Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Шекспира




Театр

АНГЛИЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ № 4

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Исторические условия развития Возрождения в Англии.

2. Драматургия и театр. Предшественники Шекспира.

4. Творчество Шекспира.

 

1. 1485-1603 – Ренессанс в Англии:

– воцарение Генриха VII

– смерть Елизаветы Английской. Расцвет – елизаветинская эпоха: 1558-1603.

Англия – страна первоначального капитализма. Дворянство не ведущая сила. 1455-1485 – феодальная смута привела к тому, что участники войны Алой и Белой розы[4] не могут взять власть. Новое дворянство обуржуазивается. При растущей промышленности народ бедствует, народное восстание (1549-1552). Дворянство не брезгует пиратством и обогащается так же, как и буржуазия. Англия – мощная сверхдержава, сила которой держится на равновесии классов. Дворянство недостаточно сильно, буржуазия поддерживает любой строй, чтобы богатеть. Окончательную силу буржуазия обретет в Елизаветинскую эпоху, и после смерти королевы встанет в оппозицию к королю Якову I, что в финале выльется в Великую буржуазную революцию (1648).

Конец 15 в. – взлет экономического развития Англии. Мануфактуры, развитие торговли, колонизация земель, реформация, которая была проведена «сверху» королем Генрихом VIII – самым властным монархом династии Тюдоров. Он отверг власть папского Рима, объявил себя главой англиканской церкви, т.о. все церковные богатства стали достоянием королевской короны. Т.к. реформация проведена «сверху», английскому гуманизму не был свойственен спор о религии, в отличие от Германии и Франции.

Зачатки новой материалистической философии – Френсис Бэкон «Опыты», «Новый Органон». Прогресс в Англии бурный, буржуазия проявила и свои негативные стороны. Характерные черты: за короткий период происходит и рождение нового и разочарование в нем. Шекспир славит человека, в финале творчества сомневается в том, что человек может переделать мир. Пафос антифеодального, а потом антиматериалистического, антибуржуазного. Английское Возрождение – самое сконцентрированное, самое яркое выражение гуманизма. Театр – арена Возрождения в Англии. Меньше развита поэзия и эпические жанры. Чосер «Кентерберийские рассказы» написаны по принципу «Декамерона».

 

Связь с народным театром, популярен жанр мистерии: параллельность в развитии действия, сочетание комического с трагическим; все важнейшие события, даже убийства, происходят на сцене. Театр: частный, придворный, общедоступный. Лондон конца 16 века – столица театров. 1599 г создан театр «Глобус». Сцена – помост, выдающийся в зал. Над сценой – балкон, бедные декорации. Женские роли играли молоденькие мальчики. У Шекспира – в каждой пьесе балконные сцены, много двойников. В театре было четкое разделение на трагедию и комедию. Два типа трагедии: трагедия характеров и трагедия рока.

1-я английская трагедия – пьеса Томаса Кида «Испанская трагедия» – прообраз «Гамлета», месть сына за отца. Кристофер Марлоу – творец английской трагедии, закончил Кембридж. «Тамерлан Великий», «Мальтийский еврей», «Трагическая история доктора Фауста». Первый создал хронику «Эдуард IV». Герои Марлоу – титаны, незаурядные личности, которые стремятся утвердить свое господство в мире и гибнут под грузом своих собственных страстей. Марлоу – мастер трагедии характеров: изображает сильного героя, которого логика характера влечет к тем или иным действиям. Тема характера для Англии отражает кризис гуманизма. В творчестве Марлоу разочарование в гуманистических ценностях, его герои не столь гармоничны как в раннем Возрождении. Тамерлан велик и обладает огромной властью, но несчастен, так как не находит гармонии в себе самом.

1592 г. – «Трагическая история доктора Фауста» – обработка сюжета из немецкой народной книге о Фаусте (в 1550 г. переведена на английский). История продажи души дьяволу приобретает иной характер: на первый план выходит конфликт человека и мира. Фауст заключает контракт на 24 года с целью познать мир и обрести власть над ним. Важный момент – реализация Фауста как личности, проявление своей власти над миром. Елена – колдовство, т.к. она язычница, то является воплощением греха (в народной книге), у Марлоу – воплощение гармонии и античности. Образ дьявола – образ злой судьбы, которая не позволяет человеку реализоваться до конца. Комический дублер Фауста – его слуга. Но многие элементы драматургии Марлоу не находят дальнейшего развития, т.к. он рано ушел из жизни. Титанизм и демонизм его героев не идет дальше в английскую драматургию.

 

23 апреля 1564 – 23 апреля 1616. Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare) — английский драматург, поэт и актёр, один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, десяти исторических пьес, 11 трагедий, пяти поэм и цикла сонетов.

Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 в семье состоятельного ремесленника, занимавшего пост казначея городской управы; его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Учился в Стратфордской «грамматической школе», получил вполне серьёзное образование, характерное для ренессансной Англии; стратфордский учитель латинского и словесности писал стихи на латыни. В 1582 (в 18 лет) женился на Анне Хатауэй, бывшей на 8 лет его старше и уже беременной; в 1583 родилась дочь Сюзанна, в 1585 близнецы — сын Хемнет (Hamnet, некоторые сближают с его именем выбор сюжета о Гамлете), умерший в детстве в 1596, и дочь Джудит. Вскоре после рождения близнецов Шекспир покинул Стратфорд и жил в Лондоне, где начал сперва писать поэмы, потом выступать как актёр (театр «Глобус») и драматург. При Иакове I труппа Шекспира получила статус королевской. В 1613 Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.

К 26 годам становится знаменит (актер – организатор - драматург), к 30 годам – автор 8 пьес.

Вопрос об авторстве. Исследователи утверждают, что малообразованный человек не мог создать такие гениальные пьесы, наполненные возрожденческой ученостью. Говорили о Френсисе Бэконе, графе Саутгемптоне, королеве Елизавете. Но: такой человек был в действительности. Главные доводы в пользу аристократических авторов – аристократы стеснялись подписывать свои произведения, но очень любили литературное творчество. Все 37 пьес принадлежат одному человеку.

4 периода творчества:

I. 1590 – 1594 – годы ученичества. Начинает как автор исторических хроник. «Генрих IV» «Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой». Первая трагедия «Тит Андроник»: мало интересуют люди и их характер, увлекается уникальными ситуациями и их совпадением. В исторических хрониках – кровавые столкновения сил, но не борьба характеров.

II. 1595 – 1600 – расцвет творчества. «Ричард II», «Король Джон», «Генрих IV», «Генрих V». Комедии: «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего». Не пишет трагедий кроме «Ромео и Джульетты», и то она очень светлая. Характеры сильные, гармоничные, созидательные. Герои борются за свою любовь, создают новый мир, есть историческая перспектива, возможность движения в будущее.

III. 1601 – 1608 – трагический период. Кризис гуманизма. «Гамлет» (1601), цикл «трагедий страсти» – «Макбет», «Отелло», «Король Лир», «Троил и Крессида», «Мера за меру», «Конец – делу венец» – драмы. «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский» – античные трагедии.

IV 1608 – 1612 – «Буря», «Цимбелин», «Зимняя сказка» – вымышленный сказочный мир, противоположность противоречивой современности. Острое драматическое содержание и счастливый финал. «Генрих VIII» – последняя хроника.

Лирика – 154 сонета. Придерживается возрожденческой традиции адресованности – два адресата: белокурый друг и смуглая леди. Другу больше, чем леди. Дружба дороже любви, т.к. свободна от плотских наслаждений. Через сонеты другу проходит тема времени и смерти. Сонеты о дружбе перерастают в сонеты об искусстве. Дружба носит драматический характер – леди уходит к другу. Но Шекспир перебарывает себя ради дружбы и дает свободу ей и другу в духе философии Возрождения. Принципиально новая концепция возлюбленной. Отказывается от прежней идеализации. Смуглая леди – обыкновенный человек. Сонет № 130, в котором Шекспир сознательно сталкивает классические каноны красоты с непохожестью на них земных женщин. Она довольно порочная женщина. Общественные проблемы – сонет № 66, обличает беззаконие и несправедливость.

Исторические хроники I и II периода отражают мировоззрение Ренессанса. Обращается к историческим памятникам, летописям. С помощью истории решает проблему справедливости. Проблема государственности и монарха – его главная проблема. Рисуя главного героя, редко изображает его характер, так полно, как в трагедиях. Для него важнее принадлежность героя к какому-то социальному лагерю. Хроники о Генрихе V – проблема процветания Англии (2части хр. «Генрих IV» и в «Генрихе V»). В «Генрихе IV» – проблема личности и закона, господствующие правила феодальной чести вступают в конфликт с человечностью. Принц (Генрих V) покидает двор отца и идет в общество Фальстафа – своеобразного карнавального короля. Фальстаф участвует в осмеивании старого мира. Именно пройдя через воспитание Фальстафа, принц Генри становится идеальным королем. В действительности Генрих V был далек от идеала и Шекспир, зная это, рисует его правление идеальным, как начало нового мира. У него Генрих прямой, честный человек, его поддерживает народ. Апофеозом Генриха становится битва при Азенкуре (1415 г Столетняя война, битва между Францией и Англией) – король вдохновляет солдат. Сцены ухаживания за французской принцессой свидетельствуют о том, что Генрих прямодушен и в любви.

«Генрих V» уступает по художественности хронике «Генрих IV». Генрих становится схематичной фигурой. Фальстаф удален, поэтому исчезает карнавальный фон. Видны убеждения Шекспира, каким должен быть государь, государство, политика. И эти убеждения с русле гуманизма.

«Ричард III» выводит трагического героя, который затем появляется в трагедиях «Макбет», «Отелло». Ричард III – идеальный злодей. Шекспир еще не нащупал ту диалектику характера, которая будет у Макбета. Исполинская страсть к власти сближает его с героями позднейших трагедий.

Комедии. Шекспир пропускает общечеловеческие идеалы (любовь, дружба, брак) через идеалы Ренессанса, и они приобретают праздничный характер. Мир как празднество. Тема переодевания, тема маски. Маски разные: для счастья – признак гармоничности человека. Маска Оливии («Двенадцатая ночь») – безутешной страдалицы по умершему брату – маска лживая. Все комедии Шекспира о любви. Именно любовь превращает мир в гармонию. В отличие от Боккаччо Шекспир не воспринимает любовь без брака. Брак – символ долговечности любви. Отсутствие любви может разрушить мир («Много шума из ничего»). В позднейших комедиях тема эгоизма, герои не так идеальны, их эгоизм перерастает в эгоцентризм. «Венецианский купец» в финале обретает драматический характер. Шейлок (ростовщик и скупец) в одиночестве, его враги радостно пируют. От него ушла даже дочь Джессика, которая унесла его богатства, несмотря на то, что презирает их. Она жестока. В одном из эпизодов, она отдала последний перстень за обезьянку. По принципу удвоения в комедии есть еще один перстень. Боссанио отдает его за спасение Антонио. Шейлока жаль, хотя он и отрицательный герой. Предчувствие трагического мироощущуния, которое реализуется в пьесах, написанных после «Гамлета».

Трагедии страсти. «Отелло» 1604-1605. Трагедийность не охватывает весь мир, но в образе героя проявляются те черты, которые свидетельствуют о разрушении гуманизма. Отелло становится жертвой собственной доверчивости и вспыльчивости. Из-за его величественности случается трагедия. Конфликт между личностью и окружающим обществом. «Отелло» схож с «Ромео и Джульеттой». Это любовь, которая борется с предрассудками, которая сметает все преграды и торжествует. Казалось бы воцаряется гармония. В игру вступает корысть и честолюбие, воплощенные в образе Яго. Рядом с Отелло нет ни одного героя подстать ему, кроме Яго. Он циничен, его правила: любовь к деньгам, всему можно придать любой вид и ценность любой вещи зависит от точки зрения. Он говорит об относительности человеческих нравственных ценностей, но эта точка зрения не гармонична.

Трагедия Отелло – это трагедия не ревности, а трагедия утраты веры, веры в чистоту. И это крушение не только брака (якобы неверность Дездемоны), это крушение мира. Отелло убивает не как муж, мститель, а как судья, призванный восстановить справедливость. В конце Отелло уходит из жизни просветленный.

«Король Лир». Протест против буржуазного эгоцентризма, в который превратился возрожденческий индивидуализм. Тема: разрушение связей между людьми под влиянием эгоцентризма. Сюжет очень древний, восходит к древнеанглийским хроникам. Меняя сюжет, Шекспир показал свое отношение к этому миру: у него не счастливый конец, который был в хрониках и в народной сказке, а трагический. Господствует ощущение войны всего против всех. Неслучайно трагедия начинается с разговора о затмении. Это отражение затмения в душе человека. У Шекспира человек и природа – это единое целое. Человек нарушил моральный закон. Семейный конфликт переходит в природный, а затем во вселенский.

Лир жертва, достойная сожаления («Я король, потому что я велик»). Но все же Лир и невинная жертва. Он человек средневековья, понимающий, что величие сана означает прекрасные человеческие качества, он никогда не отделял себя от своего сана. Прозрение Лира – одна из главных тем. Для Шекспира очень важна тема видимости и сущности. Здесь она обусловлена разрывом между гуманистическими идеалами и действительностью. В трагедии индивидуалистами являются все герои, и положительные, и отрицательные. Лир дели царство между дочерьми, считая, что сам он велик и без королевского сана. Всех оценивает по себе: человек велик, если он незаурядная натура.

Шут – народное сознание, которое проверяет истинность поступков Лира. Встретившись с бродягами, Лир понимает, что главное в человеке – сочувствие, и именно поняв это, он становится велик. Достигает того, чего хотел – становится велик и без королевского сана, но, поняв истину, Лир умирает, т.к. окружающий мир уже живет по другим законам.

Трагедия Лира – трагедия позднего прозрения. Шекспир использует прием дублирования и судьбу Лира повторяет Глостер. Он более наивен и партиархален, но он также обретает просветление. Слепота Глостера становится его прозрением. Мотив безумия развивает находки Шекспира в «Гамлете». Гамлет притворяется безумным, чтобы показать, что весь остальной мир безумен. Лир безумен по-настоящему. Мир Шекспира трагичен настолько, что даже то скромное счастье, о котором мечтает Лир, невозможно. Гибель почти всех героев подчеркивает мысль, что идеал фатального не совместим с миром.

«Ромео и Джульетта» 1594-95 (в этот период созданы самые блистательные комедии). По мнению многих исследователей, это драма, т.к. здесь нет того трагизма, который есть в шекспировских трагедиях. И финал тоже не характерен для трагедии. В «Р.и Д.» типичный для комедии конфликт – борьба старого и нового, борьба за любовь. Только идеологически новое побеждает, а герои гибнут. Сюжет взят у Мазуччо, который в сб-ке «Новеллино» первым обыграл его, далее он упоминается у Данте в «Чистилище». В 1560-е гг. в Англии уже известны похожие пьесы Пэйнтера и Брука. Пьесой Брука и пользуется Шекспир, изменяя сюжет: у Брука 9 мес., у Шекспира – 5 дней; у Брука – зимой, у Шекспира – в июле. Шекспир вносит много новых сцен и образов, которые не дают героям объединиться. Он вносит иной пафос, иную идею, идею ренессансную. Люди, а не дети, ослушавшиеся своих родителей, борются за свое счастье и достоинство. Р. и Д. – не только влюбленные, но и люди нового мира. Это первые Шекспировские ренессансные герои, которые гибнут. Наиболее целостным, активным и ярким является образ Джульетты. Она двигает сюжет. В образе Ромео Шекспир показывает, как под влиянием любви человек мудреет и взрослеет. Именно в уста Ромео вложены типичные для Шекспира фразы о власти золота и о смерти. Ромео – воплощение мировоззрения Шекспира, а Джульетта природна и стихийна. Гармония может быть восстановлена через мир Монтеки и Капулетти, но этот требует жертв.


[1] «Декамерон» 1348-1351. Сборник 100 новелл, объединенных единой композицией: 1348 г., чума, 7 дам и трое юношей уезжают из очумленного города, поселяются на уединенной вилле, рассказывают друг другу истории. Чума и реальное событие, и символ старого мира, символ разрушения этого мира. Боккаччо рисует агонизирующий мир, ввергаемый в хаос. Зачумленному городу противопоставляется сельская жизнь и природа. Городу противопоставляется гармония нового человека. 10 рассказчиков своими рассказами творят новый мир по новым гармоничным законам. Они сразу устанавливают на вилле законы, порядок, т.к. для человека хаос – символ смерти. Каждый день выбирается новый король или королева, а в целом это маленькая республика гуманистов и поэтов, цель которых – радостное наслаждение жизнью. Вопреки чуме герои сохраняют верность человеческой морали. В конце 10 героев возвращаются в город другими людьми, у них новое мировоззрение, новая нравственность, которую они выработали в своих же рассказах. Все 100 новелл рассказываются не ради морали, а ради них самих. Большое место в «Декамероне» занимает разоблачение священнослужителей. Для Боккаччо монахи – люди старого мира. Впервые монах изображается земным человеком с его страстями и желаниями. Но для Боккаччо преступлением являются не любовные утехи, а вынужденное целомудрие. Эротика у Боккаччо (новеллы 3-го дня) лишь подчеркивает гармоничность развития человека. Эротика гармонична и связана с духовной жизнью человека.

[2] Шванк – повествовательное произведение малого объема, 15-110 строк, сатирического содержания, сперва стихотворное, затем в прозе.

[3] Кристофер Марло (1564-1593). Английский поэт, переводчик, драматург елизаветинской эпохи, один из наиболее выдающихся предшественников Шекспира.

[4] Гражданская война в Англии в 1455-1487 гг. между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов. Причины: недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне и политикой, проводимой женой короля Генриха VI королевой Маргаритой и его фаворитами. Оппозиция – герцог Ричард Йоркский, требовавший для себя регентство, а потом корону. Алая роза – элемент герба Ланкастеров, Белая роза – Йорков. Фактически эта война подвела черту под английским средневековьем. На полях сражения погибли не только все прямые потомки Плантагенетов, но и значительная часть английских лордов и рыцарства. Воцарение Тюдоров в 1486 году считается началом Нового Времени в английской истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.