Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиантология и психология личности

Психология, как мы уже говорили, по праву претендует на роль одного из “родителей” девиантологии. При этом уточним - в данном случае речь идет об одном из разделов психологического знания – психологии личности или персонологии. Этот раздел психологии включает в себя широкий спектр разных, зачастую противоречивых представлений о личности. Персонологи, так же как и социологи, долгое время претендовали на монополию в области решения девиантологических вопросов. Хотя сегодня подобные представления большинству представителей научного психологического сообщества чужды, никто не отрицает заслуг психологии личности в области изучения проблем отклоняющегося поведения.

Чтобы прояснить, где предмет интереса персонологии и девиантологии совпадает, а где расходится, присмотримся к психологии личности повнимательней. Что и с каких позиций изучает это направление

психологии? Общеизвестно, что на нашей планете нельзя найти хотя бы двух абсолютно похожих людей. Каждый из нас - уникальная, неповторимая личность. Совершая одни и те же поступки, люди могут испытывать самые противоположные чувства. Например, участвуя в политическом митинге, один выражает свои убеждения, другой придерживается противоположных убеждений, но пришел из солидарности с товарищем, третий участвует просто от скуки. Стремление понять, что лежит в основе поступков человека

- один из главных интересов персонологии. У каждого человека есть свой внутренний мир. Свой особый комплекс представлений, эмоциональных реакций, переживаний, склонностей поступать определенным образом. По каким законам функционирует этот внутренний мир? Ответ на этот вопрос связан с тем или иным взглядом на природу человека. Скажем, если я склонен просыпаться по ночам от ощущения, что по мне ползают маленькие зеленые крокодильчики - это проявление свойственных большинству людей переживаний или повод для визита к психиатру? Пытаясь ответить на эти и другие вопросы персонологи создают теории личности. Что это такое? Коротко говоря, любая теория личности - это система идей, которая объясняет, что представляет собой человек (т.е. выявляет, относительно постоянные характеристики личности), как он себя ведет и чем он руководствуется в своем поведении. Это - тщательно выверенные умозаключения относительно природы человека, которые обязательно должны иметь эмпирическое подтверждение. Теория должна не только объяснять прошлое и настоящее поведение человека, но и предсказывать будущее. Таким образом, теории личности описывают, объясняют и предсказывают человеческое поведение. Если теории этих функций не выполняю, они отвергаются научным сообществом, как недостоверные. Скажем сразу - до согласия в среде ученых по основным вопросам психологии личности - пока еще очень далеко. Так З.Фрейд утверждал, что истинных мотивов своих поступков человек не осознает и направлено его поведение на удовлетворение инстинктивных (не зависящих от воли и сознания человека) потребностей. Американский психолог Б.Ф.Скиннер утверждал, что поведение людей не очень сильно отличается от поведения его подопытных голубей. Другой психолог, В.Франкл, утверждал, что человек стремится к поиску смысла жизни и в основе его поступков лежит осознанный и свободный выбор. Эти представления о природе человека по сути противоположны. С другой стороны, каждая из этих теорий объясняет какие-то аспекты человеческой природы. Следует понимать, что любая теория - это модель, упрощенное описание самого сложного объекта изучения - человека.

Несмотря на разницу в содержании каждой из теорий личности, их основные компоненты, другими словами - наиболее серьезные вопросы, разрешить которые стремится любая теория - во многом совпадают. При этом ответы даются, разумеется, разные. Что это за вопросы? Во-первых, это вопрос о структуре личности. Все психологи стремятся найти относительно неизменные характеристики психики человека, которые устойчиво проявляются в различных обстоятельствах в разное время. Каждый из нас на всем протяжении жизни чем-то отличается от других людей. Это объясняется неповторимостью структуры нашей личности. В то же время все мы во многом похожи - это результат структурного сходства. Эти различия и похожесть объясняются различными теориями по разному. Однако любая теория личности рассматривает вопрос о том, что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека. Во-вторых, любая теория личности рассматривает вопрос о мотивации. Психологи стремятся объяснить, почему люди поступают так, а не иначе. Вопрос о мотивации затрагивает изменяющиеся, динамические особенности поведения человека. “Почему люди ставят перед собой различные цели в течении жизни, и с различной степенью упорства стремятся к этим целям?” “Что побуждает человека к действию, и что направляет его поступки?” - таковы распространенные варианты подобных вопросов. Разумеется, ответы на эти вопросы, даваемые в рамках различных теорий, так же отличаются друг от друга. Третий компонент теорий личности - вопрос о развитии. Не секрет, что люди меняются с течением жизни. Пожилые люди ведут себя и воспринимают окружающий мир иначе, чем молодежь. На развитие человека действуют самые разнообразные факторы: наследственность, семья, школа, имущественное положение, принадлежность к той или иной культуре. Все

это создает уникальный запас личного опыта. Какова роль тех или иных факторов в процессе развития личности? Каковы закономерности этого процесса? Без ответа на эти вопросы невозможно полноценное познание человека. Четвертый блок вопросов, стоящих перед любой теорией личности - это вопросы психопатологии. Почему одни люди легко приспосабливаются к жизни в обществе, а другие испытывают затруднения при взаимодействии с окружающими? Почему некоторые люди склонны воспринимать окружающий мир совершенно по другому, нежели большинство людей (например, всерьез подозревать, что все окружающие желают причинить им вред)? Наконец, чем “нормальная” психика отличается от “ненормальной”? Эти вопросы смело можно отнести к числу важнейших в персонологии. Тесно связан с предыдущим пятый компонент любой теории. Речь идет о проблеме психического здоровья. Любая теории должна предложить критерии оценки здоровой личности. Персонологи уделяют много внимания созданию портрета здоровой личности и разработке положений здорового образа жизни (разумеется речь идет прежде всего о психологических, а не физкультурных критериях здоровья). Разумеется, ответы на этот, центральный для психологов, вопрос даются разные. Фрейд считал, что показателем здоровья может служить способность справляться с внутренней тревогой и достигать чувства удовлетворенности жизнью. Франкл, наоборот, утверждал, что внутреннее напряжение, борьба, переживание жизни, как драмы - есть условия и показатель здоровья. Наконец шестой важный вопрос - это вопрос о терапевтическом воздействии на личность. Как помочь людям с разлучными психическими отклонениями? Возможно ли скорректировать эти отклонения и изменить больную личность? Это пожалуй наиболее актуальные вопросы, служащие критерием оценки практической значимости той или иной теории. Из нашего краткого анализа проблемной области психологии личности, видно, что три последних вопроса имеют ярко выраженную девиантологическую окраску. Действительно теории психопатологии, психического здоровья и возможностей терапии - дают девиантологам исключительно богатый материал для решения своих проблем. Что бы понять природу и причины отклоняющегося поведения людей, девиантолог обязан быть компетентным в этих (желательно и других) разделах психологии личности.

С нашей точки зрения, современная психология девиантного поведения - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения в данном контексте представляет собой типичный пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому является столкновение мнений между ортодоксально психологическим и ортодоксально психиатрическим взглядами на отклоняющееся от нормативного поведение. Отнюдь не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиации поведения к патологии (т.е. к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы) или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (т.е. донозологическими психическими расстройствами) или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция.
До последнего времени отмечалась тенденция дистанцировать проблемы, изучаемые в рамках психологии девиантного поведения, от проблем смежных дисциплин, что приводило и приводит к одностороннему, пристрастному взгляду на сложные теоретические и практические вопросы отклоняющегося от общепринятых стандартов поведения. Наиболее распространенной является попытка противопоставить психологию и психопатологию девиантного поведения, четко разделить проблемы здоровой и больной психической деятельности, что, видимо, должно быть признано ошибочным. Следствием данного подхода являются попытки выделения девиаций "в рамках психической нормы" и при психопатологических расстройствах, последние из которых предлагается обозначить иным термином (не девиацией). Ярким примером может служить неудачная попытка разделить такую проблему девиантного поведения, как употребление наркотических веществ, на собственно психологическую (когда существует лишь психологическая зависимость от наркотика) и медицинскую (в случае "злоупотребления" наркотиком, формирования физической зависимости и заболевания - наркомании).
Приведенный широко распространенный подход, основанный на ортодоксальных принципах, не позволяет, с одной стороны, всесторонне объективно и беспристрастно анализировать механизмы психогенеза, т.е. психические процессы, ответственные за формирование девиаций, с другой - он не дает возможности оказывать адекватную и эффективную помощь. Консерватизм данной позиции отражается в поиске альтернативы ответственности за формирование и исход девиации.
Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения.

Однако нелегкая девиантологическая доля не исчерпывается социологической и персонологической компетентностью. Люди – слишком сложные существа. Мало того, что человек участвует в общественных

отношениях и имеет свой неповторимый внутренний мир. Он еще и проявляет поразительную устойчивость некоторых психологических реакций, которые оказываются почти автономными от структуры общества или от того или иного типа личности. Другими словами, ничего не остается, как вступить на территорию социальной психологии.

Девиантология и социальная психология. Социальная психология одна из самых молодых отраслей знания о человеке и обществе. В самостоятельную науку она выделилась во второй половине ХХ века, “отпочковавшись” от социологии и психологии личности. Хотя автономность социальной психологии сегодня общепризнанна, дискуссии о совпадении ее предмета с предметом персонологии и социологии не утихают и поныне. И все-таки и социологи и личностные психологи признают, что достижения социальной психологии интересны и самобытны. Чем же занимаются социальные психологи. Упрощая, можно сказать, что социальная психология изучает устойчивые, повторяющиеся психологические феномены, лежащие в основе социального поведения людей, их отношения друг к другу и характерных способов мышления. Говоря о разнице предмета интереса социологии, психологии личности и социальной психологии, можно сказать, что социолога интересует, как из взаимодействия индивидуальностей возникает общество; персонолога интересуют сами эти индивидуальности; а социальный психолог интересуется психологической и поведенческой схожестью этих индивидуальностей. Попробуем прояснить эту разницу на примере. Одна и та же ситуация - например драка на улице и толпа на нее глазеющая – представляет несомненный интерес, как для социолога, так и для персонолога и социального психолога. Однако этот интерес будет весьма различным. Так социолог, скорее всего, заинтересуется социальной принадлежностью участников драки и зрителей. Их имущественным положением и уровнем образования, а так же их профессиональной принадлежностью. Он постарается выяснить общие характеристики того сообщества, где имел место инцидент. Был это крупный город или деревня? Каково экономическое и политическое состояние данного сообщества? Разрешают ли местные законы и обычаи драки в общественных местах? Отвечая на подобные

вопросы социолог даст свое объяснение происшедшему. Персонолог, рассматривая ту же самую ситуацию заинтересуется, скорее всего личностными особенностями участников инцидента. Каков уровень агрессивности тех, кто дерется, и каков уровень эмпатии у зрителей? какова история жизни дерущихся и безучастно наблюдающих за дракой? Каковы, наконец, мотивы совершаемых действий? Выяснив все это, персонолог объяснит происходящее по-своему. Социального психолога заинтересует другое. Первое, что он постарается выяснить - это вопрос о том, является ли подобное поведение типичным для большинства людей в подобных ситуациях? Если да, то какие психологические механизмы лежат в его основе? Если нет, то что уникального было в анализируемой ситуации, что заставило ее участников вести себя подобным образом? Выяснив ответы на эти вопросы, социальный психолог, скорее всего, поведает нам об “эффекте зрителя” - феномене, описанном во всех учебниках по социальной психологии.

Из этого примера видно, что социально-психологические теории представляют для девиантолога безусловный интерес. Попробуем рассказать об этом подробнее. В своем объяснении человеческого поведения, социальная психология опирается на два основных положения. Первое - власть ситуации. Непосредственные условия, в которых разворачивается поведение, оказывают огромное влияние на само это поведение. Большинство людей не позволяет себе делать в присутствии других то, что вполне позволяет наедине с собой (например, ковырять в носу). Оказавшись на дипломатическом приеме, мы вряд ли станем есть пищу руками, хотя вполне можем делать это у себя дома. В обыденной жизни власть ситуации редко осознается. Многие интересные эксперименты социальных психологов прекрасно иллюстрируют всю силу

этого скрытого влияния. Однако нельзя не признавать и власть личности. Разные люди все-таки ведут себя по разному в одних и тех же ситуациях. Услышав крик о помощи, один кинется на выручку, а другой предпочтет “не услышать”. Кроме того, разные люди выбирают для себя различные ситуации. Так, вряд ли

справедливым будет утверждение, что священник и проститутка имеют одинаковую вероятность оказаться в ситуации насилия со стороны сутенера. Таким образом человеческое поведение рассматривается, как результат сложного взаимодействия личностных и ситуационных факторов. Один из столпов социальной психологии Курт Левин описывал этот подход формулой: П = f (Л + С) - поведение есть функция от взаимодействия личности и ситуации. Подобный подход оказывается весьма ценным для девиантолога. Опираясь на него, мы можем рассматривать различные социальные ситуации, как “проверку на девиантологическую прочность” - одни люди ее выдерживают и несмотря ни на что демонстрируют “нормальное” поведение, другие - нет - они становятся девиантами.

Интересно, что подобный подход фиксируется и, так называемым, обыденным сознанием, однако, зачастую в несколько искаженной форме. Так большинство людей объясняя поведение других, ссылаются на личностные факторы: “он ругается, потому, что злой и невоспитанный”. В то же время, объясняя свое собственное поведение, большинство людей предпочитает обращать внимание на ситуативные факторы: “я ругаюсь потому, что у меня был тяжелый день, или потому, что меня вынудили ”.Это происходит потому, что объясняя поведение других, мы, как наблюдатели, обращаем внимание в первую очередь на человека - ведь люди интересны и динамичны. Тогда как при объяснении собственного поведения нам первыми бросаются в глаза внешние условия (ситуация), а лишь потом наши внутренние мотивы.

Один из наиболее интересных и жестоких социально-психологических экспериментов, с явно u1076 девиантологической проблематикой, был поставлен жизнью. В 1964 г. в одном из районов Нью-Йорка (Бронксе) молодая женщина, возвращавшаяся поздно вечером с работы, подверглась вооруженному нападению. Китти Дженовиз - так звали жертву - боролась за свою жизнь около сорока минут, пытаясь увернутся от ножа в маленьком переулке, куда загнал ее нападавший. Все это время она громко звала на помощь, однако, так ее и не дождавшись, была убита. Трагизм ситуации в том, что всю сцену от начала до конца наблюдало около 40 человек – вполне добропорядочных жителей Бронкса!!! Никто из них не только не пришел несчастной на помощь, но даже не вызвал полицию! Согласитесь, трудно поверить, что такое возможно. Между тем, этот инцидент имел несчастье быть. Почему “нормальные” во всех отношениях люди, представители среднего класса - гордости Америки - остались безучастными наблюдателями кровавой расправы. Среди социальных психологов до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Как правило, ссылаются на уже упомянутый “эффект зрителя”, снижающий личную ответственность человека за

вмешательство в наблюдаемые события. Согласно другой версии, всему виной принцип “социального доказательства”: не зная как поступить в этой, явно экстраординарной, ситуации, люди руководствовались реакцией других наблюдателей, которые, так же не реагировали, не зная, как поступить - получился замкнутый круг. Разумеется, интересы социальных психологов не ограничены подобной проблематикой. Их интересуют такие явления, как конформизм, социальное мышление, любовь и дружба, восприятие себя и других в социальных отношениях и др. Со многими интересными экспериментами, представляющими интерес для девиантолога, мы познакомимся позднее. Но уже сейчас достаточно ясно - ученый, изучающий отклоняющееся поведение без социальной психологии не обойдется. Итак, компетентный девиантолог должен обладать обширными социологическими, персонологическими и социально-психологическими знаниями. Однако, ограничиться этим он не может. Сфера поведенческих отклонений невероятно широка. В то же время, существует группа отклонений, всегда привлекающих особое внимание общества - речь идет о

преступном поведении. Оставить этот вопрос без специального рассмотрения невозможно - придется обратиться к криминологии.

Девиантология и криминология. Криминология - это наука о преступлениях (от лат. crimen - преступление и греч. logos). Криминология - одна из самых древних наук о человеческом поведении, несмотря на то, что само название “криминология” появилось относительно недавно. Мыслителей всегда занимал вопрос о том, почему люди нарушают закон - т.е. совершают преступление. В ХХ веке наука о преступлениях синтезировала достижения таких наук, как юриспруденция, психология и социология и выделилась в самостоятельную междисциплинарную область знания. Криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений - индивидуального преступного поведения, но и закономерности преступности, как общественного явления. Другими словами, для криминолога одинаково интересно то, как и почему “мистер Х” совершил преступление и то, почему и как совершают преступления вообще, в том городе, где живет “мистер Х”. Почему совершает преступление человек? Почему для решения жизненной проблемы выбирается преступный путь? Что делать для того, что бы не допустить этого? Вот примерный список вопросов, волнующих криминолога в первую очередь. Криминология с самого начала заявила о себе, как эмпирическая наука. Об этом стоит сказать подробнее, поскольку это определение во многом проясняет взаимосвязь криминологии и девиантологии.

Интересно, что немногие задумываются о значении слова “преступление”. Между тем, оно буквально

означает выход за границы нормативного (регулируемого правилами) поведения - от слова “переступить”.

Во-первых, проблемы криминологии локализованы в пространстве и времени. Само понятие преступления специфично для каждого общества в конкретный период его развития. Например, супружеская измена, рассматривавшаяся, как преступление в средневековой Европе, в наши дни преступлением не является, следовательно, этот тип поведения выпадает из поля зрения криминологии. Конечно, криминологи обращаются к истории преступности, но делают это, в первую очередь для того, что бы лучше понять причины современных преступлений. Во-вторых, эмпиричность криминологии, во многом, связана с прикладным характером этой науки. Одной из главных задач криминолога является не только объяснение преступности, но и выработка рекомендаций по борьбе с ней. Криминологи постоянно совершенствуют методы борьбы с преступностью. Разумеется, бороться можно только с конкретной преступностью, в конкретном обществе, в конкретную историческую эпоху. Соответственно, криминолог еще в большей степени привязывается к месту и времени - к эмпирике. Сказанное, повторим, не означает, что криминологи

не используют общетеоретический и исторический опыт - просто этот опыт имеет, прежде всего, вспомогательное значение, представляя мало интереса сам по себе.

Криминологи ориентированы на поиск базовых причин преступности, коренящихся в специфике общественного устройства и особенностях отношений между членами социума. Преступность - статистическое явление, т.е. связана с деятельностью достаточно большого количества членов общества. Это заставляет криминолога находить связи между преступностью и другими видами поведенческих отклонений, например пьянством или половой распущенностью. Однако криминолог обращается к этим явлениям, как к фоновым для главной проблемы - преступности. Совершено ясно, что криминолог, занимающийся указанными проблемами, не в состоянии обойтись без социологических знаний. Не менее важным однако, является поиск конкретных причин конкретного преступления. Почему преступление совершил именно “мистер Х” - ведь общественные отношения действуют на всех. Раз уж мы заговорили о взаимодействии личности и общества, а, значит, о личностных различиях, мы пришли к психологии. Таким образом, криминология, так же как и девиантология не может обойтись без “двух китов” в системе наук о человеке и обществе - социологии и психологии. В чем же различие предмета изучения девиантологии и криминологии? Разница очевидна. Она подобна разнице между девиантологией и теми науками, о которых речь уже шла в этом параграфе. Предмет этих наук соотносится с предметом девиантологии, как общее с частным - социология интересуется обществом в целом, а не только нарушением каких-либо норм в этом обществе; психологию интересуют все формы психической деятельности, а не только отклоняющиеся от нормы. Так же соотносятся между собой девиантология и криминология – Девиантология выступает более общей дисциплиной - ее интересуют все виды отклонений от нормы, встречающиеся в человеческих обществах, а не только преступность. В то же время, подчеркнем еще раз, криминология представляет

особую ценность для девиантолога. Прежде всего, потому, что имеет дело с самым вызывающим видом отклонений - с преступным поведением. Однако, пришло время задуматься - а что такое, вообще, преступление. Более того, мы можем задать и более сложный вопрос: “а что такое вообще норма и что такое вообще отклонение от нормы?” Поиск ответов на эти и им подобные вопросы, приведет нас к философии, как наиболее общей области знания о людях и вообще о мире.

Девиантология и философия. Во-первых, философия - это прежде всего прикладная, ориентированная на жизнь, область знания; во-вторых, строго говоря, философия - это не наука. По-видимому, нужно сказать об этом подробнее. Начнем с первого утверждения - “философия является прикладной, ориентированной на реальную жизнь, областью знания”. Это действительно так. Более того, ВСЕ люди (кроме разве что умственно отсталых) являются философами - даже если не осознают этого. Философия имеет дело с самыми общими вопросами, касающимися человеческой жизни и мира, в котором эта жизнь протекает. “Что такое жизнь?” “Есть ли у жизни смысл?” “Если да, то в чем он заключается?” “Как вообще возможно найти ответ на вопрос о смысле жизни?” “Что мы можем, и что не можем познать?” Все эти вопросы относятся к разряду философских. Нет никаких сомнений в том, что очень многое в жизни человека зависит от того, как он отвечает на эти и им подобные вопросы. Отвечают на них все, даже не осознавая этого. Считаем ли мы себя свободными или рабами обстоятельств, видим ли смысл жизни в служении долгу или в удовлетворении желаний - любой из ответов сразу отражается на нашем поведении и повседневной жизни. Более того, жизнь целых сообществ зависит от ответов на эти важнейшие вопросы. Стоит нам решить, что мы поняли, в чем счастье для человечества и, что само человечество просто не видит и не понимает своего счастья - и, мы вполне можем уподобиться Гитлеру или Робеспьеру. Во время Великой французской революции гильотина в Париже работала не переставая несколько суток - во имя “свободы, равенства и братства” – один из самых трагичных примеров поспешного решения философских вопросов. Когда кто-то говорит нам, что безработные сами виноваты в своих несчастьях - это философская позиция, с которой мы можем согласиться или нет. Таким образом, философия - тесно связана с реальной жизнью.

Суммируя все выше сказанное, можно утверждать, что философия является наиболее общей областью компетенции девиантолога. Ведь отвечая на основные вопросы девиантолгии - что есть норма, а что отклонение – мы фактически решаем философскую проблему. Что бы лучше понять сказанное, нам придется совершить краткий экскурс в историю. Философия возникла в Греции, приблизительно в VI веке до н.э. Именно греки заложили основы всей последующей философской мысли. Многих мыслителей последующих поколений поражал тот факт, что греческие философы подняли практически все актуальные философские вопросы и, более того, обозначили основные ответы на них. Нас, разумеется, интересуют, в первую очередь, те вопросы, которые касаются нормального и ненормального в поведении людей. Эти вопросы оформились в особую область философского знания, называемую этикой или моральной философией. Однако сами этические учения упираются в представления о человеческой природе. Коротко рассмотрим лишь два из крупнейших этических учений Античности, предопределивших дальнейшее развитие этической мысли.

Очень влиятельным, среди древнегреческих философов, считался Сократ. Его этическая концепция предполагала взгляд на человека, как на существо обладающее двойственной природой. С одной стороны человек подобен животным – во всем, что связано со страстями, телесными желаниями и влечениями. С другой стороны человек имеет разум – божественную способность постигать суть вещей - то, чего лишены животные. Нормальным (т.е. правильным, этическим) для человека Сократ считал максимальное развитие разумного начала и полный контроль разума над телесной природой. Это должно было обессмертить “разумную душу”. Таким образом, Сократ заложил основы этики долга, ориентированной на самоконтроль во имя какой-то высшей цели. Противоположного взгляда на человека придерживался Протагор - глава софистов. Ему принадлежит выражение “человек – мера всех вещей”. Человек, согласно Протагору, сам для себя есть высший авторитет и моральный судья. Человек вправе делать то, что считает нужным, не обращая внимание на окружающих. Его личное счастье - превыше всего. “Что толку связывать себя каким-то долгом, обязательствами, если завтра мы умрем. Нужно жить сейчас и жить успешно.” – вот основная идея этого направления моральной мысли. Иногда его называют этикой успеха или эффективности. Античность создала и другие этико-философскиеучения, например, этику Аристотеля или Эпикура, стоицизм, но мы не будем их рассматривать, предоставив читателю возможность сделать это самостоятельно. Для нас важно другое. Мы можем соглашаться с Сократом или Протагором, но мы обязаны отдавать себе отчет в том, что вставая на ЛЮБУЮ философскую позицию, мы принимаем строго определенную точку зрения на девиантологические проблемы. Другими словами, если мы согласны с Протагором, то мы не сможем считать нормальным человека, который имеет возможность безнаказанно украсть и не делает этого из моральных соображений. Это противоречит принципу успеха. Точно так же, если мы согласны с Сократом, то мы не сможем считать нормальным человека, который в свободное время посвящает обжорству и сексуальным развлечениям. Это противоречит принципу самоограничения. Отсюда важный для нас с вами вывод: любое представление о норме илиотклонении уходит своими корнями в философию; считая какие-тодействия людей девиантными, мы тем самым занимаем философскуюпозицию.

Отсюда следует, что девиантолог просто обязан быть компетентным в области философских морально-этических учений. Философские вопросы считаются “вечными”, но люди всегда так или иначе отвечали на них – в разные исторические эпохи по разному. Любой ответ сразу задавал координаты проявлений девиантности, очерчивал круг того, что делать (или думать) нельзя. Нам с вами очень пригодится знание этих примеров – ведь прошлое дает повод для размышлений о настоящем.

девиантология в полной мере заимствует достижения социологии, которая считается одним из ее “родителей”; социологи изучают то, как люди в процессе повседневных взаимодействий создают и поддерживают сложную реальность, называемую обществом; при этом для социологов и девиантологов общим является интерес к тому, почему некоторые члены общества отказываются от привычных, диктуемых обществом, моделей поведения и демонстрируют склонность к девиантности;

девиантология не теряет связи u со “вторым родителем” – с психологией личности (персонологией); персонологи изучают закономерности деятельности индивидуального сознания; пытаясь объяснить человеческое поведение, они создают различные теории личности; и девиантологов и персонологов в равной степени интересует вопросы о том, что такое психологическая патология, затрудняющая нормальную жизнедеятельность личности, что есть психическое здоровье и каковы возможности коррекции психологических отклонений;

с социальной психологией девиантологию роднит интерес к универсальным психологическим реакциям, свойственным большинству людей; многие из типичных социальных моделей поведения и мышления, связаны с проблемой девиантного поведения - например “эффект зрителя” или ситуации психологического

давления в группе; используя социально-психологический подход, девиантологи пытаются понять как взаимодействуют личностные качества человека и ситуационное давление на него при поведенческих отклонениях;

если интерес социологии, персонологии и социальной психологии шире интереса девиантологии, то область девиантологии шире области криминологии; криминологи изучают самый опасный вид отклонений - преступность; однако не все виды поведенческих отклонений попадают под категорию преступного поведения, поэтому девиантологи, в полной мере заимствуя результаты криминологических исследований и теорий, работают в гораздо более широкой области;

базовой дисциплиной не только для девиантологии, но и для всех гуманитарных наук выступает философия; философия интересуется “вечными” вопросами, на которые не может ответить наука: о смысле жизни, о предназначении человека, о границах познания и т.п.; важнейшим для девиантолога разделом философии является этика - учение о том, как должен жить человек, что для него благо, а что - зло; этические учения задают общие представления о норме и отклонении и всегда значительно влияют на жизнь человеческих сообществ;

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Девиантология и социология | Девиантология как отрасль научного знания: объект, предмет и методы, структура и функции девиантологии. Цели и задачи девиантологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.