Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные ресурсы и информатизация общества




Информационный ресурс – это симбиоз знаний и информации.

Принципиальное значение в понимании ИР имеет форма существования и представления знаний. Знание – это отражение той или иной стороны объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий, представлений о каком-то предмете или явлении. Здесь идет речь о понятийном знании – знании, выраженном семантически. Имеется, как известно, и другой вид знаний – интуитивных, рожденных в подсознательной сфере, которые, прежде чем стать сообщениями, должны быть выражены в виде понятий, т.е. семантически. Знания – это живая, диалектическая система; они передаются другим людям, материализуются и существуют в трех формах:

· «живые» знания (квалификация);

· овеществленные знания;

· информация (сообщения).

Особо следует отметить, что не все сообщенные знания, в частности посредством книг, газет, радио- и телепередач, патентов и т.п., выступают ИР. Появляется новая проблема – информативность сообщений. Книги, патентные описания и другие сообщения еще должны найти своих потребителей. Из них еще должна быть извлечена информация. Перед человечеством стоит громадная по своей важности и сложности задача: извлечь максимум информации из накопленных за всю историю сообщений и превратить ее в активно функционирующий ресурс. Речь идет о превращении книжных описаний и других «рассеянных» знаний в алгоритм и программы. Это – часть работ по формированию ИР.

ИР - это интеллектуальный ресурс, фактор коллективного творчества, и главная трудность в понимании его природы и функции состоит в раскрытии механизма перехода «знаний в силу», способов его воздействия на материальные факторы прогресса. Не сам по себе ИР «движет» системы.

3.7.1. Каковы же основные особенности ИР?

Первая особенность ИР: в отличие от других видов ресурсов (в частности материальных) ИР практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут.

Вторая особенность ИР: по мере использования ИР не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).

Третья особенность ИР: он самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем, ИР проявляется как движущая сила.

Четвертая особенность ИР: эффективность применения ИР связана с эффектом повторного производства знаний. По К. Марксу продукт умственного труда – наука – всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа. Информационное воздействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

Пятая особенность ИР: ИР является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В индустриальном обществе наука выступает опосредственной производительной силой. Посредником при этом выступают машины, новые материалы и препараты. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой. Это осуществляется в форме ИР. Радикально изменяется действия ИР: производительность труда повышается не на проценты, а на порядки – в 10 – 100 раз. Осуществляется переход к телематическим производственным системам, основой функционирования которых служат ИР и информационные связи.

Шестая особенность ИР: ИР возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной работы сама по себе не информативна: она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту ИР. Вместе с этим трудовые и материально-энергетические затраты необходимы при выработке, передаче и использовании ИР.

Седьмая особенность ИР: превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи. Коммуникационная система общества – важнейший фактор формирования, накопления и использования ИР на базе имеющихся знаний. Может сложится такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит ИР.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.