Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

 

Вопросы несостоятельности (банкротства)[1] регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2006 г.) «О несостоятельности (банкротстве)»
(далее – Закон о банкротстве)[2].

Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, а также на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства (см. в предыдущих разделах).

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения, а гражданин ‑ если указанные обязательства или обязанности не исполнены им в течение 3-х месяцев, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона о банкротстве).

В Законе о банкротстве (ст. 4) определены состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, то есть требования кредиторов, которые могут участвовать в деле о банкротстве. Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу конкурсных кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.

Законом о банкротстве (гл. II) регулируется досудебная санация, под которой понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника ‑ унитарного предприятия, любым из учредителей (участников) должника, кредиторами должника, иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику ‑ юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей. Цель досудебной санации ‑ предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспо-собность. Досудебная санация начинается при возникновении у должника финансовых проблем (фактической неплатежеспособности либо несостоятельности) и длится до принятия судом заявления о банкротстве должника.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Уполномоченными органами в делах о несостоятельности (банкротстве) являются федераль-ные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований[3].

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику ‑ юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, к должнику ‑ гражданину ‑ не менее 10 тысяч рублей.

К заявлению кредитора о признании должника банкротом должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требование кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

· должник;

· арбитражный управляющий;

· конкурсные кредиторы;

· уполномоченные органы;

· федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

· лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Одной из основных фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий также осуществляет функции руководителя соответствующей организации.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляю-щий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) ‑ гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных, связанных с этим полномочий, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Законодательством установлена обязательная принадлежность арбитражного управляющего к одной из саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Законом о банкротстве в отношении должника – юридического лица предусмотрены следующие процедуры банкротства:

· наблюдение;

· финансовое оздоровление;

· внешнее управление;

· конкурсное производство;

· мировое соглашение.

Наблюдение ‑ процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя соответствует условиям, предусмотренным Законом о банкротстве, признано арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда. При проведении процедуры наблюдения назначается временный управляющий.

Финансовое оздоровление ‑ процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего. Цель введения этой процедуры ‑ улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов. Существо процедуры финансового оздоровления заключается в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок ‑ два года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление ‑ процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем осуществления независимым субъектом - внешним управляющим - действий, направленных на оздоровление финансового состояния должника.

Последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий руководителя должника и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Мерами по восстановлению платежеспособности должника являются: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника; замещение активов должника; иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Законом о банкротстве предусмотрена возможность перехода к внешнему управлению от процедуры конкурсного производства. Это возможно в случае, когда в отношении должника ранее не вводились финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Конкурсное производство ‑ процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, который осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника ‑ унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.

Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

· первая очередь ‑ требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

· вторая очередь ‑ требования работников по выплате выходных пособий и оплате труда; требования по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· третья очередь ‑ все остальные требования.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Мировое соглашение ‑ процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение между должником, конкурсными кредиторами и уполномоченными органами может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника.

Закон о банкротстве (гл. X) содержит нормы об особенностях банкротства отдельных категорий должников ‑ юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий. В отношении отсутствующего должника и ликвидируемого должника предусмотрены упрощенные процедуры банкротства (гл.XI Закона о банкротстве).

Вопросы банкротства отдельных видов организаций регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (с изменениями от 20 августа 2004 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[4], Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2005 г.) «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»[5] и другими нормативными правовыми актами.

 


[1] Понятия «несостоятельность» и «банкротство» используются Законом как синонимы, однако многие ученые неоднократно высказывали мнение о необходимости дифференциации этих категорий, полагая, что банкротство — уголовно-правовая сторона несостоятельности (которая может и отсутствовать), иными словами, банкротство — это несостоятельность, сопряженная с уголовно наказуемыми действиями, направленными на причинение вреда должнику или кредиторам. См. подробнее Телюкина М.В. Основы конкурсного права. ‑ М.: Волтерс Клувер, 2004.

[2] СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190; СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3292.

[3] В настоящее время уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба. См. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 № 257 (с изменениями от 22 июня 2006 г.) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (вместе с «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства») // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2310; СЗ РФ. 2006. № 22. Ст. 2333.

[4] СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097; СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3536.

[5] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3179; СЗ РФ. 2005. № 30 (часть 1). Ст. 3099.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прекращение деятельности юридического лица. Способами прекращения деятельности юридического лица являются: | Генетико-морфологічна будова ґрунту
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.