КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 3. 1. Истор-кие, эконом-кие, полит-кие предпосылки формирования эпохи Возрождения
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Истор-кие, эконом-кие, полит-кие предпосылки формирования эпохи Возрождения. 2. Изменение образа человека в культуре. 3. Изменение представлений о времени и пространстве. 4. Возрождение в Германии. 1. 11 – 12 века – время разложения феодальных отношений и появления буржуазных отношений, соответственно возникает новая идеология, а потом и культура эпохи Возрождения. Необходим лично свободный человек – рабочий, не крепостной, на котором базировалось все средневековье. Вся литература Возрождения – литература индивидуализма и гуманизма, в основном человека, лично свободного. Экономические предпосылки: – преодоление средневековой торговой замкнутости, расширение торговли; – рост производственных сил; – укрепление городов, которые становятся зачастую республиками. Постепенно происходит преодоление власти церкви, людей еще не сковывала буржуазная система труда. Борьба против феодализма порождает новый взгляд на человека и мир. Буржуазия – прогрессивный класс и она выражала интересы всего человечества. Идеология Возрождения шире идеологии одного класса. Развитие буржуазии было выгодно тогда всем остальным классам. Эпоха начала современных цивилизаций. 14 век – Новое Время. Человечеством был открыт мир. Деятельность человека приобретает мировой характер. Но нельзя напрямую связывать культуру с успешностью буржуазного развития. Нидерланды рано пришли к буржуазной власти, но это мало повлияло на культуру, а в Англии буржуазный поворот произошел только через 20 лет после завершения эпохи Возрождения. Здесь играют роль общемировые тенденции всего человечества. Эпоха Возрождения часто характеризуется как переходный период: феодальные отношения разрушаются, но до буржуазных отношений еще далеко. Скоро буржуазия сама начнет сковывать человечество, но после Возрождения. Наиболее существенными для Возрождения были: – широкое, везде одновременное, равное и свободное чувство человечности; – освобождение человеческого разума от ранее незыблемых норм для свободного и рационального искания истины; – опора на древних авторов вопреки средневековым авторам. 2. Впервые обращается внимание на связь человека с миром (в средневековье: человек и Бог – единственно возможная связь). Это проявляется в живописи: человек ставится в линейную перспективу, то есть в реальную обстановку своей деятельности. В средневековье перспективы нет. Идеология гуманизма, который борется с феодальной идеологией под знаком античности. 13-14 века – эпоха возрождения античности в Италии. Понимание этого впервые возникло у Джованни Боккаччо в его лекциях о Данте. А термин «Ренессанс» был введен Джорджио Вазари в 1550 г. Открытие греческих и римских древностей. В средневековье знание античности заключалось в выборочном цитировании латинских текстов, теперь стала видна целая система – светская, ищущая гармонии, совершенства в человеке, а не в Боге. В 1453 г. – Византия завоевывается турками и множество византийских книжников эмигрируют в Европу, т.о происходит открытие древней литературы. Наукой наук, символом прогресса является филология, обосновывающая новый взгляд на человека и на мир. С филологической критики начинались общественные движения. Так с критики Библии ученым Лоренцо Валлой начинается реформация. С филологической критики церковных книг началось превращение богословия в дисциплину. К священным текстам подходят как к произведениям литературы. С т.з. отношения к античности гуманизм делится на два вида: узкий и широкий. Узкий: ученые-филологи. Гуманизм – все гуманитарные знания, их цель: разыскать другие произведения. Широкий: философы, художники, писатели. Они хотят не только изучать античные тексты, но и возродить дух античности в своих произведениях. Теоцентризму противопоставлен антропоцентризм (человек в центре постижимого бытия). Человек может достичь гармонии с окружающим социальным и животным миром. Человек ценен как индивидуум, а не представитель какого-либо сословия, формируются образы, в которых одинаково важны и человек, и мир. Для человека характерно упоение познанием мира, гиперболизм страстей – следствие этого упоения. Широкий взгляд на мир, утверждение человеческого счастья позволяют преодолевать узкие рамки церковного закона (святые пишутся с обычных людей). Для гуманизма характерна идея могущества человека, идея гармоничной личности, одинаково красивой и в поступках, и внешне. Человек воздействует на мир как личность, утверждающая свою индивидуальность. Ренессансная идеология противостоит еще и ограниченности буржуазной идеологии. Вырастая на основе буржуазной идеологии, идеология Возрождения оказывается шире и гуманнее ее. В это время появляются первые утопии: Томаса Мора, Франсуа Рабле, Кампанеллы, которые отрицают основу основ буржуазного и феодального общества – частную собственность. Характерная черта гуманизма – народность. Народность понимается в двух смыслах: в узком и в широком. Узкий (М.Бахтин): карнавальность – отражение в культуре ценностей наций, народного сознания. Верх человеческого сознания – высокие социальные идеи, а низ – карнавальность, корни которой в фольклоре. А в Ренессансе низ и верх сочетаются, т.е низовая культура является средством выражение высоких идей. Единство низа и верха в паре Дон Кихота и Санчо Панса. Широкий: народность – объективное отражение интересов складывающихся наций. 3. Новое представление о пространстве и времени. В средневековье центр мира – Бог, т.е. пространство и время сакральны. Для средневекового человека важно прошедшее и будущее время, пространство иерархично. Теперь в центре стоит человек, и категории пространство и времени очеловечиваются. Время становится настоящим. Впервые появляется страх смерти, так как человек боится потерять эту прекрасную жизнь. Возрастает популярность живописи, так как только она может запечатлеть мгновение жизни. Пространство теряет иерархичность. Оно горизонтально, и становится пространством деятельности людей. Появлению горизонтальности способствуют и великие географические открытия, и крепнущие дипломатические связи, торговые связи, мир становится единым. Новая концепция человека и мира позволяет говорить о ренессансном реализме. Это не реализм 19 века и многих реалистических черт здесь нет, но есть рассмотрение человека в меняющемся мире. Изображается новый, свободный от феодальных предрассудков человек. Ренессансный реализм преувеличивал многие качества человека. Корни этого гиперболизма лежат в народной культуре и в торжестве гуманизма. В 15 веке наиболее ярко Возрождение воплотилось в Италии, так как проникло во все сферы человеческой деятельности (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Дж. Боккаччо).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |