степень жесткости взаимозависимости субъектов вертикальной интеграции в про­изводстве и сбыте продовольствия будет увеличиваться.

В органическом секторе также существуют агропромыш­ленные и агроторговые вертикально-интегрированные структу­ры, однако им присущи некоторые отличия от аналогичных фирм ГМ сектора.

Если в ГМ секторе процесс вертикальной интеграции в форме производственной контрактации предполагает зависи­мость фермера от фирмы-интегратора в большей степени на этапе выхода из системы, то в органическом секторе, наоборот, фермер должен приложить серьезные хозяйственные усилия для адаптации своего хозяйства к специальным методам сель­скохозяйственного производства (т.е. проблемой является про­никновение в организационно-технологическую цепь). Напро­тив, на этапе выхода из системы отношения между органиче­скими фермерами и фирмой-интегратором не носят характера жесткой технологической детерминированности и определяют­ся главным образом экономическими мотивами. Более того, при несоблюдении технологии биопроизводства или несоот­ветствии товара жестким стандартам хозяйство теряет статус органического и переходит в традиционный сектор по инициа­тиве самого интегратора.

В корпоративно-интегрированных агропромышленных и агроторговых фирмах традиционного, генетически модифици­рованного и органического секторов различия в системе хозяй­ственных взаимоотношений между подразделениями не носят принципиального характера и определяются в большей степени отраслевыми, чем типовыми особенностями.

Изменения организационной структуры фирм агробизне­са, занятых в сфере производства и торговли ГМ и органиче­ских товаров, идут по пути не только вертикальной, но и гори­зонтальной интеграции на каждом этапе продовольственной цепи.

Наиболее динамично, рельефно и многообразно процессы вертикальной и горизонтальной интеграции в секторах произ­водства ГМ и органических товаров формируются на уровне транснациональных корпораций, являющихся в настоящее время эффективным каналом диффузии достижений техниче­ского прогресса в сельскохозяйственных и продовольственных отраслях не только вглубь, то есть во все подотрасли и подраз­деления, но и вширь, в направлении даже самых отсталых в экономическом отношении стран.

Некоторые аспекты деятельности транснациональных корпораций на мировом рынке сельскохозяйственных товаров. Качественный скачок в процессе интернационализации производства сельскохозяйственных товаров в период "зеле­ной" революции, сопряженный с изменениями объема и меха­низма вывоза капитала, последующая глобализация мировой продовольственной системы привели к активному формирова­нию вертикально-интегрированных транснациональных корпо­раций агробизнеса и весьма значительному росту их влияния на мировом рынке.

В экономической науке существует многообразие тракто­вок и определений транснациональных корпораций (ТНК), что имеет объективную основу — множественность функций и осо­бенностей деятельности этих структур в мировой экономике.

При отсутствии единых критериев и подходов к трактов­кам ТНК в различных экономических школах, тем не менее, существует набор параметров, по которым определяется уро­вень транснациональности. Это, во-первых, характер собствен­ности (национальная или многонациональная) независимо от юридической формы и сферы деятельности хозяйственной структуры; во-вторых, — централизованное внутрифирменное планирование и стратегическое управление всеми подразделе­ниями независимо от страны их функционирования, обеспечи­вающее согласованную политику под единым частным контро­лем; в-третьих, — использование преимуществ международного разделения труда через экономию основных ресурсов и формирование системы особых трансфертных цен; в четвер­тых, — раздел рынков ие между родственными структурами; в-пятых, — единое технологическое и научно-техническое обес­печение; в-шестых, — взаимозависимость результатов хозяйст­венной деятельности.

 

По различным оценкам, доля ТНК в международной тор­говле превышает половину ее объема, а в некоторых отраслях доходит до 80-90%.

Применительно к сельскохозяйственным и продовольст­венным ТНК эволюция экономических теорий и воззрений на этот феномен в целом проходила в соответствии с общими на­правлениями развития мировой научной мысли. Однако приори­тетное развитие получили теории/интернализации (А. Рагмен), диверсификации (К. Боулдинг), /географического размещения производства и рассредоточения рисков (Г. Грубел, Дж. Виддсмит), модифицированная теория фирмы (У. Баумоль), а также эклекти­ческие теории (Дж. Даннинг, П. Бакли, Э. Кейвз)94.

В конце 90-х годов в условиях появления организацион­ных и товарных модификаций продовольственных и сельскохо­зяйственных ТНК на генно-инженерной волне НТП стали по­пулярными теории промышленной динамики (И. Шелдон, Б. Лавуайе)95, слияний (Г. Рауссер, А. Марко)96, а также ряд других концепций, увязывающих процессы организационных и функциональных изменений ТНК с этапами технологического и научного развития отрасли.

Для рынков сельскохозяйственных товаров, в целому продовольственного сектора, в частности, появление хозяйст­вующих субъектов, подпадающих под определения ТНК, яви­лось логическим этапом эволюционного развития/соответст-вующих отраслей.

Фактор использования возобновляемых природных ресур­сов, их специфики, технологические и климатические особен­ности производственного цикла задолго до появления в миро­вой экономике феномена ТНК и соответствующих теорий в экономической науке привел к созданию фирм, производствен­ная и сбытовая деятельность которых была по своей сути транснациональной.

На этапе до массового появления ТНК элементы трансна­циональности были характерны в большей степени для таких отраслей продовольственного сектора, как растениеводство, особенно производство масличных, зерновых, тропических культур и сахара, а также рыболовство.

Еще в период существования колониальной системы крупные продовольственные фирмы развитых стран были ори­ентированы на получение сельскохозяйственного сырья из раз­личных регионов мира не только по каналам обычной между­народной торговли, но и через использование специфических организационных структур, аналогов нынешних дочерних фирм, расположенных за пределами страны базирования мате­ринской компании. При этом между родственными структура­ми существовали движение капитала, персонала (в основном руководящего), технологический обмен знаниями и навыками производства, управления, сбыта.

При том, что сельскохозяйственные фирмы вступили на путь поэтапного создания готового товара с разбивкой производ­ственного процесса на отдельные функции и этапы и рассредото­чения этих функций по разным странам раньше других отраслей, процесс формирования их организационных контуров и глобаль­ных стратегий нельзя считать завершенным, тем более единооб­разным. "Генная" волна НТП и сопутствующая ей тенденция к экологизации продовольственной системы привнесли в процесс эволюции аграрных ТНК новый динамизм и разнообразие.

В настоящее время ТНК в продовольственной сфере схема­тически можно представить как производственное-тфедприятие, отдельные подразделения которого, связанные/единым техноло­гическим циклом, расположены в разных странах или же весь производственный цикл которого выносится за пределы страны базирования для экономии на трансакционных издержках.

Отличительной чертой "международности" для ТНК про­довольственного сектора, таким образом, являются не столько признаки происхождения капитала, сколько экономия основных ресурсов на основе международного разделения труда по гео­графическому и отраслевому принципам. Подавляющее боль­шинство современных аграрных ТНК представляет капитал только одной страны, а вовсе не многонациональный, хотя он и осуществляет производство на многонациональной основе.

В целом ТНК на сельскохозяйственном рынке далеко не всегда относятся к категории крупнейших в отрасли компаний. Существует множество средних и даже мелких фирм как в сырьевых, так и в перерабатывающих отраслях, а также в тор­говле и общественном питании, деятельность которых подпа­дает под критерии транснациональности.

Крупнейшие продовольственные ТНК руководствуются принципом глобальной стратегии, когда продукция ТНК про­изводится и реализуется по единым интегрированным в миро­вом масштабе схемам и: технологическим нормам, что позволя­ет достигать высокой нормы прибыли за счет размера произ­водства, оптимального использования ресурсов, а также эконо­мии на НИОКР.

При этом глобализация сбыта нового типа товара явилась достаточно сложным и многофакторным явлением для мирово­го сельскохозяйственного рынка в целом и для ТНК в частно­сти. Эта многофакторность и многообразие вытекающих из нее проблем нашли свое отражение в особенностях функциониро­вания многонациональных хозяйственных структур.

Для продовольственного сектора характерна множествен­ность конфигурации ТНК, то есть их филиалы в отдельных ре­гионах и странах адаптированы к местным условиям и форми­руют товарную и производственную политику с учетом местных культурных, религиозных и потребительских/Традиций. При этом зачастую используется сочетание по отдельным то­варным группам двух разновидностей глобальной конфигура­ции: рассеянной, когда прямые зарубежные инвестиции на­правляются в создание специфического для данного конкрет­ного рынка продукта, и концентрированной, когда продукт производится в одной или нескольких странах и поставляется в едином виде через внутрифирменную систему товародвижения на различные локальные рынки.

В случае рассеянной конфигурации конкурентные пре­имущества достигаются за счет экономии ресурсов и учета фактора традиционности потребления, в случае концентриро­ванной конфигурации — за счет использования уникальных потребительских качеств продукта, а также высокой репутации фирмы или торговой марки.

Обычной практикой продовольственных ТНК является высокая степень координации всех аспектов деятельности фи­лиалов в различных странах и регионах. В продовольственном секторе используются практически все виды стратегий дея­тельности ТНК — от дублирования филиалами всех функций материнской фирмы и простой интеграции по примеру обыч­ных национальных компаний до комплексной интеграционной стратегии, когда дочерние фирмы объединены в единые сети производства и сбыта, интегрированные в масштабе отдельных регионов или глобально по всему миру.

Если основной парадигмой стратегического развития про­довольственных ТНК в 80-е годы и в первой половине 90-х го­дов XX века была диверсификация товара и функций, то в кон­це 90-х годов и особенно в начале XXI века ее сменила пара­дигма специализации, выражаемая стратегией "фокусировки на ядре". Эти стратегии предполагают выделение основной сферы деятельности и концентрацию усилий на конкретном генераль­ном направлении, что означает повышение степени специали­зации на уровне товара, отрасли, функции. Многочисленные разновидности "стратегии ядра" именуются иначе концепциями реконфигурации.

Реструктуризация продовольственных ТНК по пути уг­лубления специализации и концентрации стала в определенной степени ответной реакцией на происходившую с некоторым опережением волну концентрации в розничной продовольст­венной сети. Однако в большей мере она определялась объек­тивными процессами глобализации потребления и сбыта про­довольствия, выдвинувшими на первое место в конкурентной борьбе товарный фактор.

Инновационная политика продовольственных ТНК в рам­ках стратегий "фокусировки на ядре" направлена на выпуск на рынок группы новых товаров с улучшенными потребительски­ми свойствами под единой торговой маркой. Этим стратегиче­ским целям, безусловно, отвечают как генетически модифици­рованные, так и органические продукты. При этом технологи­ческие особенности производства сырья при этом задают инно­вационным стратегиям ТНК лишь тактические модификации.

Фокусировка усилий на меньшем количестве функций или специализация на отдельных группах товаров дает ТНК значи­тельную прибыль.

Отказавшись от деятельности в сфере общественного пита­ния и сосредоточив ее исключительно на производстве и торгов­ле упакованными продуктами и напитками, ТНК "Пепсико" (Pep­siCo) удвоила свой оборот, доведя его до 1,4 млрд. долл.97. Один из руководителей компании Р.А.Энрико заявил по этому поводу, что "рестораны и упакованные продукты — это совсем разный бизнес, их совмещение ограничивает потенциал обоих"98.

Реализуя стратегию реконфигурации, компания "Кэм-пбелл Соуп" (Campbell Soup) избавилась от семи "неосновных" видов деятельности, включающих производство птицы в США и говядины в Аргентине99.

Аналогичные шаги предприняла и ТНК "Х.Дж. Хейнц" (H.J. Heinz), продав и закрыв 23 предприятия по всему миру, в основном в сфере услуг для пищевой промышленности, и од­новременно расширив производство детского питания в Китае и Японии100.

Соответственно тенденцией последних лет, непосредст­венно связанной с деятельностью ТНК, явилась унификация отдельных видов продовольствия и нивелирование националь­ных традиций потребления через систему единых фирменных стандартов, что противоречит тенденции к диверсификации то­варного ассортимента и в определенной степени гасит ее. Ли­берализация международной торговли сельскохозяйственными товарами усиливает возможности для осуществления такой унификации во всемирном масштабе.

Безусловно, существует явно выраженная специфика дея­тельности средних и мелких продовольственных ТНК, заклю­чающаяся в низкой степени товарной и функциональной дивер­сификации, порой достигающей монотоварности или моно­функциональности.

Тенденция товарной и функциональной специализации в сегментах деятельности не только мелкомасштабных, но также крупных продовольственных ТНК существует на мировом рынке одновременно и параллельно с тенденцией к диверсификации.

Рост популярности питания вне дома (в ресторанах, сту­денческих и школьных столовых, в закусочных на вокзалах и аэропортах), стимулирующий производство готовых упакован­ных продуктов и продуктов легкого приготовления, способст­вует расширению ассортиментных рядов таких товаров и одно­временно нивелирует грань между розничной продажей и сфе­рой общественного питания. Эти изменения способствуют экс­пансии товаров известных торговых марок на новые рынки.

Такую форму диверсиф




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.