Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы управления




Управление в таможенных органах опирается как на объ­ективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.

Под принципами управления понимаются руководя­щие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными органами применя­ются общие, частные и организационно-технологические прин­ципы.

Общие принципы управления — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсисте­мах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основ­ных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оп­тимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диа­лектическое влияние на систему управления в таможенных ор­ганах подтверждает это.

Системность — ведущий принцип управления. Систем­ность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство сис­темы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органа­ми, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воз­действовать на систему и обеспечить выполнение управленчес­ких решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможен­ной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материаль­ных, финансовых и трудовых затратах является сутью принци­па оптимальности управления.

Оптимальность управления в таможенной системе обеспе­чивается различными методами и средствами.

Важное значение в таможенной системе имеют и находят­ся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяе­мые в экономической, социально-политической и духовной сфе­рах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохрани­тельной организации, обеспечивающей в пределах своей компе­тенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся принципы управления:

· Законнос­ти

· Централизации в сочетании с разумной децентрализацией

· Непрерывности

· Оперативности

· Гибкости

· Ответственности

· Пре­емственности

· Нацеленности на конечный результат и др.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и дея­тельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оператив­но-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические принципы управ­ления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести принципы управления:

· Единонача­лия

· Конкретности

· Разделения труда

· Скалярный

· Иерархии

· Единства распорядительства и одного начальника

· Делегирова­ния полномочий

· Диапазона управления и др.

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа едино­началия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой — установление строжайшей персо­нальной ответственности за исполнительские функции. Колле­гиальность не исключает, а предполагает личную ответствен­ность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства прин­цип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функ­циями единоначальника.

Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед дан­ной структурой; наличии законодательного обеспечения реали­зации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структур­ном обеспечении реализации прав руководителей-единоначаль­ников; в материальном и финансовом обеспечении правоохра­нительной деятельности со стороны государства; в наличии го­сударственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия руководит системой таможен­ных органов Председатель ГГК России. Наиболее важные во­просы руководства таможенным делом рассматриваются на за­седаниях коллегии ГТК России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом Председателя ГТК России, обязательны для исполнения всеми таможенными орга­нами и сотрудниками.

На принципе единоначалия действуют начальники регио­нальных таможенных управлений, опирающиеся в своей дея­тельности на коллегии управлений, а также руководители Россий­ской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборато­рии и других организаций, подведомственных ГТК России.

Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивает­ся единством действий всех должностных лиц, органов и орга­низаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфи­ки места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ГТК России нормативные документы, положе­ния о таможенных органах Российской Федерации и их подраз­делениях.

Принцип конкретности управления требует конкрет­ного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная ин­формация о системе управления и о ее внешней среде.

Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на про­стейшие операции, выполнение которых поручается конкрет­ным звеньям системы управления. Каждое звено системы уп­равления таможенным органом должно иметь четкие, конкрет­ные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что каждая организа­ция (в том числе таможенный орган) должна иметь четко опре­деленную иерархическую структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает при­казы и распоряжения только от одного начальника, так как это — необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоя­щему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчи­ненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количест­ва подчиненных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.