Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и эволюция принципа этической и социальной ответственности предпринимательства

Этическая и социальная ответственность предпринимательства

Лекция 6.

 

1. Понятие принципа этической и социальной ответственности предпринимательства

2. Предпринимательство и окружающая природная среда

3. Предпринимательство и потребители

4. Предпринимательство и защита конкуренции

 

В процессе бизнеса предприниматель имеет дело с ресурсами, машинами, продуктами, документами, а также с закупочными, производственными, сбытовыми процессами. Он постоянно общается с людьми как руководитель, менеджер, соглашается со специалистами, ведет переговоры с партнерами, формирует контакты с трудовым коллективом. От того, как будет налажен механизм человеческих отношений во внутренней и внешней среде, будет зависеть репутация и авторитет предпринимателя, его успех на товарном рынке и среди деловых людей. Предпринимательство - профессиональное мастерство, талант, который открывает простор для реализации бизнес-идей, особый стиль деловой этики и коммерческого мышления.

Аристотель считал, что этика помогает узнать, что нужно делать и от чего следует воздержаться.

Деловая этика - это отрасль профессиональных знаний, наука, которая рассматривает и оценивает человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым нормам.

Практическая реализация таких норм определяет поведение этичным или неэтичным. Относительно этики предпринимателя речь идет о поведении субъекта, о требованиях к стилю работы, характера общения с участниками предпринимательской активности. Итак, предпринимательство - это постоянные контакты, переговоры, договоры с партнерами. С каждым отдельно приходится строить отношения не только на основе юридических документов, но и на основе взаимного доверия и уважения человеческих ценностей. Полагаться можно на тех, кто ставит морально-этические нормы прежде всего, придерживается справедливости и равных прав.

Этика всесторонне рассматривает благо индивида и благо общества, подвергает критическому рассмотрению поступки, дает пример для усовершенствования правил жизненного поведения, руководствуется исключительно человеческим разумом.

К основным принципам деловой этики можно отнести:

1. Комплексность представлений о назначении деятельности предпринимателя. Этика должна отражать не только отношения между членами любой социальной системы, но и давать представление о назначении, целесообразность данной системы и ее отдельных членов, цель, характер поведения и критерии оценки действий.

2. Историчность. Этика подвергается механическому переносу того, что является добром и злом в сознании человека. Она развивается на протяжении времени, как и сам человек, в значительной мере определяет характер социальной системы и дисбаланс, а также стиль ведения бизнеса.

3. Отсутствие силового вмешательства. Нелегко навязать человеку пакет идеальных качеств и требовать безошибочных действий. Хотя в процессе самосовершенствования и самооценки определенные сдвиги соответствия этическим нормам, безусловно, будут.

Морально-этический кодекс предпринимателя - это систематизированный перечень норм, которыми должен руководствоваться каждый субъект предпринимательской деятельности в бизнесе. Основные его положения приведены в таблице:

 

Этический кодекс предпринимателя

 

● Уверенность в пользе своего труда не только для себя, но и для людей, общества, государства

● Понимание того, что люди хотят и умеют работать, пытаются реализовать себя вместе с предпринимателем

● Вера в бизнес, отношение к нему как к искусству, творческому делу

● Признание необходимости конкуренции и в то же время стремление к сотрудничеству

● Уважение к себе как к личности и к любой личности как к себе

● Уважение к любой собственности, государственной власти, общественным движениям, социальному устройству, законам

● Доверие к другим, уважение к профессионализму, компетентности

● Признание ценности образования, науки и техники, информатики, культуры

● Забота об экологии

● Стремление к нововведениям

● Гуманизм

 

 

Учитывая повышение роли этики, предпринимательская структура может разработать этический кодекс фирмы, в котором отражаются моральные корпоративные ценности и критерии. Ведь это - визитная карточка солидности предприятия, которое беспокоится о своей деловой репутации и доверие со стороны окружающих.

Основу корпоративного этического кодекса можно сформулировать так: фирма не будет терпеть неэтичных и незаконных действий с целью личного дохода. Репутация фирмы - выше любой выгоды. Фирма - не просто экономический субъект, место работы. Для творческого, работящего человека фирма - основное средство жизнеобеспечения и благополучия в семье. Работник ценит работу, а фирма ценит труд каждого работника, пытается создать благоприятные условия и позитивную атмосферу.

Фирма должна быть такой, которой можно было бы гордиться, честно работать и вести бизнес. Выход на работу не должно быть обременительным для рабочего. У солидного предприятия много партнеров, которые довольны коммерческими связями, имеют желание сотрудничать в будущем. Все это возможно тогда, когда весь персонал и сам предприниматель-владелец будут придерживаться этического кодекса.

Этические нормы могут быть разработаны и на уровне определенной профессии (например, кодекс брокера, коммерсанта, страховщика и др.), вида предпринимательства, учитывая международную практику. Многие страны, в том числе Украина, придерживаются основных принципов Глобального этического кодекса туризма, принятого на 13 сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации (г. Сантьяго, Чили, октябрь 1999 г.).

Сложность решения этических проблем предпринимательства заключается в том, что трудно срочно их решить принудительными методами. Только тогда, когда отклонение предпринимателя от принципов морали становится однозначным нарушением юридических законов, в силу вступают государственно-административная, дисциплинарная, гражданская ответственность.

Лучшими средствами обеспечения порядочного, честного предпринимательства является образование, воспитание, общественное мнение. Следовательно, настоящий предприниматель должен знать нормы делового поведения, избегать аморальных, неэтичных действий в отношениях с другими участниками бизнеса.

Согласно законодательству Украины, Субъект предпринимательской деятельности несет ответственность за невыполнение заключенных договоров; нарушение прав собственности других предприятий, учреждений, организаций, граждан; несоблюдение правил безопасности и условий труда; производство и реализацию некачественной продукции, причиняющей вред здоровью людей; загрязнение окружающей среды; сокрытие доходов от налогообложения; нарушение антимонопольного законодательства. Предприниматель также несет имущественную ответственность, степень которой зависит от конкретной организационно-правовой формы бизнеса.

Предприниматели несут ответственность перед различными группами и субъектами предпринимательской деятельности. Это - вкладчики, инвесторы, кредиторы, потребители, отечественные и иностранные партнеры по бизнесу, наемный персонал.

Деловой человек должен овладеть этикетом, который в значительной степени способствует успешному решению вопросов в бизнесе.

Этикет предпринимателя включает следующие составляющие:

* нормы и правила корректного поведения в отношениях со своими коллегами и подчиненными, руководителями других предприятий;

* правила взаимного приветствия, представления, знакомства;

* правила организации бизнес-встреч и проведения деловых переговоров;

* требования к внешнему виду, манерам, одежде, служебному помещению;

* требования к языку;

* культуру служебной переписки;

* знание международного протокола и национальных особенностей во время деловых контактов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Общеизвестны три основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (см | Предпринимательство и окружающую природную среду
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.