Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рентгенологические методы

Читайте также:
  1. В КДЛ наиболее часто - колориметрические и спектрофотометрические методы.
  2. Вероятностно-статистические методы. Вероятность случайной величины.
  3. Возрастная психология, как наука. Предмет, проблемы, методы.
  4. Второстепенные рентгенологические проявления
  5. Вторую группу составляют общенаучные методы.
  6. Для изгнания злого духа применялись различные методы.
  7. Для оценки структуры основных фондов на уровне предприятия используются относительные показатели структуры, графические методы. На пример, структурные диаграммы приведены ниже.
  8. Иные методы.
  9. Качественные методы.
  10. Коллиматорный и дифракционный методы. Применение микротелескопов, створофиксаторов, лазерных и других приборов при выверке конструкций и оборудования
  11. Лекция 2. Тема: Неотложные состояния при заболеваниях внутренних органов. Острые аллергические состояния. Кома. Шок. Реанимация, принципы и методы.
  12. Математические методы.

Тема: Инструментальные методы исследования.

 

План:

1) Рентгенологические исследования. Сущность рентгенологических методов исследования. Методы рентгеновского исследования: рентгеноскопия, рентгенография, флюорография, рентгенотомография, компьютерная томография. Диагностическое значение рентгенологических исследований. Роль медицинской сестры в подготовке к рентгеновским исследованиям. Правила подготовки пациента к рентгеноскопии и рентгенографии желудка и 12-перстной кишки, бронхографии, холецистографии и холангиографии, ирригоскопии и графии, обзорной рентгенографии почек и экскреторной урографии.

2) Радиоизотопные исследования. Сущность радиоизотопных методов исследования и диагностическое значение.

3) Эндоскопические исследования. Сущность эндоскопических методов исследования, их диагностическое и лечебное значение. Основные эндоскопические методы: бронхоскопия, фиброгастродуоденоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия, лапароскопия. Роль медицинской сестры в подготовке пациентов к исследованиям.

4)Ультразвуковые исследования. Сущность ультразвуковых методов исследования и диагностическое значение их. Подготовка пациентов к ЭХО-КГ, УЗИ ОБП.

5) Функциональные методы исследования. Методы исследования функции внешнего дыхания. Спирография, пневмотахометрия, сущность методов, их диагностическое значение. Подготовка пациентов к исследованию функции внешнего дыхания.

6) Электрокардиография. Техника записи электрокардиограммы. Элементы электрокардиограммы Нормальная ЭКГ.

7) Фонокардиография, велоэргометрия – значение их в диагностике сердечно-сосудистых заболеваний. Подготовка пациентов к исследованиям.

Рентгенологический метод исследования основан на свойстве рентгеновских лучей проникать сквозь ткани. Хуже всего пропускают лучи металлы, особенно свинец (из него дела­ют защитные фартуки и рукавицы для рентгенологов для защиты от лучей). Рентгеновские лучи проникают и через человеческое тело, однако не все органы и ткани одина­ково проницаемы для них: через кости проходит меньше лучей, чем через мышцы; через печень и сердце — меньше, чем через легкие. Рентгеновский аппарат состоит из рент­геновской трубки и экрана. При пропускании тока через рентгеновскую трубку в ней возникает рентгеновское из­лучение, которое, попадая на фотографическую пленку, вызывает появление фотогра­фического изображения. А попадая на флюоресцирующий экран, вызывают его свечение. Если между трубкой и экраном поместить какой-нибудь предмет, часть экрана, затемненная этим предметом, све­тится слабее или совсем не светится. Такое же явление на­блюдается, если между трубкой и экраном встанет чело­век: ткани и органы, плохо пропускающие лучи (печень, кости и т. д.), задержат часть лучей, что уменьшит интен­сивность свечения экрана в месте их проекции. Наоборот, органы, лучше проницаемые для лучей, больше их пропу­стят к экрану; свечение экрана в этом участке будет силь­нее. При появлении патологических изменений в органах и тканях, изменении их конфигурации и размеров изображение на рентгеновском экране изменится.



Рентгеноскопия (scopo - смотрю) – просвечивание человеческого тела рентген-лучами, позволяющее наблюдать на экране изображение органов.

Рентгенография – метод фотографирования с помощью рентген-лучей. Полученные снимки называются рентгенограммами. На рентгеновской пленке изображение получается негативным, т.е. наиболее светлые на рентгеновском экране места на пленке получаются темными и наоборот.

Флюорография – это метод получения снимков органов грудной клетки, уменьшенных в размерах, а, следовательно, уменьшено количество рентгеновских лучей, что менее опасно для человека. Метод, главным образом, используется для массовых профилактических осмотров.

Для исследования полых органов, дающих на экране сравнительно густую однородную тень (желудок, кишечник, желчный пузырь, почечные лоханки и др.), производится их контрастирование. Так, при исследовании желудка и кишечника пациенту предлагается выпить контрастную массу – взвесь серно-кислого бария; при исследовании толстого кишечника взвесь вводится в кишечник с помощью клизмы (ирригоскопия); исследование желчного пузыря и желчевыводящих путей – с помощью йодсодержащих контрастных веществ, даваемых внутрь (холецистография) или вводимых в вену (холеграфия).

Рентгенологическое исследование почечных лоханок (пиелография) проводится с помощью урографина, вводимого внутривенно. Рентгенографическое исследование бронхов (бронхография) проводится после распыления в бронхах контрастного вещества — йодолипола. Рентгеновское исследование сосудов (ангиография) осуществляется с помощью кардиотраста, вводимого внутривенно. В некоторых случа­ях контрастирование органа производится за счет воздуха, который вводится в окружающую ткань или полость. На­пример, при рентгеновском исследовании почек, когда есть подозрение на опухоль почки, вводится воздух в околопочечную клетчатку {пневморен); для обнаружения прорастания опухолью стенок желудка воздух вводится в брюшную полость, т. е. исследование проводится в условиях искус­ственного пневмоперитонеума.

Томография – послойная рентгенография. При томо­графии благодаря движению во время съемки с определен­ной скоростью рентгеновской трубки на пленке получа­ется резким изображение только тех структур, которые расположены на определенной, заранее заданной глуби­не. Тени органов, расположенных на меньшей или боль­шей глубине, получаются смазанными и не накладываются на основное изображение. Томография облегчает выявле­ние опухолей, воспалительных инфильтратов и других па­тологических образований. На томограмме указывается в сантиметрах — на какой глубине, считая от спины, сделан снимок: 2, 4, 6, 7, 8 см.

Одной из наиболее совершенных методик, дающих дос­товерную информацию, является компьютерная томогра­фия, позволяющая благодаря использованию ЭВМ диффе­ренцировать ткани и изменения в них, очень незначительно различающиеся по степени поглощения рентгеновского из­лучения.

Накануне любого инструментального исследования необходимо проинформировать в доступной форме больного о сути предстоящего исследования, необходимости его проведения и получить согласие на проведение этого исследования в письменном виде.

Подготовка больного к рентгенологическому исследованию желудка и двенадцатиперстной кишки. Это метод исследования, основанный на просвечивании рентгеновскими лучами полых органов с применением контрастного вещества (сульфата бария), позволяющий определить форму, величину, положение, подвижность желудка и 12- перстной кишки, локализацию язвы, опухоли, оценить рельеф слизистой оболочки и функциональное состояние желудка (его эвакуаторную способность).

Перед исследованием необходимо:

1. Провести инструктаж больного по следующему плану: а) за 2-3 дня до исследования необходимо исключить из рациона газообразующие продукты (овощи, фрукты, черный хлеб, молоко); б) накануне исследования в 18оо – легкий ужин; в) предупредить, что исследование проводится натощак, поэтому накануне исследования больной не должен есть и пить, принимать медикаменты и курить.

2. В случае упорных запоров по назначению врача вечером, накануне исследования, ставится очистительная клизма.

5. С целью контрастирования пищевода, желудка и 12-типерстной кишки – в рентгенологическом кабинете больной выпивает водную взвесь сульфата бария.

Подготовка пациента к пероральной холецистографии.

Выполняется с цельюдиагностики заболеваний желчного пузыря и желчевыводящих путей. Необходимо предупредить больного о возможности появления тошноты и жидкого стула как реакции на прием контрастного вещества. Нужно взвесить больного и рассчитать дозу контрастного вещества. Проводится инструктаж больного по следующей схеме:

а) накануне исследования в течение трёх дней больной соблюдает диету без высокого содержания клетчатки (исключить капусту, овощи, хлеб грубого помола);

б) за 14 – 17 часов до исследования больной принимает контрастное вещество дробно (по 0,5грамма) в течение часа каждые 10 минут, запивая сладким чаем;

в) в 18оо – легкий ужин ;

г) вечером за 2 часа до сна, если больной не может освободить кишечник естественным путем, поставить очистительную клизму;

д) утром в день исследования, больной должен натощак явиться в рентгенкабинет (не пить, не есть, не курить, не принимать лекарственные вещества). Взять с собой 2 сырых яйца. В рентгенкабинете делаются обзорные снимки, после чего больной принимает желчегонный завтрак (2 сырых яичных желтка или раствор сорбита (20г на стакан кипяченой воды) для желчегонного эффекта). Спустя 20 минут после приема желчегонного завтрака выполняется серия обзорных снимков через определенные промежутки времени в течение 2-х часов.

Подготовка больного к холеграфии (рентгенологическое исследование желчного пузыря желчевыводящих путей после внутривенного введения контрастного вещества).

1. Выяснить аллергологический анамнез (непереносимость препаратов йода). За 1 – 2 дня до исследования провести пробу на чувствительность к контрастному веществу. Для этого 1 мл контрастного вещества, подогретого до t=37-38оС, ввести внутривенно, осуществлять наблюдение за состоянием больного. Более простой способ - это прием внутрь йодистого калия по столовой ложке 3 раза в день. При положительной аллергопробе появляется сыпь, зуд и т.д. В случае отсутствия реакции на введенное контрастное вещество продолжить подготовку больного к исследованию

2. Перед исследованием провести инструктаж больного по следующему плану:

­ 2 - 3 дня до исследования - бесшлаковая диета.

­ В 18оо - легкий ужин.

­ За 2 часа до сна - очистительная клизма, если больной не может освободить кишечник естественным путем.

­ Исследование проводится натощак.

3. В рентгенкабинете ввести внутривенно медленно в течение 10 минут 20-30 мл контрастного вещества, подогретого до t=37-380 С.

4. Больному выполняется серия обзорных снимков.

5. Обеспечить контроль за состоянием больного в течение суток после выполнения исследования с целью исключения замедленного типа аллергических реакций.

Подготовка больного к бронхографии и бронхоскопии.

Бронхография – исследование дыхательных путей, позволяющее получить рентгенографически изображение трахеи и бронхов после введения в них контрастного вещества с помощью бронхоскопа. Бронхоскопия – инструментальный, эндоскопический метод исследования трахеи и бронхов, позволяющий произвести осмотр слизистой оболочки трахеи, гортани, провести забор содержимого или промывных вод бронхов для бактериологического, цитологического и иммунологического исследований, а также проведение лечения.

1. Для исключения идиосинкразии к йодолиполу назначается однократно 1столовая ложка данного препарата внутрь за 2-3 дня до исследования и в течение этих 2-3-х дней больной принимает 0,1% раствор атропина по 6-8 капель 3 раза в день).

2. Если бронхография назначена женщине - предупредить, чтобы на ногтях не было лака, а на губах – помады.

3. Накануне вечером по назначению врача с седативной целью больному принять 10 мг седуксена (при нарушении сна – снотворное).

4. За 30-40 минут до выполнения манипуляции провести премедикацию по назначению врача: ввести подкожно 1мл – 0,1% раствора атропина и 1мл 2% раствора промедола (оформить запись в истории болезни и журнале учета наркотических средств).

Подготовка больного к рентгенологическому исследованию толстого кишечника (ирригоскопия, ирригография), которое позволяет получить представление о длине, положении, тонусе, форме толстой кишки, выявить нарушения моторной функции.

1. Провести инструктаж больного по следующей схеме: а) за три дня до исследования назначается бесшлаковая диета; б)если больного беспокоит вздутие кишечника, то можно порекомендовать в течение трех дней принимать настой ромашки, карболен или ферментные препараты; в) накануне исследования в 15-16 часов больной получает 30 г касторового масла (при отсутствии поноса); г) в 1900 – легкий ужин; д) в 2000 и 2100 накануне исследования проводятся очистительные клизмы до эффекта «чистой воды»; е) утром в день исследования не позднее, чем за 2 часа до ирригоскопии выполняются 2 очистительные клизмы с интервалом в один час; ж) в день исследования больной не должен пить, есть, курить и принимать медикаменты. С помощью кружки Эсмарха в кабинете медсестрой вводится водная взвесь сульфата бария.

Подготовка больного к рентгенологическому исследованию почек (обзорный снимок, экскреторная урография).

1. Провести инструктаж по подготовке больного к исследованию:

- исключить из питания газообразующие продукты (овощи, фрукты, молочные, дрожжеподобные продукты, черный хлеб, фруктовые соки) в течение 3 дней до исследования.

- принимать при метеоризме по назначению врача активированный уголь.

- исключить прием пищи за 18-20 часов до исследования.

2. Накануне вечером около 2200 часов и утром за 1,5-2 часа до исследования поставить очистительные клизмы

3. Предложить больному освободить мочевой пузырь непосредственно перед исследованием.

В рентгенологическом кабинете врач-рентгенолог выполняет обзорный снимок брюшной полости. Медицинская сестра осуществляет медленное (в течение 5-8 минут), постоянно контролируя самочувствие больного, введение контрастного вещества. Врачом- рентгенологом выполняется серия снимков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Рентгенологические методы

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. В КДЛ наиболее часто - колориметрические и спектрофотометрические методы.
  2. Вероятностно-статистические методы. Вероятность случайной величины.
  3. Возрастная психология, как наука. Предмет, проблемы, методы.
  4. Второстепенные рентгенологические проявления
  5. Вторую группу составляют общенаучные методы.
  6. Для изгнания злого духа применялись различные методы.
  7. Для оценки структуры основных фондов на уровне предприятия используются относительные показатели структуры, графические методы. На пример, структурные диаграммы приведены ниже.
  8. Иные методы.
  9. Качественные методы.
  10. Коллиматорный и дифракционный методы. Применение микротелескопов, створофиксаторов, лазерных и других приборов при выверке конструкций и оборудования
  11. Лекция 2. Тема: Неотложные состояния при заболеваниях внутренних органов. Острые аллергические состояния. Кома. Шок. Реанимация, принципы и методы.
  12. Математические методы.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.41.203
Генерация страницы за: 0.008 сек.